Туризм в Киргизии - "От гостиницы до гостиницы по Великому Шелковому пути" 00:32 15.04.2002
Туризм – это золотоносный ручей В. Александров, директор туристической компании "Эдельвейс"
Все, чем поддерживается наша экономика, связано с месторождениями или природными богатствами Кыргызстана. Но золотые месторождения скоро закончатся, они небесконечны. В отличие от Кумтора или Макмала, туризм – это тот золотоносный ручей, который не иссякает. Государственная политика должна заключаться в создании хорошего рекламного продукта и благоприятного инвестиционного климата. Проведение Международного Горного фестиваля, который планируется на осень, даст мощный толчок развитию горного туризма и будет той рекламой стране, в которой так нуждается ее туристическая отрасль.
Мы занимаемся коммерческим туризмом с 988 года, когда был создан первый альпинистский кооператив. В него вошли Владимир Бирюков, возглавляющий сейчас компанию "Тянь-Шань Трэвел", я и Владимир Максимов. С этого кооператива, впоследствии разделившегося на две Компании, и началось развитие коммерческого туризма. Позже отпочковался и Владимир Комиссаров, создав новую фирму "ITMC Тянь-Шань".
Все эти люди сами занимались альпинизмом, это было наше хобби, которое и стало нашим бизнесом. Первое помещение мы арендовали в здании Спорткомитета. Все вокруг смеялись над нашим начинанием, так как самым перспективным видом спорта в ту пору считался футбол. Нашему кооперативу предрекали скорую кончину, утверждая, что "умный в гору не пойдет", но все получилось иначе. Туристическое поле деятельности было нам хорошо знакомо, но не в коммерческом плане. Здесь пришлось начинать с нуля. Было очень тяжело. В то время люди брали большие кредиты и не возвращали их. Мы не взяли ни одного, но каждый вложил, что мог. Сейчас в нашей компании "Эдельвейс" работает около 7 сотрудников постоянно, а в летние месяцы - более 100 человек. Мы привлекаем гидов, переводчиков, инструкторов. Жаль только, что сезон работы очень короткий – с мая по сентябрь.
Емкость туристического рынка Кыргызстана по цифрам Госкомтуризма, озвученным на различных совещаниях, составляет примерно 20 тыс. иностранных туристов в год, из них, по нашим оценкам, 40% приходится на приключенческий туризм. 60% мы называем культурными программами или иначе "от гостиницы до гостиницы по Великому Шелковому пути". В этих программах участвуют в основном люди пожилого возраста, которые находятся на отдыхе и могут позволить более дорогие виды отдыха, включающие хорошие гостиницы, автобусы и рестораны. Молодые же люди больше предпочитают приключенческий туризм: сплавы по рекам, горные лыжи, конные путешествия, треккинги и т.д.
С 1989 года прослеживается устойчивая динамика роста посещения Кыргызстана туристами на 10% в год. Если сравнивать настоящее время с советским периодом, то этот рост является незначительным, так как в те годы внутренний туризм в СССР был развит очень сильно. Сейчас же приток туристов из стран СНГ небольшой. Правда, в прошлом году Иссык-Куль посетили многие россияне, в большинстве из Сибири. Население же европейской части России приезжает к нам очень редко, так как за те же деньги они могут отдохнуть в Европе или Турции, где инфраструктура находится на гораздо более высоком уровне, чем в Кыргызстане.
Действительно, что касается качества предлагаемых услуг, то мы уступаем многим странам, экономика которых традиционно завязана на туризме. По этому вопросу часто возникают споры, особенно с нашими узбекскими коллегами, которые считают, что наш сервис хуже, чем в Узбекистане. Но на их страну, если вспомнить историю, работал весь Советский Союз, делал рекламу Самарканду и Бухаре, создал инфраструктуру, построил автомобильные и железные дороги, аэропорты. Кыргызстан же был закрытой страной – терра инкогнита, и к нам на Иссык-Куль первые иностранцы приехали только в 1992 году. Кыргызстанцы начинали все с нуля. Конечно, в этом отношении мы проигрываем, и поэтому инвестиционный климат очень важен.
Большие проблемы для бизнеса связаны с событиями 11 сентября в Нью-Йорке. Сразу после этого к нам поступило 40% отказов от заявок. Многие иностранцы считали и до сих пор считают, что Афганистан находится у нас "за забором". С окончанием военных действий в Афганистане, и особенно после размещения военного контингента в Бишкеке, переписка пошла поживее. Это понятно, так как туристы предпочитают ездить в стабильные регионы, и чтобы мы ни говорили, если нет стабильности политической обстановки, туристов это не прибавит. Из-за этих печальных событий по итогам прошлого года произошел значительный спад тур потока – примерно на 20%.
В этом отношении реальную помощь оказывают наши иностранные коллеги – и Макс Хаберштро, и Иен Клейтор, которые пишут в западные газеты о том, что они живут в Кыргызстане, что здесь все спокойно, никто не стреляет, и даже гораздо спокойнее, чем во время Баткенских событий. И еще раз повторю, для туризма самое главное – стабильность ситуации, как политической, так и социальной.
В последние годы мы ощущаем поддержку со стороны государства, особенно в усовершенствовании законодательной базы. Нас часто приглашают в Правительство уже не просто поприсутствовать, а чтобы выслушать каждого из нас, понять проблемы туроператоров. Мы говорим о том, как все у нас происходит на самом деле, и к нам прислушиваются. Был создан Координационный комитет с участием представителей туристического бизнеса, иностранных консультантов и правительственных чиновников. Когда к нам приезжают наши коллеги из Казахстана и Узбекистана, мы их приглашаем на такой же Совет, только при Госкомспорттуризме, с участием силовых ведомств: таможни, МВД, пограничных войск, МИДа. Там мы можем обратиться напрямую к первым лицам и высказать все проблемы. В общем, за два года дело сдвинулось с мертвой точки.
