"Res Publica" - Сработает ли инстинкт самосохранения политической элиты Кыргызстана? 09:48 14.05.2002
В любом обществе существует социальная группа, имеющая особый статус и исполняющая роль политического и идеологического поводыря, указывающая путь дальнейшего развития и непосредственно организующая движение всего общества к выбранной цели. В современном понимании - это политическая элита, которая в действительности является руководящей силой общества. И только из нее рекрутируются все руководители государства и всех составляющих элементов гражданского общества. Таким образом, она выстраивает свою внутреннюю структуру, чтобы через нее общество реализовывало свои представления о демократии и справедливости. Многопартийность и выборность всех ветвей власти, реализация принципов разделения властей и их взаимного контроля через систему сдержек и противовесов - все эти элементы исполнения политической элитой своей руководящей роли в обществе, которая добровольно отдает ей свои властные полномочия.
Зафиксированное в конституциях многих стран положение о том, что единственным источником власти является народ, представляется результатом общественного договора, хотя и политическая элита, и народ прекрасно понимают истинное положение вещей. Да, действительно, народ выбирает власть, но тем не менее он реально имеет дело с одной и той же социальной силой, которая при любом исходе выборов остается у власти. То есть политическая элита, а не народ определяет, каким образом решать вопрос о власти. Это тем более справедливо для Кыргызстана, где в Основном законе также записано вышеуказанное классическое положение об источнике власти. Но роль политической элиты в судьбах страны еще более значима, поскольку в политической структуре отсутствуют элементы развитого гражданского общества.
Политическая элита уже в 1990 году продемонстрировала свою лидирующую функцию в обществе, самостоятельно решив вопрос о смене социально-экономического курса, отстранив от власти коммунистов во главе с А.Масалиевым. Первыми (!) во всем Советском государстве, хотя КПСС еще оставалась у власти. Политическая элита Кыргызстана уже тогда прозорливо предугадала приближающийся крах Советского Союза и взяла на себя смелость и ответственность за дальнейшее продвижение кыргызского общества от тоталитарного государства к демократии, от централизованно-командной экономики к рыночной, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Народ поддержал ее в этом беспрецедентном начинании, потому что верил в разумность и ответственность новой генерации руководителей суверенной республики, выдвинутых из своих рядов политической элитой для решения новых задач.
Полное доверие народа политическая элита Кыргызстана заслужила своим разумным решением в октябре 1990 года, что позволило без крови и гражданской войны сменить социально-экономическую систему.
Казавшаяся монолитной в начальный период независимого развития политическая элита Кыргызстана на рубеже 1993-1994 гг. разделилась на два политических лагеря, в соответствии с классической структурой, как во многих странах мира с демократическим устройством развития - властвующую политическую элиту и часть элиты, находящуюся в оппозиции к ней. Причем опять же в строгом соответствии с классическими канонами: между ними не может быть непреодолимой железобетонной стены. Более того, представители оппозиционной части элиты попадают нередко во властвующую элиту, откуда, в свою очередь, отдельные представители низвергаются в ряды оппозиции. В этом нет ничего удивительного, так как и те и другие представляют собой часть единой политической элиты страны.
Наряду с этим существуют определенные правила игры между обществом и политической элитой, а также внутри ее самой, отработанные веками, и которые никому не позволено нарушать. Это, прежде всего, касается взаимоотношений элиты с народом. Никогда, ни при каких условиях элита, ее властующая часть и оппозиция, не должны вступать в конфронтацию со своим народом. Народ всегда прав, и он гораздо умнее и мудрее, чем думают о нем некоторые горе-правители. Борьба между двумя частями политической элиты, причем в цивилизованной форме, апелляция к мнению народа во время выборов, - это допустимо и это даже нравится народу, так как у него в этих случаях сохраняется иллюзия о себе как источнике власти. Но ни в коем случае не борьба со своим собственным народом, отчего должны предохранять друг друга и власть, и оппозиция, потому что она всегда заканчивается плачевно для всей политической элиты. И особо необходимо подчеркнуть - для обеих ее частей. Если элита нарушает правила игры с обществом, тем более "поднимает руку" на народ, то он беспощадно уничтожает ее независимо от ее принадлежности: к власти или оппозиции. И тогда на смену старой политической элите приходят новая, та, которая, по мнению народа, будет более уважительно относиться к нему.
