"Вести.Ru" - Пантюркисты против Ирана. США пытаются разыграть карту южного Азербайджана 00:35 23.04.2002
ПАНТЮРКИСТЫ ПРОТИВ ИРАНА? Проживающий в Баку лидер южноазербайджанских сепаратистов был принят представителями Госдепартамента США. Дмитрий Старостин
Президент Азербайджана Гейдар Алиев 21 апреля объявил, что в мае состоится его официальный визит в Иран. Визит этот многократно откладывался. Не только по причине продолжающегося конфликта между Баку и Тегераном из-за спорных нефтяных месторождений в Каспийском море. К тому же Алиев беспокоил иранцев своим желанием посетить Тебриз - столицу иранской провинции Азербайджан.
Именно так: в Иране проживают от 25 до 30 миллионов азербайджанцев-тюрок, старшее поколение которых еще помнит Национально-демократическую республику Южного Азербайджана (НДРЮА) - сепаратистское образование, возникшее в декабре 1945 года при прямом участии соратника Берия, первого секретаря ЦК КП Азербайджана Мир-Джафара Багирова. Республика просуществовала около года и была разгромлена после ухода из Ирана находившихся там с 1941 года советских войск.
В ходе приема иранского посла в Баку 21 апреля Гейдар Алиев вынужден был в очередной раз заявить о своем уважении "территориальной целостности Ирана" и отречься от публикации в полуофициозной газете "Ени Азербайджан", напечатавшей карту Ирана с азербайджанским флагом над частью его территории. Вообще материалы в поддержку южноазербайджанского сепаратизма регулярно появляются в бакинской прессе - в частности, в крупной русскоязычной газете "Зеркало".
Более того, с марта 2002 года в Баку находится лидер южноазербайджанских сепаратистов, бывший профессор Тебризского университета Махмудали Чехрагани. Некоторые его соратники обосновались в азербайджанской столице еще при прежнем президенте страны - Абульфазе Эльчибее, пантюркисте, которого Алиев как-то назвал "азербайджанским Че Геварой". Чехрагани немедленно по приезде (из Швеции) посетил могилу Эльчибея, назвав его "своим учителем и наставником" и "предтечей пробуждения национального самосознания в Южном Азербайджане".
Иран неоднократно требовал от властей Азербайджана запретить деятельность южноазербайджанских сепаратистских организаций в Баку, но успеха не достиг. Несмотря на существующее между странами межправительственное соглашение об экстрадиции, ни одного из разыскиваемых Ираном сепаратистов Азербайджан не выдал. (Что объяснимо - большинство азербайджанцев Чехрагани и его людям как минимум сочувствуют.) Но теперь, когда Алиев собрался в Тегеран, лидер сепаратистов, очевидно, решил на всякий случай заручиться поддержкой тех, к чьему мнению азербайджанский президент прислушивается. Перед переездом в Баку Чехрагани слетал в Вашингтон, где был принят представителями Госдепартамента.
Если в случае с Ираком есть курдский и шиитский вопросы, то против Ирана - еще одного государства бушевской "оси зла" - южноазербайджанская карта является единственной, которую американцы могут при необходимости извлечь из рукава. (Курды в Иране тоже составляют значительное меньшинство, но имеют гораздо большие, чем в Турции, права - в частности, школы и вещание на курдском - и в целом к сепаратизму не склонны.) Если в 1979 году поддержать южноазербайджанский сепаратистский проект для США было немыслимо - к северу от провинции "широко шагал" советский Азербайджан - то теперь по ту сторону Аракса находится дружественное государство.
По крайней мере, в случае попытки создать новую НДРЮА иранским властям явно будет не до спорных каспийских месторождений, которыми интересуются американские и британские партнеры Азербайджана. Пока к Чехрагани присматриваются - но вполне возможно, что им заинтересуются.
|