Ташкент продолжает репрессии против исламистов. Исламские движения в мусульманской стране - это естественно? 11:01 05.05.2002
Узбекский президент Ислам Каримов в последние несколько месяцев пытается подправить свою недобрую репутацию гонителя исламских группировок. В феврале суд приговорил четверых сотрудников милиции к различным срокам заключения за побои, повлекшие за собой смерть человека, задержанного по обвинению в подстрекательстве к мятежу. В марте узбекское правительство зарегистрировало правозащитную организацию. Однако в своем заявлении от 1 мая организация Human Rights Watch обвиняет Каримова в том, что санкционированная им кампания подавления ненасильственного исламского движения Хизб ут-Тахрир привела к тому, что под стражей оказались женщины и дети. 23 апреля, по сообщению информагентства, милиция задержала участников демонстраций протеста в Ташкенте и Маргилане, взяв под стражу более 18 женщин, в том числе женщин с грудными детьми. Это заявление свидетельствует о том, что, несмотря на некоторые изменения к лучшему, Каримов продолжает кампанию подавления миролюбивых исламистов.
Кампания подавления независимых мусульман привела к тому, что многие граждане, подозреваемые в связях с движением Хизб ут-Тахрир, были подвергнуты пыткам и посажены в тюрьму. Эта организация, выступающая за восстановление исламского халифата в Центральной Азии, но не исповедующая насилия, находится вне закона в Узбекистане.
Каримов заявлял о необходимости следования принципам надлежащей правовой процедуры в отношении членов этой организации до и после своего мартовского визита в США. В ходе исторического слушания дела в феврале суд приговорил сотрудников милиции к различным срокам наказания за пытки и убийство подозреваемых в принадлежности к незаконной группировке. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Human Rights]. В период после марта выявлены несколько сотрудников органов безопасности из Маргилана, которые обвиняются в убийстве в ноябре 2001 года 24-летнего Алимухаммада Мамадалиева.
По словам отца Мамадалиева Гуломиддина, 4 ноября инспектор милиции забрал его сына из дома; 5 декабря труп Алимухаммада был обнаружен в канале на территории Ферганской области. По словам свидетеля, сотрудники органов безопасности избили Мамадалиева до смерти и затем бросили его тело в канал, чтобы скрыть следы преступления.
По мнению семьи убитого и других семей, в которых произошли аналогичные случаи, сотрудники органов безопасности предупреждают оставшихся в живых родственников, чтобы они не подавали жалоб в органы власти. После сообщения Узбекской службы Би-би-си об убийстве Мамадалиева его семья заявила, что за ней было установлено строгое наблюдение.
Последние заявления Human Rights Watch свидетельствуют о не столь вопиющем, но равно антидемократическом стиле репрессивной политики властей. Согласно заявлению от 1 мая, правозащитники присутствовали на двух слушаниях по делу женщин, обвиненных в причастности к Хизб ут-Тахрир. В ходе продолжающегося слушания дела в Ташкенте, утверждает Нuman Rights Watch, четверо женщин заявили, что власти приказали им явиться в течение часа после получения повестки и предъявили копию обвинения после "нескольких дней слушания дела".
В ходе слушаний другого дела, закончившихся 24 апреля, одна из женщин свидетельствовала в суде, что милиция угрожала и избивала задержанных, чтобы получить от них признания, несмотря на то, что, по словам всех четверых обвиненных женщин, они просто собирались частным образом для совершения молитвы. Хотя женщины и отделались сравнительно легким по узбекским меркам наказанием – самым суровым приговором было четыре года тюрьмы, – поведанные ими истории заставляют усомниться в серьезности намерений Каримова следовать принципу свободы совести в ознаменование своего альянса с США.
На случай с Мамадалиевым походит еще одна история. По сообщению Human Rights Watch, 14 апреля исчезла Мушарраф Усмонова. Это произошло после того, как "группа милиционеров и около 40 неизвестных в штатском" забрали ее из ее дома после безуспешного обыска с целью найти контрабанду. Власти уведомили ее адвоката, что она находится под стражей, спустя восемь дней, – говорится в сообщении HRW. "Трудно себе представить более опасную ситуацию, – сказала региональный директор Human Rights Watch Элизабет Андерсен. – Существует реальная опасность пыток во время предварительного заключения в Узбекистане, особенно если задержанное лицо отрезано от внешнего мира".
До и после февральского суда, по словам одного из членов Хизб ут-Тахрир, правительство жестоко преследовало эту организацию. По данным независимого мониторинга ситуации с правами человека в Узбекистане, более 4500 членов Хизб ут-Тахрир находятся в тюрьме, при этом более половины заключенных родом из Ферганской долины. Многие утверждают, что милиция подбросила им наркотики или листовки или выбила из них ложные признания, применив насилие.
По словам Мари Стразерс, представителя Human Rights Watch в Таджикистане, многие члены Хизб ут-Тахрир говорят, что впервые познакомились друг с другом в заключении, хотя власти задержали их как участников заговора с целью совершения революции. Стразерс сказала также, что подбрасывание улик и насилие продолжаются и после визита Каримова в Соединенные Штаты.
Представители правоохранительных органов оспаривают эти утверждения, говоря, что фальсификация дел является выдумкой членов Хизб ут-Тахрир. Они заявляют, что прокуроры, судьи и другие сотрудники правоохранительных структур трудятся честно и не допускают несправедливости. Однако детали рассказов членов Хизб ут-Тахрир и их семей заставляют усомниться в искренности властей. Человек, видевший, как тело Мамадалиева было брошено в канал, говорит, что милиция избила его за совершение намаза – религиозного ритуала ежедневной молитвы. Он заявляет также, что сотрудники органов безопасности подвергли его пыткам, вогнав в задний проход железную арматуру. Родители другого задержанного молодого человека говорят, что слышали слова офицера службы безопасности Маргилана, который говорил, что заразил бы всех "врагов государства" туберкулезом и сгноил бы их в тюрьмах.
Американские представители говорят, что ожидают от Каримова выполнения его обещаний улучшить ситуацию с правами человека. Однако последние заявления Human Rights Watch и оставшиеся без ответа обвинения членов Хизб ут-Тахрир свидетельствуют о том, что срок выполнения обещанных реформ не установлен. Задачи борьбы с терроризмом, вынудившие США заключить союз с Каримовым, не должны заслонять вопроса о гуманном обращении с членами Хизб ут-Тахрир. До настоящего времени Каримову удавалось ассоциировать Хизб ут-Тахрир с исповедующим насилие Исламским движением Узбекистана, члены которого поддерживают отношения с "Аль-Каидой" и чуть не убили Каримова во время покушения на его жизнь в Ташкенте в 1999 году. Однако один из членов Хизб ут-Тахрир говорит, что вскоре западные наблюдатели убедятся в ложности этого сопоставления.
С тех пор как Узбекистан стал независимым государством, – говорит этот человек, – власти подавляли любую оппозицию, выступавшую с объективной и открытой критикой правительства. "Появление религиозных движений в Узбекистане, где мусульмане составляют большинство населения, вполне естественно, – сказал он. – Это происходит потому, что мусульмане доверяют своим единомышленникам-братьям больше, чем лживым политикам, все слова которых не что иное, как пустые обещания".
|