Д.Сулеев - "Если завтра война". Нужны ли Казахстану непомерные военные расходы? 00:44 22.04.2002
Джанибек СУЛЕЕВ Если завтра война или На что мы тратимся?
На Сары-Шаганском полигоне прошли военные учения "Щит Родины-2002". Такие большие маневры стоимостью свыше 150 миллионов тенге прошли впервые. Шли в атаку десантники, гвоздила артиллерия, прицельное бомбометание демонстрировала авиация. За их действиями наблюдал Верховный главнокомандующий Н.Назарбаев, сообщивший затем прессе о том, что наша доктрина – оборонительная, поэтому учения предусматривали отражение условного противника. При этом Главкомверх заметил, что он все-таки "не военный человек".
В мире нынче, как говорили в старые добрые времена, налицо "обострение международной напряженности". Тут и терроризм интернационального размаха, и пылающий Ближний Восток, и опасные трения между Пакистаном и Индией, и перманентно неспокойный Афганистан... Поэтому учения у Балхаша дают толчок к своевременным размышлениям о казахстанской военной доктрине.
Казахстан, стремительно догоняющий страны третьего мира, тем не менее, имеет все необходимые государственные институты, как какая-нибудь высокоразвитая страна. Понятно, что приходится нести на это и соответствующие траты. Причем такие, которые не допускают многие страны в мире. У нас один процент от ВВП, который вообще "весит" свыше двух десятков миллиардов долларов, идет только на военные нужды. Эта сумма почти равняется бюджетам некоторых экс-советских республик, население которых считалось в прошлую эпоху очень зажиточным. Но и наш военный бюджет не сравним с китайским или российским. Не говорим мы уже о таких вещах, как качество подготовки личного состава вооруженных сил соседей и его специализация.
Шимон Перес, возглавляя еще МИД Израиля, оказывается, говорил казахстанскому президенту, что он не завидует ему. Дескать, Назарбаеву надо иметь три глаза, чтобы уследить за такими колоссами, как Россия, Китай и Юг (Пакистан и Индия). Но, если Россия представляется Казахстану не столь опасной, то в остальном замечания израильтянина безупречно точны.
В нашей доктрине под "условным" противником можно подразумевать весь мир. Но, чтобы руководствоваться ею, надо, по крайней мере необходимо, иметь ядерное оружие. Чего у Казахстана, как известно, давно нет. В этом смысле, наверное, все-таки прав политик-трибун Г.Касымов, ратующий за возвращение Казахстану статуса ядерной державы.
Сегодня Афганистан, уже долгое время после апрельской революции стоящий на пороге своего разделения, помимо всего прочего, становится яблоком раздора между Ираном и Пакистаном. Но Иран наглухо закрывает восточную границу, и можно прогнозировать, что Пакистан, как и при талибском режиме, будет играть главную роль в строительстве нового Афганистана. В итоге мы, которым до афганской границы всего-то 700 километров, потенциально приближаемся к Пакистану. А Исламабад всегда имел планы выйти за линию Дюранда. Версии всякие нужны, версии всякие важны, тем более, когда речь идет о странах, которые никогда не входили в число твоих партнеров. Так вот, ракета СКАД с ядерной боеголовкой спокойно преодолевает и 700, и более километров…
Вызывает вопросы и деление страны на военные округа. К чему нам этот поистине имперский размах? Если глава государства к тому же считает, что в современных условиях обороняться каждому в отдельности непродуктивно и дорого. И мы должны сознательно идти на сближение, особенно с россиянами.
Так кто же тогда пролоббировал в высшей степени странное решение организации Западного военного округа с центром в Актобе, да еще под командованием контр-адмирала (?!) Р.Камратова?! От кого нам там обороняться? От стратегического партнера, от партнера по Договору о коллективной безопасности? Еще вопрос: почему центр Восточного округа оказался в Семипалатинске, а не в Талдыкоргане?..
Как показали военные кампании последних десяти лет, начиная с "Бури в пустыне", странам, имеющим большей частью конвенциональное оружие, практически невозможно противостоять мировым державам. Не говоря уже о такой ситуации, когда высокоразвитые страны образуют военную коалицию. В связи с этим на память сразу приходит Югославия, обладавшая достаточно боеспособной армией. Но армия, которая более или менее удачно действовала против хорватов, боснийских мусульман и албанских сепаратистов, практически без боя уступила страну после шквала натовских ракетно-бомбовых ударов. Союзники потеряли всего лишь один самолет. Цена противостояния блоку НАТО для Югославии, ныне переименовавшейся в Союзное государство Сербия и Черногория, оказалась просто непомерной. Ущерб колоссальнейший – свыше десяти миллиардов долларов! В мире нет таких свободных средств, чтобы инвестировать их в восстановление Сербии. Таким образом, количество живой силы, пусть и обученной, для такого рода конфликтов в сегодняшних условиях совершенно никчемный фактор. Региональных "условных противников" наша доктрина, между тем, не предусматривает.
В Казахстане проживает менее 15 миллионов населения, плотность населения на один квадратный километр чрезвычайно низка и существует такая проблема, как "деспотия пространства". Страна имеет хорошие перспективы нефтедобывающей державы, но социальная обстановка ухудшается день ото дня. С образованием - швах полный, наука в загоне. Фоном всем этим грустным вещам служит неудержимый рост внешнего долга, который у Казахстана больше чем у кого либо из "нерусских" государств СНГ. Это не означает, что мы призываем перекинуть "военные" деньги в другие сферы. Вопрос в другом: рационально ли вообще кидать те две сотни миллионов долларов на успех заранее безнадежного дела? Это похоже на то, что человек отучится в средней школе 12 лет, на это уйдет уйма денег родителей, а он пойдет на базар тачку толкать…
|