"Гундогар" - Из всех искусств наиопаснейшим для Ниязова является кино 01:50 16.04.2002
С. А. Ниязов: Из всех искусств наиопаснейшим для нас является кино Нургозель Байрамова (Ашхабад)
Сегодня продолжаются дискуссии о том, что дала, чего не дала советская власть бывшим союзным республикам, а ныне независимым государствам. Все заметнее следующий парадокс: чем дольше народы живут в условиях независимости, тем шире становится круг убежденных в том, что при бывшей метрополии - Советском Союзе колонии обладали большими возможностями в экономике, социальной сфере, науке, культуре, искусстве. Наиболее ярко это проявляется в Туркменистане, где президент С. Туркменбаши объявил вне закона все, что имеет отношение к прежней жизни, включая русский язык и всю научно-гуманитарную сферу, и заявил о том, что самому туркменскому духу противны европейские культура, образование и искусство. Одной из первых жертв такой политики стало туркменское кино.
Президент С. Ниязов в начале 90-х годов пришел к выводу, что именно в среде кинематографистов могут особенно активно зародиться бациллы свободомыслия. После немногочисленных безуспешных попыток "приручить" деятелей кино, заставив писать кинохронику "туркменбашизма" и создавать кинопамятники президенту, он просто разрушил киностудию тракторами, разогнал кинематографистов и обвинил в антипатриотизме целую группу туркменских кинорежиссеров, киноактеров, кинооператоров не только настоящего, но и прошлого. Многие подверглись гонениям и традиционным для Ниязова уголовным преследованием по несуществующим фактам хищений и различных злоупотреблений. Наиболее жестоко туркменский вождь-мракобес расправился с выдающимся мастером туркменского кино Ходжакули Нарлиевым, великим актером, безвременно умершим Артыком Джаллыевым, Народной артисткой СССР Маягозель Аймедовой.
Сегодня десятки известных не только в Туркменистане деятелей кино находятся в добровольном или насильственном изгнании: Усман Сапаров, Ходжадурды Нарлиев, Ильмурад Бекмиев, Нуры Шамухаммедов, Сергей Шугарев, Алты Артыков, Язлы Сейидов, Антон Михельсон, Мурад Алиев.… А те, кто находится в Туркменистане, отлучены от дел или под угрозой расправ вынуждены снимать на видео разную "телевизионную дрянь" о великом президенте. После того, как заявил о своем переходе в демократическую оппозицию режиму Ниязова бывший заместитель главы туркменской дипломатической миссии в США Чары Аннабердыев, издевательскому изгнанию с работы подвергся его старший брат кинорежиссер Борис Аннабердыев.
Незадолго до своей смерти великий актер Артык Джаллыев, принимая друзей из Москвы, среди которых были его старые друзья и коллеги по работе на "Туркменфильме" и на других студиях бывшего Союза - Евгений Матвеев, Евгений Жариков, Георгий Жженов, Зинаида Кириенко - сказал, что "ни один Жданов или Суслов не могли нанести такого урона туркменскому искусству, как это сделал Ниязов, превративший цветущий сад туркменского кино в безжизненную пустыню". Острой болью в сердцах граждан Туркменистана отзывались грязные выпады новоявленного туркменского Сапармурада Калигулы в адрес одного из основоположников туркменского кинематографа Народного артиста СССР Алты Карлиева. Разрушив здание киностудии "Туркменфильм", созданной Карлиевым и носившей его имя, а затем и скромный памятник, Сапармурад Туркменбаши запретил прокат большинства старых туркменских кинолент.
Под запретом оказались шедевры Ходжакули Нарлиева: "Дерево Джамал", "Невестка", "Фраги – разлученный со счастьем", ленты Усмана Сапарова, Мурада Алиева и других. В 1996 году Мурад Алиев при поддержке Центра Ролана Быкова и киностудии "Мосфильм" снял картину "Дети землетрясения" - трагическую новеллу о нескольких страшных днях октября 1948 года. Ниязову не понравилось, что в этом фильме сюжет не был сфокусирован на его персоне, а был посвящен целому поколению, пережившему страшное землетрясение. Эта кинокартина, несмотря на то, что пришлась не по вкусу туркменскому президенту, прошла предконкурсный отбор для участия в Каннском кинофестивале. Ниязов не просто запретил этот фильм к показу в Туркменистане, но изъял все копии его, с целью не допустить вывоз картины за границу. Он отказал многочисленным просьбам ныне покойного Ролана Быкова "выпустить" картину на фестиваль. Более того, он начал преследовать режиссера, который не оправдал оказанного ему высокого доверия и изобразил маленького Сапармурада недостаточно великим и гениальным.
Сегодня Ниязов предпринял еще одну попытку увековечить себя на киноэкране, заказав кинорежиссеру Кериму Аннанову фильм о себе любимом под рабочим названием "Поезд идет на Восток". Правда, кино это снимается на видео, ибо кинопроизводство в Туркменистане мертво. Оборудования нет, студий нет, пленки нет, камер нет, да и актеров с режиссерами практически не осталось. Что уж тут говорить об участии в многочисленных кинофестивалях, проводимых по всему миру вообще и в рамках СНГ, в частности? Даже представления о том, что существует международный кинорынок, международный кинообмен, что, наконец, есть такое понятие, как кинобизнес, наши чиновники от культуры и вовсе не имеют. Вот и довольствуется туркменский зритель немногочисленными показами по телевидению старых, "заезженных" донельзя индийских фильмов. Кинотеатры же практически повсеместно превращены в сомнительного рода увеселительные заведения.
Так что, если и говорить о поезде, то туркменские кинематографисты действительно ждут его, чтобы на нем возвратиться на Родину и возродить туркменское кино. Хотя сделать это будет очень трудно, потому что сегодня ни один представитель независимого Туркменистана не обучается кинематографической профессии ни в России, ни в Украине, ни в Европе, ни в Америке. А в самом Туркменистане выпускников Института культуры даже с большой натяжкой нельзя причислить не только к мастерам, но и к "подмастерьям" режиссерского или актерского цехов, поскольку те, кто действительно могли бы передать свое мастерство и опыт молодежи Туркменистана, изгнаны из страны, а, если и остались, то только в качестве "мальчиков для битья". К их числу, прежде всего, относится талантливый режиссер, создатель популярного "Охламона" Эдуард Реджепов, "заточенный" Ниязовым на посту одного из руководителей туркменского телевидения и не реже одного раза в месяц публично подвергающийся грубым оскорблениям со стороны самого Сапармурада Туркменбаши. Причина? Все очень просто: почему Реджепов смог создать фильм "Охламон", ставший лауреатом многих кинофестивалей и завоевавший любовь многочисленных зрителей, но до сих пор ничего не создал о Туркменбаши и ничего не получил за это в Каннах?
…В свое время режиссер Ходжакули Нарлиев снял по сценарию Чингиза Айтматова кинофильм "Манкурт" - философскую притчу о существе, лишенном памяти о родителях, о матери, лишенном чувства стыда, совести, чести, превращенного в зверя в человеческом обличии. Так что можно считать, что фильм о Ниязове уже снят.
|