Борьба Хунты с Интернетом - бирманский вариант. Вирусы оппозиционерам, хакерами по официальному серверу 14:26 24.04.2002
Большие братья и маленькие сестры бирманского интернета Виктор Захарченко
Бирма или Мьянма - вот в чем вопрос. Вопрос острый, ответ на который найти не так то легко, - вернее, оба ответа в сущности правильные. Это - одна тех стран, которые называет двумя именами вся планета, даже не пытаясь разобраться в правильности названия. Вспомните Камбоджу/Кампучию и Нидерланды/Голландию.
И все же, по определению, полученному из компетентных уст Игоря Сиволоба, можно сказать так: оппозиционеры называют страну на международный лад Бирмой (Burma), а военная хунта, пришедшая к власти в стране в 1962 году, - Республиканский Союз Мьянма (Myanmar). Мы поддержим первый вариант, тем более, что даже посольства пишут "Мьянма-Бирма".
Бирма - экзотическая страна между Таиландом и Индией с населением в 49 миллионов человек. Туристов со всего мира всегда влекло на эту землю храмов, буддийской культуры и средневековых памятников. Но с 1962 года Бирма оказалась в изоляции после прихода к власти военной хунты.
Раз уж мы коснулись истории, скажем о ней еще пару слов. Хунта взяла все государственные дела под свой контроль и постановила, что демократический путь - не бирманский путь. Первые и последние демократические выборы в Бирме в 1990 году закончились победой демократов, но хунта, подумав, решила им браздов правления не отдавать. Международному сообществу было подано несколько отмазок вроде "заботы о порядке и стабильности в стране". Но сообщество такая формулировка явно не устроила, и Бирма регулярно ходит в жертвах всяческих санкций - отступать с "верного пути" хунта не намерена. Кстати, хунтой она является только для оппозиционеров, а сама красиво величает себя "Государственный совет мира и развития".
Мир в стране поддерживается регулярным истреблением повстанцев, а развитие идет своим, понятным только Государственному Совету, чередом. Под такое определение попадает и развитие бирманского интернета. Представьте, есть и такой. И место Бирмы среди "врагов интернета" от "Репортеров без границ" сомнению не поддается.
Хотя именно интернет для СМИ многие считают тем фактором, который позволил киберзачаткам взойти на бирманской почве. 15 лет назад каждая публикация строго проверялась на благонадежность перед выходом в печать. Интернет же открыл более широкие возможности. Сейчас любое печатное сообщение максимум в течение двух дней появляется в сети. Причем это касается не только (и не столько) местной прессы, сколько оппозиционных изданий из-за рубежа.
Главным вестником оппозиции в сети по праву считают сайт "Свободная Бирма". Он координирует работу многих других оппозиционных изданий и является основным источником для диссидентов в самой стране. Еще один рупор оппозиции - Коалиция за Свободную Бирму, основанная в 1995 бирманским студентом Зар Ни, выехавшим за пределы страны. "Когда мы начинали борьбу в конце 80-х, нам приходилось жить в джунглях и печатать воззвания на пишущих машинках. Персональные компьютеры полностью изменили наш образ жизни. Когда же в 1994 году мы стали использовать интернет, нам стало гораздо проще общаться друг с другом, и наши действия стали более согласованными", - говорит Онг Найнг один из участников движения FBC. Сайт особенно популярен в Таиланде и Японии. Вещать в сети оппозиции намного проще, да и достать их практически невозможно. Не то, что их лидера Доу Энг Сан Сун Ку (см. фото), которую долгие годы держали под домашним арестом в самой Бирме.
Сеть открыла оппозиции, да и подконтрольным хунте СМИ более широкие возможности для вещания в сети. Даже американцы считают, что с освоением интернета бирманская жизнь стала более открытой. И это при том, что здесь бушует страшной силы цензура. "Репортеры без границ" сокрушаются: "военная хунта опасается, что интернет может стать платформой для выступления оппозиционеров, базирующихся за рубежом".
Властям ничего не оставалось, как продвигать в сети свой рупор с громким названием "Официальный сайт Мьянмы", созданный еще на заре бирманского интернета в 1996 году. Главная его задача - дискредитация оппозиционеров из Национальной Лиги Демократии. Более того, как сообщают "Репортеры без границ", спецслужбы намеренно рассылают диссидентам вирусы. В ответ на это оппозиционеры однажды уже завалили самый главный сайт хунты Myanmar.com.
Демократы чаще всего на своих сайтах пишут о нарушении прав человека в Бирме и нелегитимности военного режима, отменившего результаты демократических выборов. Хунта старается оппозицию "не замечать" в своих публикациях и лишь вскользь говорит об "отдельных эгоистах, которым не дорога судьба Родины".
При этом сетевая война проходит с ограниченным количеством участников - большинство бирманцев вообще не знают о существовании интернета (в стране всего около тысячи пользователей). Счастливыми обладателями интернета в самой стране являются либо проверенные люди из госструктур, либо те, кто сумел для себя интернет выпросить (владельцы крупных отелей, например). Единственного в стране провайдера Eagle IT (MPT) хватает с лихвой на весь местный "рынок интернт-услуг". В своей работе он использует 128 KBit/s соединение с крупнейшим сингапурским провайдером SingTel. Полный спектр интернет-услуг стал доступен бирманцам (избранным) в августе 1999 года силами все того же единственного провайдера.
