Филантропы из США увлеклись разоружением Казахстана - ядерное распилили, теперь стрелковое 00:20 23.05.2002
Автоматная очередь
Конгресс США готов предоставить Казахстану порядка трех миллионов долларов в рамках программы помощи по уничтожению легкого и стрелкового оружия, если республика сочтет, что лишних карабинов, винтовок, автоматов, пулеметов, гранатометов, легких минометов и прочего оружия, относящегося к этой категории, у нее более чем достаточно. Об этом заявила вчера в Алматы аналитик программ по уничтожению вооружений ОБСЕ Джилла Шонфилд в ходе региональной конференции, посвященной проблемам борьбы с незаконным оборотом легкого и стрелкового оружия в Центральной Азии. По ее данным, сегодня в Казахстане порядка ста тысяч "лишних" стволов, однако она сомневается в этих цифрах, предоставленных еще три года назад.
После окончания холодной войны большинство стран бывшего социалистического лагеря столкнулось с проблемой больших арсеналов различного оружия, запасы которого превышали разумные потребности. И если до этого шла так называемая гонка вооружений, то в начале 90-х начался обратный процесс: железо, способное стрелять, стали без разбора продавать куда попало и кому попало. В том числе в такие "проблемные" страны, как Шри-Ланка, Колумбия, Сьерра-Леоне, Афганистан, Северная Корея, а также различным террористическим организациям. В этом увлекательном марафоне приняли участие и криминальные группировки, которые похищали оружие из армейских арсеналов. Поэтому сегодня грохот очередей автоматов Калашникова и прочего оружия советского производства можно услышать и в воюющих странах Африки, и в Латинской Америке, и в Азии. Вполне вероятно (и специалисты этого не отрицают), что там сеют смерть стволы казахстанского происхождения: кражи из складов Вооруженных Сил республики хоть и не стали масштабным явлением, однако такие случаи известны.
ТОРГОВАТЬ ИЛИ УНИЧТОЖАТЬ? Эксперты ОБСЕ до сих пор не могут назвать точное количество нелегального оружия, которое вращается на мировом рынке. Легальный - невелик по масштабам, но значителен по объемам продаж, а спрос на нем всегда превышает предложение. То же можно сказать и о черном рынке. Очень приблизительная и осторожная цифра в полмиллиона стволов вряд ли отражает точную картину. Да и никто в мире не сможет назвать достоверное количество нигде не учтенного оружия: торговля столь специфическим товаром входит в мировую тройку самых прибыльных видов бизнеса.
Накопление устаревших видов стрелкового оружия, по мнению специалистов ОБСЕ, является одним из факторов дестабилизации в регионе, роста преступности и связанного с ней наркобизнеса, что явно выходит за рамки только региональной проблемы. Ситуация усложняется тем, что параллельно в нелегальный оборот поступают и взрывчатые вещества. Как считают ОБСЕшники, надежным барьером для пресечения нелегального бизнеса должны стать законы о контроле за экспортом вооружения и продукции двойного назначения. В Казахстане такой закон был принят в 1996 году, однако он не стал преградой для сомнительных сделок и скандалов, в которые республика оказалась втянутой "благодаря" махинаторам из Министерства обороны и не менее сомнительным заезжим купцам.
Разумеется, продажа явно устаревшего оружия гораздо выгоднее, нежели его простое уничтожение. После развала Советского Союза на территории Казахстана осталось столько всего, что, подозреваю, даже в генеральном штабе не смогут назвать точные цифры всех единиц техники, стволов и боеприпасов. Летом 2000 года тогдашний министр обороны Сат Токпакбаев заявил, что намерен начать полную ревизию всех арсеналов и полигонов. Через год с небольшим после него об этом же говорила теперь уже бывшая вице-министр обороны Жаннат Ертлесова. Чем завершилась эта акция и завершилась ли она вообще, очевидно, военная тайна.
По словам одного отставного офицера, вся проблема в том, что изменение военно-политической ситуации в регионе пока не позволяет отказаться даже от явно устаревших видов оружия, которое еще годно для ведения боевых действий. Другое дело, что меры по обеспечению сохранности вооружения и боевой техники, процедуры управления их запасами, а также подготовка личного состава, несущего службу на объектах, пока далеки от совершенства. Да и дорого все это…
УНИЧТОЖАТЬ ИЛИ ТОРГОВАТЬ? В прошлом году миссия ОБСЕ провела в Бишкеке первую региональную встречу по проблемам нелегального оборота легкого стрелкового оружия, чтобы определить формы и эффективные системы контроля над экспортом, импортом, хранением и возможностями уничтожения "лишнего" оружия. При этом гости утверждали, что уничтожить "ненужный" ствол гораздо дешевле, чем хранить на складе и поддерживать в боевой готовности: раздавить траками танка пулемет или автомат, а потом переплавить стоит всего пять баксов против многих десятков, которые потребуются, чтобы охранять его от врага.
По словам той же Джиллы Шонфилд, конгресс США настолько обеспокоился ситуацией с распространением стрелкового оружия в Центральноазиатском регионе, что посчитал ее по-настоящему угрожающей. Не так давно программы по уничтожению излишков оружия были реализованы в ряде стран Африки и Европы. Однако конгрессмены уже полагают, что приоритет в финансировании этой программы должен быть отдан государствам Центральной Азии. Бюджет, как сказала г-жа Шонфилд, "скромный" - всего три миллиона. Не надо быть великим математиком, чтобы подсчитать: на эти деньги можно "грохнуть" 600 тысяч стволов - в шесть раз больше, чем есть у нас по официальной статистике!
Может, все-таки, выгоднее продать?
Между тем, как утверждает начальник отдела по борьбе с контрабандой, наркобизнесом и незаконной миграцией управления погранвойск майор Талгат Баяндинов, проблема нелегального оборота стрелкового оружия если и существует, то к Казахстану относится в меньшей степени. Он не отрицает, что на южных рубежах республики - особенно на границе с Кыргызстаном, где в силу сложного рельефа местности и немногочисленности таможенных и пограничных постов у контрабандистов больше вариантов доставки оружия, - ситуация сложнее. Однако говорить о массовых явлениях торговли оружием в стране трудно. Единственный факт, который вспомнил майор, - это случай, когда в самолете, следовавшем по маршруту Пловдив - Алматы - Баграм в 1997 году вместо груза технического оборудования были обнаружены заряды к гранатометам…
Впрочем, еще один участник конференции с казахстанской стороны прямо сказал, что сломать, конечно, дешевле, но продать ненужное в надежные руки все-таки выгоднее.
Сергей ТУНИК
|