Шымкентская группа трансавангардистов "Кызыл трактор" - "впечатлить бюргеров все же удалось" 14:55 23.04.2002
Большие тусовки полезны
Шымкентская группа трансавангардистов "Кызыл трактор" осваивала пространство исподволь, поэтапно. Сначала обратила на себя внимание городской публики, затем алматинской и ташкентской. А уж потом пошли чередой заграничные вояжи. То она в Прибалтике, то - дважды - в Австрии. Теперь вот только что из Берлина, где месяц работала в рамках колоссального проекта по искусству и культуре Центральной Азии.
Приглашение было от куратора этого проекта Сабины Фогель, искусствоведа с мировым именем. Та предварительно долго присматривалась к южанам, пока отобрала "кызылтракторцев": Молдагула Наримбетова, Саида Атабекова и Смаила Баялиева. Асхат Ахмедьяров, не будучи членом группы, был приглашен отдельно.
Перфоманс Молдагула Наримбетова назывался "Ковчег", когда на вытянутой формы шестиметровом барабане, обтянутом шкурами, происходило определенное действо. Саид Атабеков дивил присутствующих видеоинсталляцией "Суперсолдат" - на фоне балбалов (изваянных, кстати, на месте) демонстрировались фрагменты фильма "Гибель Отрара". Асхат Ахмедьяров заполонил отведенный ему отсек резиновыми калошами, параллельно по видику шла запись череды людей, снимающих и одевающих эту резиновую обувку. У Смаила Баялиева была музыкальная инсталляция, в которой он задействовал и большой кобыз из кошмы, и камни, и стилизованные арканы-струны.
Впрочем, тут как раз тот самый случай, когда нужно один раз просто увидеть. В этом деле важны детали, которые создают атмосферу, задают тон и рождают идейное содержание.
Кстати, и этого уже мало. Приехавший по специальному приглашению Томас Жишка вручил "кызылтракторцам" условия участия в квадрьеннале на следующий год, которое пройдет в Праге. Так вот там надо будет продемонстрировать нечто, во что оказались бы втянуты зрители и присутствовали такие моменты, где из пяти чувств включалось бы еще и обоняние, вкус.
Томас Жишка, куратор этого проекта, положил на наших глаз еще в Алматы, запомнил и захотел их участия. Так что приглашение в Прагу – конкретный результат берлинского пребывания.
А как насчет самооценки? И что почерпнули наши для себя на неметчине? Смаил Баялиев взялся ответить за всех:
- С творческой стороны, естественно, поняли: есть над чем работать, надо подтянуться. Там зритель более пресыщенный, видавший виды. Но все же он больше пытается обратить внимание на естественность вещей. Например, кожа, войлоки, что-то из национальной атрибутики посетителей очень интересовали. К нам постоянно приставали с вопросами: а это что, как это делается и из чего? Какая-нибудь искусственная заумь их не впечатляет. Конечно, главными остаются идея, содержание. Под тамошнего зрителя надо приспосабливаться. Там не прокатит то, что мы показываем для своих: сказывается разная ментальность и сама архитектура пространства другая.
Тем временем берлинские СМИ проявили неподдельный интерес к азиатам и разразились многочисленными статьями и телепередачами весьма лестного содержания. Так что впечатлить бюргеров все же удалось.
З. САВИНА
|