КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 27.05.2002
19:06  Бывший вице-президент Киргизии назначен первым вице-президентом компании "АЛРОСА"
16:15  Россия хочет создать СЭЗ в каспийском порту Оля
16:09  Иран.Ру: Два полюса Каспийского моря. Азербайджан и Туркмения, похоже, окажутся не у дел
14:32  Аксуский завод ферросплавов на 11% увеличил производство
14:28  2,9 млрд. долларов – оптимальная цена для основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан
14:19  Американская администрация напугана экранизацией романа Тома Клэнси
14:16  Для разработки Концепции развития кыргызского телевидения создан Наблюдательный Совет

14:10  Правительство Киргизии опубликовало список мест, где запрещено проводить акции протеста
12:30  Буш запретил Пакистану испытывать баллистические ракеты
12:14  Маша, да не наша... Русская девушка прославила Латвию
11:55  КТК: Американские нефтяники раздают контракты российским судостроителям
11:52  В Монголии власти подозревают вспышку сибирской язвы
11:49  Более пятой части инвестиций сделаны в Западный Казахстан
11:37  Разработан проект по сохранению природы Западного Тянь-Шаня
11:25  Киргизия может потерять половину туристов из-за политической нестабильности, опасаются бизнесмены
11:17  Опубликован рейтинг WTA. Узбекская теннисистка Ирода Туляганова на 18 месте
10:30  Борис Шихмурадов - "В Туркменистане введено военное положение"
09:54  В Пакистане погибли несколько детей при взрыве ракеты, которую они нашли в горах
09:15  "Media Press" - Россия не скоро сможет начать крупные поставки нефти в США
08:32  "Номад" - Президент-академик Аскар Акаев сохранил пока страну, но стремительно теряет государство
07:40  7,40 Дариги Назарбаевой. АПИ подсчитало известность казахстанских политиков
01:17  Одил Рузалиев - "Узбекистан и события 11 сентября"
01:04  В зоне действия иранских ракет оказались американские авианосные группы и базы в ЦентрАзии
00:55  "АПИ" - Ислам в Казахстане: политика "огосударствления" и суфийский фактор
00:47  Империя USAnum - Жажду доходов американцы всегда с удовольствием увязывают с занятием миссионерством
00:43  14 лучших сотрудников Народного Банка Казахстана награждены туристической поездкой в Турцию
00:36  "НГ" - Кто стоит за "Хизб-ут-Тахриром" в ЦентрАзии. Экстремисты набирают силы
00:30  "Ислам.Ру" - Мусульмане будут пить иранскую "Замзам-Колу"
00:22  Румыния поставит афганской армии свыше 1000 автоматов Калашникова и направит военных инструкторов
00:14  Париж встречает американского президента: "Буш - террорист", "ДА" - миру, "НЕТ"- войне"
00:10  "Труд" - Кто за спинами бритоголовых? Объективных причин роста их активности нет
00:03  Киргизия в поисках премьера. Анализ кандидатур - Танаев, Касиев, Айбалаев, Эркебаев
Воскресенье, 26.05.2002
18:05  Официальный Дели: Прямые переговоры лидеров Индии и Пакистана в Алма-Ате маловероятны
16:17  Монгольские буддисты, как и все буддисты мира, в воскресенье отмечают священный праздник - День рождения Будды
14:35  Торговцы оружием продолжают поставлять боеприпасы "Аль-Каиде", у которой есть средства на их оплату
13:12  Сердар Дурдыев - "Твердость Ниязова в отстаивании национальных интересов Туркменистана, хорошо известна"
11:28  На юге Центразии становится жарко. Пакистан провел испытания ракеты Хатф-3. Путин будет мирить Индию и Пакистан в Алма-Ате
01:07  Злой гений Президента Акаева - Болот Джанузаков (политический портрет)
01:02  Буш и Путин о терроризме и обязательстве "придерживаться транспарентности в отношениях с государствами Центразии"
00:58  Павлодарский акимат опровергает - мы не запрещали приезжать к нам Тулееву
00:54  С.Туник - Дипломатические битвы в ЦентрАзии. Каспий не дался (итоги недели)
00:49  Туркмены говорят: "расстели свой ковер - и я прочту твое сердце"
00:42  29 мая состоится Бизнес-форум "Сектор информационных технологий в Узбекистане: достижения, проблемы и прогнозы на будущее"
00:37  "Синьхуа" - Индия и Пакистан позорят всю Азию
00:33  4 законопроекта Президента Акаева - о борьбе с коррупцией, политическим экстремизмом, порядке собраний и народном правозащитнике
00:26  Трава по пояс. В Чуйской долине созрел знатый урожай... (На правах рекламы)
00:21  Ситуация со свободой слова в Туркменистане. Доклад ОБСЕ (полный текст)
00:14  Никто не хотел уступать... Отставка правительства не разрядила ситуации в Киргизии
00:10  По данным КНБ Казахстана, анонимное сообщение на мобильные телефоны депутатов исходило из офиса ДВК
00:07  Джума Намангони жив? Афганистан передал Узбекистану семерых пленных боевиков ИДУ
00:02  А.Акаев - Для меня наступил момент истины... И территории я отдал правильно (интервью)
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
"АПИ" - Ислам в Казахстане: политика "огосударствления" и суфийский фактор
00:55 27.05.2002

Ислам в Казахстане: тенденция на "огосударствления"?

