Казахстан - Атомная тяжба. Стратегическое имущество на полмиллиарда тенге возвращено государству 00:28 15.04.2002
Александр СУХАНОВ, Астана
Щедрый "подарок" сделали частной фирме судебные исполнители - режимные объекты стратегически важного Мангистауского атомного энергокомбината (РГП "МАЭК") на полмиллиарда тенге. Лишь недавно прокуратуре удалось добиться возвращения государству его собственности.
Как сообщила нам старший прокурор генеральной прокуратуры Зауре Махатова, прокуратура более года добивалась восстановления законности по этому делу. Судебные инстанции понадобилось пройти по два раза. А начало свое история берет в далеком 1994 году, когда был заключен первый договор между РГП "МАЭК" и коммандитным товариществом (КТ) "Бгатов и компания "Вира". За несколько лет МАЭК задолжал за выполнение работ этой компании солидные суммы. В конце концов, в октябре 1997 года КТ "Бгатов и компания "Вира" предъявило энергокомбинату претензию на 185 миллионов тенге (с учетом неустойки). Комбинат должок признал, но согласился на списание с его счета лишь 67 млн. Несмотря на это, компания выставила инкассовое поручение (по списанию с банковского счета) на всю катушку, то бишь на 185 миллионов. Впрочем, счет МАЭКа все равно оказался пустым. Но тут в дело вступили судебные исполнители...
Медлительность судоисполнителей уже стала притчей во языцех, не бросал в них камень за их бездействие только ленивый. Но в нашем случае они проявили поразительную расторопность и с места рванули в карьер. Для начала "посланцы Фемиды" возбудили исполнительное производство на основании... инкассового поручения КТ "Бгатов и компания "Вира" (!). Хотя оно было составлено с такими грубыми нарушениями, что банк не имел права его исполнить даже при наличии денег на счету МАЭКа.
А затем судоисполнители переплюнули Дэвида Копперфильда и Игоря Кио, вместе взятых, умудрившись одним простым движением погасить весь долг МАЭКа. Они просто взяли и... передали в собственность КТ "Бгатов и компания "Вира" нефтебазу ТЭЦ-3 и мазутохранилище ТЭЦ-1 - имущество режимного объекта атомной энергетики РГП "МАЭК" стоимостью более 520 миллионов тенге (!).
В июле 2001 года прокурор города Актау подал иск в суд о признании недействительным "исполнительного документа" в виде упомянутого выше инкассового поручения. Горсуд иск прокурора удовлетворил. Однако вышестоящие инстанции - сначала Мангистауский областной суд, а затем и верховный - в иске отказали, признав действия судоисполнителей... законными.
Служители Фемиды почему-то многое при этом упустили из виду. Что суд даже не возбудил гражданское дело по жалобе РГП "МАЭК" на незаконные действия исполнителей. Что нефтебаза ТЭЦ-3 и мазутохранилище ТЭЦ-1 являются звеньями единого комплекса РГП "МАЭК", который входит в спецперечень стратегически важных объектов государства, и предназначены они для обеспечения его топливом в случае остановки атомных энергоблоков. Что отдали их всего за 118 миллионов, не оценив их рыночную стоимость. Остался без внимания и букет других нарушений правовых норм.
Лишь в последний день января нынешнего года надзорная коллегия верховного суда по протесту генерального прокурора признала "исполнительный документ" в обличье злополучного инкассового поручения недействительным. А еще через месяц, вновь по заявлению генпрокурора, надзорная коллегия отменила судебные постановления, которыми жалоба РГП "МАЭК" на действия чересчур ретивых судоисполнителей осталась без удовлетворения.
Материальные права государства, наконец, восстановлены. Долг же МАЭКа перед КТ "Бгатов и компания "Вира" будет возмещаться в установленном порядке. Случилось это благодаря принципиальной позиции генеральной прокуратуры и объективности надзорной коллегии верховного суда, которая отменила вынесенное ровно год назад постановление президиума верховного суда.
Два обстоятельства настораживают во всей этой истории. Во-первых, пугает та легкость, с которой раздаются или просто разворовываются стратегические объекты государства (вспомним госматрезервы, Экибастузскую ГРЭС-2, РГП "Казахстан Темир Жолы" и т.д. и т.п.). А во-вторых, не может не удивлять то количество времени и сил, которое понадобилось на восстановление законности с учетом таких грубых и достаточно очевидных ее нарушений. Причиной тому может быть либо неповоротливость государственной машины, либо очень сильное противодействие...
|