Саранча идет. Казахстан готовится дать бой за урожай 2002 года 11:52 29.04.2002
Сезон охоты на саранчу открыт Олег Ларов
Нашествие саранчи в Казахстане в последнее время стало буквально экологической катастрофой. Небывалые вспышки массового размножения саранчовых насекомых в 1990-2000 годах на всей территории республики привели к уничтожению урожая на отдельных полях от 50 до 90 процентов и заставили специалистов всерьез задуматься о том, как защитить территорию от этого травоядного хищника.
Немного истории. Глубоко ошибаются те, кто полагает, что саранча - напасть многих стран лишь в последние годы или даже века. Первое упоминание о ней было около 3 тысяч лет до нашей эры, о чем рассказали папирусы и фрески Древнего Египта. Бедствия, сравнимые со стихийными, которые она приносила сельскому хозяйству Египта, Ливии и Палестины относятся к 1490-904 годам до нашей эры. Первые данные о саранче в Казахстане ученые датируют 1864 годом. Именно в это время стаи азиатской саранчи практически полностью уничтожили посевы сельхозкультур, пастбища и сенокосы на территории нынешней Алматинской области. А в 1901 году марроканская саранча на юге Казахстана уничтожила посевы хлопчатника и других культур на площади свыше 41 тысячи гектар. Сильные повреждения посевов саранчовыми были в Казахстане в 1894, 1901, 1902, 1905 годах и результатом таких нашествий был повсеместный голод.
Так что этот "старожил" уже не один десяток лет "терроризирует" Казахстана и по сей день не дает возможности специалистам по защите растений почувствовать себя победителями. По результатам обследований, которые проводились специалистами осенью прошлого года, в 2002 году на территории страны прогнозируется распространение саранчовых на площади 1,8 миллионов гектар. Наибольшие по площади территории, по словам директора Департамента карантина и защиты растений Министерства сельского хозяйства РК С. Хасенова, саранча "облюбует" в Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей. По его словам, на борьбу с саранчовыми и другими особо опасными вредителями и болезнями растений из республиканского бюджета в этом году выделено 2,8 миллиардов тенге. Из выделенных средств уже на 1,5 миллиарда закуплены пестициды. Кроме того, есть остатки пестицидов на сумму 571 миллион тенге, приобретенных еще в прошлом году. В южные области страны инсектициды для борьбы с саранчой доставлены на всю прогнозируемую площадь, а в Южно-Казахстанской области уже начали проводить химическую обработку против марроканской саранчи.
Но кроме саранчи есть и другие особо опасные вредители и ситуация по борьбе с ними отнюдь не радужная. Эксперты говорят о возможном распространении и таких вредителей, как серая зерновая совка (309 тыс.га.), клопа-черепашки (60тыс.га.), гессенской мухи (165тыс.га.), паутинного клеща на хлопчатнике (30 тыс.га.). Небывалое размножение саранчи ученые объясняют благоприятными для затянувшегося "брачного периода" условиями, обусловленными, как правило, социально-экономическими трудностями: это сокращение пашни, изменение структуры посевных площадей, снижение культуры земледелия и т.д. Хотя не только. Есть еще и природно-климатические факторы, такие как глобальное потепление климата, повышение солнечной активности, засуха предшествующих лет.
По данным ОНН даже в экономически развитых странах потенциальные потери урожая от вредителей, болезней и сорняков достигают сегодня 30-33 процентов. И защита растений во многих передовых державах рассматривается как приоритетная экономическая, социальная и экологическая проблема. Так, в ФРГ, Франции, Великобритании каждый гектар зерновых, плодовых культур, сахарной свеклы, картофеля обрабатывается пестицидами 5-6 раз. Во многом благодаря этому, европейские страны перешагнули рубеж урожайности зерновых культур. Как известно, основное оружие для истребления вредителей в нашей стране - традиционный химический метод. Но в условиях, когда территории, благоприятные для размножения саранчи значительно увеличиваются, когда с каждым годом меняется ассортимент инсектицидов, специализированной техники, традиционные технологии химических обработок должны быть пересмотрены. Так считают ученые. Дело в том, что эффективность инсектицидов во многом зависит от технологии их использования. Неправильное их применение может нанести вред людям, животным, птицам, окружающей среде в целом.
В России, к примеру, давно запрещено применение в сельском хозяйстве аэрозольных генераторов, поскольку они не безопасны. Эти агрегаты работают, используя нисходящие потоки приземного слоя атмосферы. Из-за малейших изменений направления воздуха "аэрозольные облака" с пестицидами могут "плыть" туда, куда их гонит ветер: в населенные пункты, водоемы, лесные массивы и т.д.Ежегодно в республике на сельскохозяйственные нужды используется около 10 миллионов литров пестицидов. Зачастую при внесении в почву химикатов не соблюдаются правила нормативно-технической документации и технологии управления специальными механизмами. Таким образом, пытаясь защитить растения, ставится под угрозу здоровье людей и безопасность окружающей среды.
Пытаясь решить многочисленные проблемы, связанные с защитой растений, вице-министр сельского хозяйства А. Мырзахметов представил недавно на суд депутатов два законопроекта - "О защите растений" и "О лицензировании". Кстати, до сих пор какая-либо законодательная база в этой области отсутствовала. В теории этот приоритетный документ призван обеспечить продовольственную безопасность, благоприятную экологическую ситуацию, предупреждение заражения растениеводческой продукции при проведении фитосанитарных мероприятий. Что будет на практике - поживем, увидим, но оба законопроекта депутаты одобрили и передали на обсуждение в Сенат. Законопроект - "О лицензировании" должен установить "государственное регулирование в этой области посредством введения лицензирования деятельности по оказанию услуг по применению пестицидов".
Для осуществления систематических наблюдений, учета, сбора и анализа информации по развитию и распространению вредителей, болезней растений и сорняков планируется создание республиканского центра фитосанитарного мониторинга и прогнозов с филиалами в областях и районах. В этом нам поможет заграница: для оказания технической помощи реализуется проект АБР, на основе специального гранта Японии на сумму 700 тысяч долларов. Но есть и еще одна проблема, которая мешает одержать верх над различными вредителями: малочисленность, если не сказать, отсутствие профессиональных кадров. Как бы ни банально это звучало, но для того, чтобы эффективно управлять фитосанитарным состоянием посевов, предотвращать потери урожая, нужно знать, как это делать. Знать не только особенности биологии, вредоносность каждого вида, но и влияние всех средообразующих факторов, как в отдельности, так и в совокупности (в республике около 50 видов многоядной саранчи и более 100 специализированных видов, 70 видов возбудителей болезней!). Владеть всей этой информацией может только квалифицированный специалист по защите растений. В республике такие кадры в течение более чем 30 лет готовились в единственном вузе - Казахском сельскохозяйственном институте, ныне Национальном Аграрном университете.
Но в последние годы факультет, готовивший таких специалистов, посчитали большой роскошью и закрыли, а вместо него создали агробиологический комплекс, в котором есть специализация "Агрохимия и защита растений". Естественно, подобный потенциал не может удовлетворить республиканских потребностей.
|