Подчиняется этот бирманский Телеком министерству почты и связи. Не зря Национальное Коалиционное Правительство Союза Бирмы считает, что бирманский интернет - это интранет для хунты, в который лишних жителей страны не пускают и где за своими строго следят. В декабре 1999 шесть участников хунты были арестованы по обвинению в нарушении правил использования интернета. Один полковник даже умудрился разглашать государственные тайны. Дабы не повадно было шутить так в дальнейшем, полковнику впаяли срок, а с мая 2000 года запретили любое частное использование электронной почты в стране иностранцами. Теперь вся почта проходит через MPT и фильтруется.
20 января 2000 года появились на свет новые правила использования интернета - запрещалось публиковать политические тексты и даже просто создавать веб-странички без специального на то разрешения. Особенно строго преследуется размещение в интернете информации антиправительственного характера, которая почти всегда попадает под определение "разглашение государственных тайн". Еще с 1996 в Бирме запрещено использование незарегистрированных факсов и модемов - за такие проделки можно загреметь за решетку на срок от семи до пятнадцати лет. В июле 1996 в бирманской тюрьме скончался некто Лео Николс, осужденный на 15 лет за незаконное использование модема...
Но появление правил может означать лишь одно - власти смирились с тем, что народ постепенно нужно пускать в интернет, иначе нормального отношения со стороны остального мира ожидать не следует. Сейчас в стране насчитывается предположительно 50000 компьютеров (всего за несколько лет произошел почти десятикратный рост). Совсем недавно было объявлено и о запуске нового почтового сервера, который позволит завести электронную почту почти 600 (!!!) бирманцам. А ведь с первых дней местного интернета электронная почта была доступна лишь нескольким сотням иностранцев и некоторым привилегированным служащим. Но даже в посольствах дипломаты не всегда имеют разрешения на использование электронной почты.
Жизнь заставляет хунту менять свои взгляды на интернет. Сегодня киберпространство рассматривается не просто как опаснейшая форма свободомыслия, а как неплохой плацдарм для продвижения собственных идей. Первым шагом стала работа властей с журналистами. Дабы те не искали информацию на оппозиционных сайтах, власти Бирмы устроили несколько специальных рассылок, в которых все подписавшиеся СМИ оперативно информируются о позиции государства по тем или иных вопросам. Так, большой интерес вызвала версия хунты о преследовании вышеупомянутой Доу Энг Сан Сун Ку. Да как умело было все сделано - в рассылке Доу Энг Сан Сун Ку (единственный человек в стране, которого хунта боится арестовать или убить) предстает этакой сельской глупышкой, а члены Национальной Лиги Демократии - мудрыми государственными мужами в тогах.
Как сообщала еще в 2000 году New York Times: "Правительство было не в состоянии остановить дестабилизирующие эффекты киберкампаний групп вроде "Коалиции за свободную Бирму". Приходится вышибать клин клином. А за неимением собственного опыта правильной интеграции в интернет, официальная Бирма (Мъянма, получается) обратилась за помощью к более продвинутой Малайзии. Тамошний премьер обещал помочь, но искренне предупредил, что интернет опасен, - граждане смогут обмениваться информацией без должного контроля со стороны властей.
Местный веб ограничен до невозможности. Поэтому информацию о Бирме приходится искать на зарубежных серверах оппозиционеров. Есть еще непонятная (в плане подконтрольности хунте) газета New Light of Myanmar, но ее информативности завидовать не приходится.
Среди главных сайтов, в первую очередь, - уже упоминавшаяся страничка хунты Myanmar Government Web site. В августе 2000 года сайт был взломан и демонстрировал только лишь государственный флаг двуликой страны. Остальные разделы два дня не работали, что дало повод говорить о проделках оппозиционеров. Кстати, помимо ведения пропаганды, официальный сайт выступает еще и туристической визиткой Бирмы, призывающей всех туристов посетить "золотую землю".
Есть еще проект рангом поменьше - для внутреннего пользования, так сказать. Myanmar Information Committee тоже поддерживается правительством Бирмы и несет в массы "правильную" информацию. С помощью двух этих рупоров и вещает хунта. В численном плане у оппозиционеров явный перевес. О ресурсах Free Burma и Free Burma Coalition мы уже говорили выше. Кроме них, позицию диссидентов отражают Burma Project, Radio Free Burma, Shweinc, Burmanet News. Из сайтов, сочувствующих оппозиции, назовем Australian Burma site и Actions Birmanie (Франция). Есть еще сервер американских студентов в University of North Carolina, поддерживающий идеи бирманских диссидентов. Отдельно следует сказать о сайте Burma Net. Хостится он в Японии, а вся его работа состоит в компиляции всевозможной информации о событиях в Бирме. После незамысловатой обработки, информация рассылается тысячам подписчиков со всего мира, среди которых многие крупные СМИ.
Именно по таким крупицам и составляется общее мнение о Бирме у тех же американцев, например. Изоляция, в которую повергла прекрасную страну хунта, не позволяет Бирме нормально развиваться. Как слова отчаяния звучало обращение Мадлен Олбрайт к местным военным властям с призывом одуматься: американцам - и тем уже надоело душить Бирму санкциями.
Интернет может стать чуть ли не единственным мостом, по которому информация из Бирмы будет идти за пределы страны. Иначе репортерам, как теперь, придется проникать в Бирму под видом туристов и вести деятельность, похожую на шпионаж. Но, видимо, не для того бирманские власти идут на контакт с малазийцами, чтобы оставить киберпостранство без контроля. Строительство мьянмского интранета продолжается? При таком раскладе цель внедрения интернета будет единственная - более профессиональная борьба с демократической оппозицией и обычным инакомыслием.
|