Турсунбай Бакир уулу (депутат парламента Киргизии) вновь выступает за ввод многоженства 00:46 18.04.2002
Нужен ли Кыргызстану закон о многоженстве? Восток - дело тонкое.
Кыргызстан – центрально-азиатская страна с почти пятимиллионным населением, где 80 % населения принадлежат к мусульманской конфессии.
Если вернуться к предыстории вопроса, одним из аспектов общей концепции формирования семьи в исламе является нравственное и социальное поведение мужчин и женщин. Как религия (и социальная система), ставящая своей целью организовать жизнь людей, ислам поощряет планирование семьи. И выбор партнера (партнеров) по браку, рождение детей, определялись у мусульман, исходя из физических, культурных и социально-экономических возможностей. Особо подчеркивалась ответственность и способность обоих родителей (и мужа, и жены) растить детей в духе ислама и удовлетворять общественные обязанности семьи. Можно вспомнить, что в мусульманстве многоженство существовало с давних времен. Еще пророк Мухаммед (Магомет), по сохранившимся источникам, имел четыре жены.
В кыргызском обществе также издавна существовали обычаи многоженства. Так, в отдаленных аулах еще недавно не были редкостью патриархи, имевшие двух-трех жен.
Вопрос рождаемости в мусульманских республиках никогда не был острым и болезненным, исстари мусульманские женщины славились своим чадолюбием и многочисленными дружными семьями. В прессе, на телевидении долгие годы культивировался образ женщины-многодетной матери, хранительницы национальных традиций и домашнего очага.
Еще 10-15 лет назад Кыргызстан по темпам рождаемости нисколько не отставал от всех республик Средней Азии, значительно превышая темпы роста населения в остальных республиках бывшего СССР. По данным статистики, в 1960 году в расчете на 1000 человек населения рождалось 37 детей, в 1980 – 30, в 1990 – 30, только в 2000 г. снижение рождаемости стало заметным – 20 детей на 1000 человек населения.
В современных условиях появился новый образ кыргызской женщины – носительницы новых утилитарных ценностей, самостоятельно решающей, сколько детей иметь, пользоваться ли средствами контрацепции, брать ли кредит для улучшения жизни семьи. Но одновременно существует и полярный стереотип современной женщины, которая не может сама решать свою судьбу, будучи полностью зависимой от мужа (экономически и социально) в силу создавшихся условий.
Поэтому для современного общества немаловажным является объективное, беспристрастное рассмотрение вопроса (или проблемы) многоженства со всех точек зрения.
Проблема многоженства достаточно часто исследовалась не только в Азии, но и в Европе. Взгляд европейских исследователей на проблему многоженства основывается на том, что законодательное закрепление прав мужчины на несколько жен является нарушением прав человека, поскольку тогда в законе надо закрепить и право женщины на несколько мужей. К тому же закон о многоженстве считается очень дискриминационным для большинства членов мужского сообщества, т.к. его применение возможно лишь для богатых мужчин, бедные же при всем желании не смогут себе этого позволить. Поэтому официальное принятие этого закона может заставить многих мужчин почувствовать себя неполноценными и обделенными.
Пару лет назад этот вопрос, инициированный известным депутатом В. Жириновским, рассматривался в Государственной Думе России, но, после достаточно оживленных дискуссий, все же не был принят.
Пять-шесть лет назад вопрос о многоженстве обсуждался и кыргызскими парламентариями. Предложенный законопроект вызвал огромные дискуссии на всех уровнях, но не нашел поддержки большинства депутатов. Мнения разделились на диаметрально противоположные. Наряду с достаточно вескими аргументами, касающимися защиты интересов женщин и детей в таких браках, существовали и нейтральные, и противоположные точки зрения.
В 2002 году проблема многоженства опять предлагается к обсуждению. Вновь поднимает ее депутат Законодательного собрания Жогорку Кенеша (Парламента) Кыргызстана Турсунбай Бакир уулу.
В середине апреля в Бишкеке, столице Кыргызстана, прошел двухдневный семинаре по гендерному законодательству, инициированный Программой ПРООН по социальному развитию при участии Шведского агентства международного развития (SIDA). К участию в нем были приглашены известные специалисты по вопросам гендера, среди которых международные консультанты из SIDA (Швеция) Б. Бернстром и К. Ланн, депутаты Парламента, представители 12 НПО Кыргызстана, занимающихся гендерными исследованиями и оказывающих реальную помощь женщинам в кризисных ситуациях.
Хотя на семинар были приглашены 30 депутатов-парламентариев, но активное участие приняли только 10 из них. Причины неучастия в обсуждении, очевидно, у каждого депутата были разными, но без сомнения, решающую роль сыграл здесь и пресловутый мужской "шовинизм", не считающий гендерные проблемы заслуживающими серьезного внимания. Только депутаты-законодатели А. Проненко, Т. Боронбаева, Т. Бакир уулу, И. Кадырбеков, Т. Абдурасулова и некоторые другие оказали реальную помощь при обсуждении предложенных законопроектов по обеспечению гендерного равенства и мерах защиты против насилия в семье.
Возвращаясь к вопросу о решении проблемы многоженства в республике, Т. Бакир уулу, которого, по его словам, поддерживает группа депутатов парламента, призвал вернуться к этому щепетильному вопросу на законодательном уровне, внеся наконец дополнения в Семейный кодекс. Поскольку давно не является секретом, что в Кыргызстане определенная часть мужчин состоит в гражданских браках, наряду с официальным, зарегистрированным браком, Т. Бакир уулу убежден, что законодательное решение этой проблемы позволит защитить не только права женщин, которых реально касается эта проблема, но и, главное, узаконить права детей, рожденных в таком браке.
Мнение же другого депутата парламента, Алевтины Проненко, связано не с обсуждением необходимости законодательно закрепить право на многоженство, а с принятием двух более важных, на ее взгляд, законов - "О государственных гарантиях обеспечения гендерного равенства в Кыргызстане" и "О мерах социально-правовой защиты от насилия в семье".
Поскольку в последние 5-7 лет в Кыргызстане уделяется достаточно большое внимание развитию вопросов гендерного равенства, именно сейчас, по мнению многих, наступил период для конкретных действий на законодательном уровне.
Если принять эти законопроекты, как предложила А. Проненко, в целом, это станет очень важным политическим шагом, за которым должно последовать скорое изменение норм существующего законодательства в соответствии с этими законами. Без внесения изменений в Уголовно-процессуальный, Гражданский, Семейный кодексы гендерное законодательство не будет работать.
В настоящее время женщины в Кыргызстане составляют 50, 6 % населения. Во многих сферах общественно-политической жизни Кыргызстана роль женщин очень высока, но так же часто наблюдается и недостаточное представительство женщин в некоторых процессах. Так, в Жогорку Кенеше (Парламенте) Кыргызстана представлено всего 6,7 % женщин, в то время как в Швеции, одной из стран, лидирующих в решении вопросов гендерного равенства мужчин и женщин, женщины составляют чуть менее половины парламентариев. По числу парламентариев-женщин Кыргызстан занимает 65 место в мире, сразу после Замбии, но впереди Панамы, Никарагуа и Судана.
По мнению всех участников семинара, реальные меры по обсуждению и скорейшему утверждению подготовленных законопроектов должны быть как можно скорее поддержаны Парламентом, поскольку от их решения может зависеть осуществление многих демократических преобразований. А без гендерного равенства в обществе не стоит говорить о демократии общества. Этот постулат давно является аксиомой в развитых странах мира.
Елена Мешкова, обозреватель "Кабар"
|