Это говорит об участи политической элиты Российской Империи, сметенной и уничтоженной народной бурей в 1917 г. На свалке истории оказалась вся властвующая элита России во главе с царем Николаем вторым, оппозиция в лице кадетов, октябристов и проч. На смену им пришли большевики во главе с Лениным, которые и создали новую элиту - коммунистическую.
Однако новая коммунистическая элита, не пожелала оставить народу даже иллюзию о себе как источнике власти, и каленым железом выжигала даже мысли об оппозиции. Ну, а поскольку не было оппозиции, то коммунистическая элита была вынуждена напрямую конфликтовать с народом, которому никак не давала покоя мысль о реальном источнике власти.
Великая Отечественная война на некоторое время отвлекла народ от этой крамольной мысли, но после победы над фашизмом она вновь овладела им. Но коммунисты несмотря ни на что продолжали конфронтацию со своим народом, итог которой был предрешен. Народ взял верх и выкинул коммунистическую элиту за борт. По другому и быть не могло, так как десятилетия единовластия атрофировали у коммунистической элиты инстинкт самосохранения и она вовремя не вернула народу право решать вопрос о власти или хотя бы иллюзию этого.
Новой кыргызской элите угрожает та же участь, так как акаевский режим, закусив удила, вступил на путь конфронтации со своим народом. Расстрел народа властью во главе с Акаевым в Аксыйском районе говорит о том, что он встал на путь войны со своим народом, исход которой также предрешен - акаевский режим будет сметен народным гневом.
Акаев нарушил главную заповедь взаимоотношений политической элиты с обществом - с уважением относиться к мнению народа. То, что он отдал китайцам значительную территорию Кыргызстана, не учитывая мнения народа, не простится ему никогда, несмотря на все неуклюжие доводы власти. Властная элита играет с огнем, когда министр иностранных дел М. Иманалиев в своем желании угодить и выгородить своего хозяина идет на преступные спекуляции, искусственно выставляя США в роли эдакого агрессора, а Китай в роли отца - защитника. Такие инсинуации министра иностранных дел вряд ли оставят равнодушными американцев, оказывающих нашей бедной, по вине нынешних руководителей республики огромную помощь, не идущую ни в какое сравнение с подачками китайской стороны.
Даже пьяный глава семейства, уступивший за бутылку самогона часть приусадебного огорода соседу, прислушивается к мнению членов своей семьи и, протрезвев, отказывается от этой позорной сделки. Интересно было бы узнать, чем это взяли Акаева китайцы, если даже кровь народа, пролитая его приспешниками, не останавливает его? Если он, гарант Конституции, идет на прямые ее нарушения, за которые придется рано или поздно отвечать. Пока не поздно, политическая элита должна принять решение об отстранении его от власти, потому что он уведет всех в бездну политической анархии и конфронтации, конец которой будет один - взбунтовавшийся народ разнесет всю политическую систему в пух и прах, и в пучине безоглядного темного бунта исчезнет и власть, и оппозиция. Пропадет вся политическая элита. На смену ей придут так называемые полевые командиры, как это произошло в Афганистане, Таджикистане и ряде других стран.
Если сейчас, в решающий момент, не сработает инстинкт самосохранения политической элиты Кыргызстана, то завтра будет поздно, и не помогут нам ни Америка, ни Россия, ни так любимые Акаевым китайцы. Здесь не должно быть разделения на власть имущих и оппозицию. Элита должна выступить как единая организующая и руководящая сила общества, способная в решающий момент взять судьбу страны в свои руки.
Р. БАЛТАБАЕВ
|