"Turkmenistan.ru" -" И мешок может быть шедевром". Туркмения - родина ковров 11:40 30.04.2002
Туркмения – родина уникальных ковров с неповторимым характерным рисунком. Издавна ковроделием занимается женская половина республики. Известно, что самый древний ворсовый ковер, которому уже больше двух тысяч лет, был обнаружен при раскопках кургана близ Телецкого озера в Горном Алтае. Благодаря вечной мерзлоте полотно сохранило цвет и орнамент, идентичные с туркменскими коврами современности. Ученые предполагают, что на Алтай этот экземпляр попал с торговыми караванами.
Как утверждают историки, первое письменное упоминание о туркменских коврах оставил еще венецианский путешественник XIII века Марко Поло, писавший: "Тут самые тонкие и красивые ковры". В Европу они попали в эпоху средневековья, во времена Великих Сельджуков. Купцы Российской империи активно вывозили туркменские ковры и, таким образом, эти изделия стали известны и Европе и Азии. И в советские времена, и сейчас торговля ковровыми изделиями является прибыльной статьей туркменского экспорта. Наличие в доме такого ковра - свидетельство благополучия и достатка.
Опыт ковроткачества передавался от матери к дочери из поколения в поколение. Огромное значение имеет рисунок ковра, так называемый гель. Он-то и придает туркменским коврам неповторимую привлекательность. Само слово "гель" имеет разные толкования: гуль (цветок) или кель (озеро). Именно пять национальных ковровых гелей, обрамленные орнаментом, изображены на государственном флаге Туркмении. Они символизируют пять велаятов, входящих в состав республики. Все гели построены по принципу золотого сечения, в пропорциях 21 на 34. В их орнаменте в основном использованы четыре цвета: желтый, белый, красный и зеленый. Центральное поле занимает орнамент с медальонной композицией - чувал гель, салор гель, айна гочак, карчин гель, чакмак. Основной узор непременно сопровождается изящным орнаментальным мотивом меньшего размера - чемче гель.
К пряже, шедшей на ворс, предъявляли большие требования, она была нежной и эластично-упругой, создавала ровную, мягкую поверхность.
О красках стоит сказать отдельно. Они отличаются необыкновенной стойкостью, светоустойчивостью. Для окрашивания используют только натуральные красители: индиго, морену, траву "гребешок петушка", гранаты и листья грецких орехов. Марена, например, дает различные оттенки красного цвета - от розового до густого вишневого и красновато-лилового. Желтая краска получается из плодов крушины, травы сары-чоп, беж и коричневая - из гранатовых корок, зеленая - из медных опилок, обработанных кислым молоком или виноградным уксусом.
В прошлом туркмены вели полукочевой образ жизни, и благодаря этому возникли уникальные атрибуты быта, выполненные в ковровом стиле. Удобные и практичные при перевозках, ковры удовлетворяли различные хозяйственные нужды. Каждое ковровое изделие имело свое утилитарное значение: одни служили для утепления жилья, другие - заменяли мебель и постель. Утварь, весь домашний скарб хранили в специально изготовленных ковровых вещевых мешках, развешиваемых по решетчатым переплетам юрты или уложенных рядами на сундуках. Чувалы, торбы, хорджуны предназначались для хранения одежды, перевозки вещей, использовались вместо мешков и переметных сум. Ковровыми изделиями украшали верблюдов, коней, ковры служили ярким, незаменимым атрибутом свадебных процессий. Бытовое назначение ковровых изделий обусловило их форму. Мелкие - все виды мешков, футляров - выполнялись исключительно для нужд собственной семьи.
Различное функциональное назначение ковровых изделий определило огромное многообразие терминов, в которых неспециалисту трудно разобраться. Вот что нам рассказала Аджап Байриева, ведущий специалист отдела "Туркменское ручное ковроделие" корпорации "Туркменхалы".
"Чувалы (от тюркского cuval) - стенные мешки крупных размеров, продолговатой формы, состоящие из двух сшитых кусков ткани или коврового полотна, широко применялись для верхового вьючного транспорта, роль которого в жизни населения была необыкновенно велика. Эта ковровая тара предназначалась для одежды, хранения домашней утвари, зерна и, кроме практических целей, служила прекрасным декоративным убранством интерьера туркменского жилища.
