"Профи" - Управляемый локальный конфликт как метод стабилизации колониального режима (мировой опыт) 00:05 22.05.2002
Управляемый локальный конфликт как метод стабилизации колониального режима: на примере Французского Индокитая
КОЛОТОВ Владимир Николаевич, к.и.н., доцент, заместитель декана Восточного факультета СПбГУ, автор книги "Сайгонские режимы: религия и политика в Южном Вьетнаме, 1945-1963 гг."
...В технологическом плане речь идет о создании управляемых горячих точек, или региона, где колониальные власти могли бы защищать свои интересы с большей степенью эффективности. В качестве структурных элементов такой модели лучше всего использовать религиозные секты или религиозно-политические группировки, которые и были созданы в относительно короткие сроки. Первый опыт колониальные власти приобрели в процессе создания группировки Као Дай (1926 год). Второй случай связан с организацией "буддизма Хоа Хао" (1939 год).
В итоге в 1945-1954 годах французским колониальным режимом в Южном Вьетнаме был организован управляемый локальный конфликт, основными структурными элементами которого выступали религиозно-политические группировки Као Дай и Хоа Хао, а также криминальная организация Бинь Сюйен.
Вот как выглядит предыстория. После вооруженного захвата Вьетнама, начатого в середине XIX века, колониальные власти в начале ХХ века продолжали борьбу с национально-освободительным движением. Традиционные формы и методы партизанской войны себя уже не оправдывали, национально-освободительное движение (НОД) развивалось по новым направлениям, постоянно приспосабливаясь к меняющимся условиям. В частности, оно испытывало острую нужду в подготовленных кадрах, а также в соответствующей идеологии, способной сплотить массы на борьбу с колониальным режимом. Партизанские методы в новой обстановке себя уже не оправдывали.
До середины 1920-х годов французские колониальные власти ограничивались полумерами, вполне достаточными для решения вопросов с местным НОД.
Даже беглый (но трезвый) анализ политической ситуации во Вьетнаме того времени показывает, что волны нарастания НОД до середины 1920-х годов:
1. были тесно связаны со стремлением иностранных держав (Япония, Китай) укрепить свои позиции в Индокитае; 2. не имели собственных источников финансирования; 3. в силу непрофессионализма не имели никаких шансов не только на успех, но и не могли претендовать даже на то, чтобы представлять какую бы то ни было реальную угрозу для колониального режима; 4. легко пресекались колониальной администрацией.
Начиная со второй половины 1920-х годов, ситуация стала быстро меняться. Связано это было с появлением на территории бывшей Российской империи государства нового типа, которое активно занималось "экспортом революции", куда органично входила подготовка революционных кадров для колониальных и зависимых стран. Это уже было новое поколение профессиональных революционеров, которые знали, что и как надо делать. Экспорт отработанных в метрополии идеологических учений позапрошлого века, в первую очередь трудов французских утопистов, в колонии уже не мог выполнять своей основной идеологической функции. Против людей, прошедших в Советской России всестороннюю подготовку, такие методы себя уже не оправдывали.
Именно в данный период колониальная администрация начинает разрабатывать свою антикризисную методику борьбы против противника нового типа.
Ситуация характеризовалась следующим образом: в регионах наблюдаются стабильно высокий уровень недовольства колониальным режимом, антифранцузские настроения, постоянная готовность населения принимать участие в восстаниях, несмотря на их обреченность, и, наконец, появление настоящих профессиональных революционеров, которые имеют знания, средства и тесные связи с международным коммунистическим движением.
Французские спецслужбы могли сидеть и ждать появления мощного НОД общенационального масштаба или предложить свой вариант развития событий. Анализ последующего развития религиозно-политической ситуации в Кохинхине показывает, что французские власти предпочли направить события по иному пути.
В 1926 году было объявлено об образовании нового религиозного учения под названием каодаизм. На презентацию был приглашен весь тогдашний бомонд во главе с верховным резидентом Кохинхины. Если опустить сопутствующие данному событию легенды и мифы, то можно отметить, что во главе новой религии стояли бывшие чиновники колониальной администрации Кохинхины. Землей обетованной был избран город Тэйнинь, который находится на расстоянии 90 км к северо-западу от Сайгона. В Тэйнине начали строить гигантский храмовый комплекс - каодаистскую Священную Резиденцию. В регионах началось массовое строительство приходов (к 1932 году их было уже 128!). Затем начали появляться первые верующие уже из числа крестьян. Привлечение в секту шло под полулегальной антифранцузской пропагандой. В агитационных материалах подчеркивалось, что группировка имеет антифранцузский характер. Причем в то время, как все остальные реально антифранцузские силы подвергались жестоким репрессиям, каодаизм пользовался покровительством властей...
Полностью статью см. на сайте журнала "Профи"
|