Будет ли Казахстан с хлебом в 2002 году? Виды на урожай не оптимистичны 00:58 17.05.2002
Евгений Михайлов, специально для Gazeta.kz
Зерновая отрасль сельского хозяйства Казахстана традиционно воспринимается экономистами как один из столпов экономики страны в целом и главная, после минерального сырья, экспортная позиция на внешнем рынке.
Важность же ее населения страны невозможно переоценить: это и основной рацион питания для малоимущих, которых у нас не мало, и корма для скота. Можно смело утверждать, что достигнутая благодаря осуществленному в свое время освоению Цельны самообеспеченность зерном и сверх того - возможность его экспортировать, стали одной из опор, позволивших состояться суверенности Казахстана.
Однако как это часто у нас бывает, "что имеем - не храним". Темпы падения объемов в зерноводстве были очень значительными, сопоставимыми с падением в таких сверхдепрессивных отраслях экономики страны, как машиностроение или химия. Если в самые большие урожаи советской поры в Казахстане собирали до 24 миллионов тонн зерна, то уже с самого конца эпохи СССР началось заметное падение. В 1990 году валовой сбор зерна составлял 20 млн. тонн, уже в середине 90-х годов он снизился до 10-12 млн. тонн. Но и эти последние цифры кажутся приемлемыми по сравнению с "черным годом" казахстанского зерноводства - 1998, когда был получен самый низкий за всю историю зерноводства в республике урожай в 8 млн. тонн. Наряду с совпавшим по времени с этим неурожаем резким падением цен на нефть в мире это создало просто угрожающую для экономики страны ситуацию, опасность которой не была в должной мере оценена ни тогда, ни сейчас. Неизвестно, что происходило бы в стране, продержись еще с полгода - год низкие цены на нефть и повторись в 1999 году столь же низкий урожай!
К счастью, этого не произошло: и цены на сырье выросли, и урожай 1999 года был не плох, даже не смотря на громкий скандал с саранчой, буквально заполонившей всю страну, что стоило кресла тогдашнему министру сельского хозяйства Карибжанову, дотоле казавшегося "непотопляемым".
С того периода ситуация с объемами урожая, казалось, начала несколько выправляться. В прошлом году картина получилась даже вполне приличной: валовой сбор зерна составил 18,4 млн. тонн (зачетный вес - 15,9 млн. тонн), то есть рекордный за годы независимости объем, хотя и не дотянул до "средних" советских урожаев. Однако серьезные эксперты не спешат бурно радоваться этому факту.
Крупнейший казахстанский специалист по зерноводству, Академик НАН Республики Казахстан, Лауреат Ленинской премии Эрвин Францевич Госсен называет прошлогоднюю ситуацию "перепроизводством плохого зерна": погодные условия и традиционная для казахстанских селян нехватка техники не позволили во время убрать хороший по объемам урожай. В результате главный критерий качества зерна, содержание в нем клейковины, оказался крайне низким, подавляющая часть зерна прошлого года была ниже третьего класса. Так что на самом деле за победными рапортами о большом урожае скрывается совсем не радостная ситуация. Тем более, что она создает условия для воспроизводства себя в нынешнем году. Ведь зерно низкого качества и стоит соответственно, не более 50-60 долларов за 1 тонну. Значит, производители получат по 30-40 долларов, что уже на грани минимальной рентабельности для них, и уж во всяком случае не дает возможности для серьезного инвестирования в зерновое производство. Значит, ситуация с дефицитом качественного семенного материала, горючего, запчастей, самой техники, удобрений, сохраняется а может быть даже усиливается. При повторении плохих природных условий весь этот негатив опять сработает "хором".
А основания для опасений на счет этих условий есть. Проблему саранчи вроде бы удалось решить, во всяком случае по мнению Эрвина Госсена, в таком неконтролируемом масштабе как это было в 1999 она не повторится. Но "не саранчой единой" будет обеспокоен наш крестьянин в этом году: академик прогнозирует катастрофу от сорняков в зерновом хозяйстве, сопоставимую с саранчой 1999 года. Условия для этого налицо: погодные условия второй половины прошлого года, традиционные проблемы с гербицидами у крестьян, снижение культуры землепользования.
- Вполне возможна очень сильная вспышка практически всех видов сорняков. Если сейчас заняться очищением поля от них, то можно спасти до половины урожая, - считает г-н Госсен.
Между тем главные проблемы села если и решаются, то очень медленно. Например, в части обеспечения сельскохозяйственной техникой. В прошлом году Павлодарский тракторный завод на который в этом отношении возлагалось столько надежд, выпустил ни много ни мало… четыреста тракторов. Очевидно, что и чисто физически это слишком мало для решения проблемы обеспечения крестьян техникой в масштабе страны, и подобный низкий уровень производства делает трактора слишком дорогими по себестоимости, то есть, не доступными по цене для сельхозпроизводителей.
Ослабить эту проблему можно было бы через создание сети машинно-тракторных станций (МТС) на селе, и вроде бы такая необходимость продекларирована, но о ее масштабной реализации пока не слышно.
Так что шансы потерять новый урожай, не в количестве, так в качестве, у Казахстана по прежнему сохраняются.
|