В зависимости от назначения и художественного оформления туркменки вырабатывали различные чувалы: "халы чувал", "палас чувал", "ак чувал" (белый чувал), "гызыл чувал" (красный чувал), "нарындж чувал" (желтый, оранжевый чувал) и т.д.
"Халы чувал" - ковровые ворсовые чувалы для хранения одежды, которые вывешиваются парно напротив входа в юрту. "Ак чувал" от ворсовых чувалов отличаются тем, что на них ворсовые орнаментальные полосы размещены на белом безворсовом паласном фоне, а у "гызыл чувалов" орнаментальные ворсовые полосы размещены на красном безворсовом паласном фоне. "Аргыш чувал" -шерстяной чувал, украшенный безворсовыми гладкими узорами. "Самры чувал" - мешок, который наполняют землей во время рытья колодца. У туркмен также были в употреблении маленькие мешки - "чувалча".
По техническим показателям эти изделия наиболее совершенны: ворсовые части отличаются очень низкой стрижкой и тонкостью текстуры. Для оживления игры тонов ворса мастерицы вводили в него шелк, окрашенный в светло-малиновый и розовый цвета. К тому же шелк применяли из-за его ценного декоративного свойства - чистого и сильного блеска. Шелком малинового и синего цветов исполняли мелкие детали узоров каймы и основного коврового орнамента.
Торба - ковровый мешок малого размера. Торбы были ворсовые, паласные и комбинированные. Низкие и широкие, высокие и узкие в условиях кочевки были незаменимы для хранения мелких вещей, хозяйственной утвари, посуды: "чемче торба" предназначалась для хранения ложек, "чанак торба" - для хранения деревянной миски, "дуз торба" - для соли, "газан торба" - для казана, "ат-торба" - для корма лошади, "чопан торба" - сума для пастуха. То есть торбы заменяли и комоды, и посудные шкафы, и прочую мебель. Ткали различные виды торб для личных вещей, предметов украшений, денег и бумаг. Принципиальное различие между чувалами и торбами - в их размерах, формате и наличии довольно густой и длинной шерстяной бахромы, которая проходит по нижнему краю изделия у последних.
Из всех мелких ковровых изделий наибольший интерес представляют чувалы и торбы, выполненные в смешанной технике - ворсовые и безворсовые. Они состоят из различных по цвету и фактуре полос: гладких паласных красного цвета, чередующихся с ворсовыми лентами, выполненными на белом или красном фоне.
Композиционное решение и орнаментальное декоративное убранство торбы отличаются большим разнообразием. В убранстве именно этих мелких изделий проявляются многие древние приемы орнаментального оформления ковров. Узоры торб имеют четкий, геометрический рисунок и богатый колорит, в котором преобладают насыщенные красные тона".
Следует также отметить необыкновенную плотность ковровых изделий. Так, например, в ковре "Алтын Асыр" ("Золотой век") в каждом квадратном метре насчитывается до 304 тыс. узелков. Кроме того, этот шедевр ковроткачества внесен в Книгу рекордов Гиннесса, как самый большой в мире ковер площадью 301 квадратный метр. Соткан он был ко дню 10-летия независимости Туркмении 40 ковровщицами за 8 месяцев. Сейчас он находится в Национальном музее ковра в Ашхабаде. До этого самым крупным по площади считался сотканный накануне второй мировой войны ковер "Туркмен калбы" ("Туркменское сердце") (190 квадратных метров), а также изготовленные уже в годы независимости "Туркменбаши" (266 квадратных метра) и "Президент" (294 квадратных метра).
"Если вода – жизнь туркмена, конь – его крылья, то ковер – душа", - гласит древняя туркменская пословица. Поэтому неудивительно, что в этой центрально-азиатской стране, имеющей такие древние традиции ковроткачества, был учрежден праздник ковра - Туркменхалы байрамы. Отмечается он с 1992 года в каждое последнее воскресенье мая.
Наталья ПЕРЕВЕРТЕНЬ
|