Небольшой пример. Кашгар – это очень привлекательный, с точки зрения туризма, объект, так же, как и Самарканд. Наши культурные программы на 80 процентов идут по Великому Шелковому пути. И мы, и наши зарубежные партнеры стараемся объединить их в одну ветку. Эта программа начинается в Ашхабаде, в Туркменистане, затем проходит по Узбекистану (Хива, Бухара, Самарканд, Ташкент), потом по территории Казахстана. Кыргызская часть программы начинается в Оше или Таласе, затем через Сон-Куль, горные джайлоо, Суусамырскую долину, Нарын туристы прибывают на перевал Торугарт, где находится контрольно-пропускной пункт. Там их встречают китайские партнеры, которые перевозят людей в Кашгар. Раньше эта программа продолжалась в Пакистане, через Кара-Корум туристы ехали до Исламабада. Теперь же Пакистан года на 2-3 исключается из туристского бизнеса. Сейчас, скорее всего, из Кашгара туристы будут продолжать путешествие в Пекин, или из Урумчи вернутся назад в Алматы самолетом.
Ранее этот тур был самой напряженной программой, и Торугарт в этой цепи был самым страшным местом беззакония: не было связи, дорога плохая и тяжелая, высота перевала 3700 метров, метеоусловия ужасные. Когда группа туристов уезжала на Торугарт, мы обязательно ждали каких-либо неприятностей. Переход границы занимал один день как минимум. Люди находились на перевале у колючей проволоки часами, их не пропускали дальше. Небольшая помарка в документах – и туристов возвращали назад, что влекло за собой огромные неустойки для фирм - туроператоров.
Но в последние два года обстановка в КПП "Торугарт" изменилась в лучшую строну, и таможня стала нормально работать, и пограничники. Туристам дают зеленую улицу.
Среди местных компаний сложились конкурентные отношения, конкуренция есть и будет, и должна быть. Если будет все нормально, ситуация стабилизируется, то работы хватит всем.
Сейчас нет лицензирования на туристический вид деятельности. Его не отменяли, но когда в Жогорку Кенеше принимали Закон о лицензировании, туризм в него не попал. С одной стороны это хорошо, с другой же - плохо. Ведь в этом случае любой человек может заниматься туризмом, купив патент. Поэтому многие непрофессиональные индивидуалы начинают предлагать туристические услуги. И так как они не несут никакой ответственности, то и туристов принимают плохо. А плохой сервис приносит плохую славу. От этого страдает имидж Кыргызстана как страны туризма. Человек, работая один, естественно, может предложить очень низкие цены, которые потенциальным туристам кажутся более привлекательными. А мы содержим офисы, парк автомашин, платим налоги, зарплату сотрудникам, но мы и отвечаем за свою работу. В этом плане отмена лицензий вызывает у нас настороженность. Лицензии давали какой-то уровень подготовленности и поднимали планку вхождения на рынок туризма. И для туризма в целом это было лучше.
Все, чем поддерживается наша экономика, связано с месторождениями или природными богатствами Кыргызстана. Геология - это, конечно, прекрасно, но золотые месторождения скоро закончатся, они не бесконечны. К сожалению, мы не Арабские Эмираты, где все блага льются рекой, только открой нефтяной кран. Но, в отличие от "Кумтора" или "Макмала", туризм – это тот золотоносный ручей, который не иссякает. Природа никуда от нас не уйдет, она, слава Богу, вечна, если мы ее не загубим сами.
В отличие от Узбекистана, признанного центра туризма, имеющего богатую историю и памятники архитектуры, туристов у нас привлекает прекрасная природа.
Как я уже сказал, 40% от общего туризма приходится на приключенческий туризм, а он не требует больших вложений, шикарных гостиниц. Достаточно иметь несколько мест стоянок и там расположить палаточные лагеря, которые мы везем с собой на своих машинах. Это армейские джипы, которые мы переоборудовали в комфортабельные машины, и они ходят по всей территории страны. Во многих местах в Нарынской и Иссык-Кульской областях стали устраивать национальные юрточные лагеря с помощью местных администраций. Обычно кто-то из местных жителей выкупает землю и ставит юрты. Ведь часть туристов едет за тем, чтобы посмотреть реальную жизнь, зайти в реальную семью, которая живет, скажем, в юрте на Сон-Куле, переночевать там. Часть туристов хочет видеть только красивое: национальные шоу, игры, красивые юрты, красивую национальную одежду и хороший оркестр. Все это сейчас можно увидеть во многих юрточных лагерях.
Немаловажным аспектом в развитии туристической деятельности является реклама. Приезжая на международные туристические выставки, мы начинаем работать "учителями географии", так как большинство иностранных граждан не знает не только, где находится Кыргызстан, но и что такая страна вообще существует. Обычно Кыргызстан путают с Курдистаном, уровень представления о нашей стране очень низкий. Это основная причина, сдерживающая развитие туризма, и государственная политика должна быть направлена на то, чтобы страну лучше знали за рубежом. Надо делать рекламу и вкладывать в это деньги. До настоящего времени этим занимаются наши частные компании: мы предлагаем свои услуги и одновременно пропагандируем нашу страну. Но этого очень мало.
Я думаю, что государственная политика должна заключаться в создании хорошего рекламного продукта и благоприятного инвестиционного климата. Большие надежды мы связываем с проведением Международного Горного фестиваля, который планируется на осень. Это даст мощный толчок развитию горного туризма и будет той рекламой стране, в которой так нуждается ее туристическая отрасль.
|