Юлиана Жихорь,
эксперт Центральноазиатского агентства политических исследований
Нурлан Альниязов,
научный сотрудник Института востоковедения НАН РК

Проблемы, связанные с исламом и его ролью в современных социально-политических событиях, привлекают к себе внимание всего мира. Это объясняется не только тем, что ислам является одной из многочисленных религии, но также его активным влиянием на современную политику, идеологию, массовые социальные движения.

События последних лет - обострение ситуации на Ближнем Востоке, в Афганистане, Пакистане и в некоторых республиках Центральной Азии, - показало на практике, какую немаловажную роль играет религиозный, в частности исламский фактор. Это лишний раз убеждает в том, на сколько важно определить роль и функции религии в современной жизни, осознать, что она является не только частью культуры и цивилизации народов, но и активной социальной силой, способной оказывать большое влияние на жизнедеятельность общества в целом.

На сегодня в казахстанском обществе изменения роли и функции ислама - это процесс постепенного расширения роли и функций мусульманской религии в различных сферах жизнедеятельности общества и индивида, происходящий под воздействием как внешних, так и внутренних факторов.

Религиозная система, существовавшая на протяжении многих веков в условиях дореволюционной Центральной Азии, выступала в качестве основной формы общественного сознания. Под ее влиянием образовался комплекс институтов, охватывающих социальную жизнь общества, в годы СССР эта система была полностью разрушена.

Рассматривая роль религии в современном казахстанском обществе надо отметить, что ислам уже не выполняет всех тех функций, присущих традиционной мусульманской общине. Особенно это касается некоторых взаимодополняющих друг друга функции ислама.

Таких как интегративная и регулятивная функции, которые зависели от формирования ислама как ценностной ориентации для всего общества, которая регулировала отношения, накладывала на них определенную, общую для всех систему обязанности и предписаний. Ислам был той силой, которая облегчала существование различных племен, укрепляя их взаимоотношения изнутри. Обеспечивала их внешние связи, смягчая и стирая различия между племенами, этническими общностями. Интегрирующей и регулирующей роли ислама в обществе способствовали господство системы религиозного образования и использование шариата.

Религия по существу была единственной силой, оказывающей всестороннее влияние на жизнь людей, устойчивое формирование общественной психологии. В обществе не было другой идеологии, противостоящей исламу, а духовенство выступало единственной идеологической силой общества. Ислам был тесно вплетен в структуру государственного управления. Вполне естественно, что в таких условиях догматы ислама стали одновременно политическими аксиомами.

Ведущую роль в осуществлении исламом своих функций в жизни общества играла система народного образования. Большинство школ в дореволюционной Центральной Азии, носило полностью конфессиональный характер и находилось при мечетях. Именно через религиозные школы воспитывалось сознание подрастающего поколения по требованиям ислама. Это в последствии привело к тому, что религиозные принципы стали нормами повседневной жизни.

На территории дореволюционного Казахстана в межэтнических взаимосвязях преобладало сознание религиозного единства. Общность религии, выступала в качестве ведущей интегративной силы. Этому во многом способствовали специфические условия региона - общая культурная жизнь, близость языка, обычаи и традиции, продиктованные общими социально-экономическими условиями. Но главную роль во многом сыграло то, что подавляющее большинство среднеазиатских мусульман исповедовало одно направление ислама - суннизм и принадлежало к одному его толку - ханафидскому мазхабу.

Выше перечисленные обстоятельства позволяли исламу в дореволюционном обществе гармонично выполнять свою интегрирующую и регулятивную роль. На сегодняшний день в Казахстане ислам не обладает такими функциями. Во-первых, современный Казахстан - многоконфессиональное государство. Во-вторых, в республике отсутствует практика мусульманского права и развитая мусульманская образовательная база.

Особо хотелось бы остановиться на коммуникативной функции ислама. Коммуникативная функция - это способность религии служить средством общения в объединении людей связанных одной идеей. Здесь единство веры служит основой, которая позволяет единоверцам установить между собой хозяйственно-бытовые, торговые, семейные и прочие отношения. Степень проявления коммуникативной функции зависит от объективно существующих экономических, культурных и иных связей между отдельными странами и народами.

До образования СССР в южных районах современного Казахстана каждая мусульманская община действовала автономно, самостоятельно, смещала и назначала служителей культа, регулировала их взаимоотношения с рядовыми верующими, ведала финансовыми и другими общественными делами. Деление на общины происходило по территориальным признакам, где общественным и административным центром служила мечеть. Каждая община, являясь ячейкой единого механизма, облегчала осуществление взаимосвязей между ними, что способствовало эффективному административному контролю государства над обществом. Большую роль в осуществлении коммуникативных функций среди казахов кочевых районов играли родственные отношения и семья, где общины состояли из нескольких родственных между собой семей. Члены семей входящие в такую группу кочевали вместе, совместно пасли скот, помогали друг другу материально и т. д. Следует заметить, что ислам для кочевых казахов являлся лишь одной из форм социальной организации.

В современном казахстанском обществе мусульманские общины сложно классифицировать по территориальному признаку. Причиной этому служит распространение на территории Казахстана большого количества различных течении и толков ислама. При наличии в Казахстане различных толков внутри ислама появляется множество общин идейно отличающихся друг от друга. Деления мусульман на "жамагаты" (общины) осуществляется в направленности каждого из них на свои теологические и иные ориентиры. В настоящее время Духовного Управления Мусульман Казахстана (ДУМК) имеет влияние лишь на имамов официально зарегистрированных мечетей, но не на множество крупных и малых жамагатов существующих независимо друг от друга. Осуществление коммуникативной функции ислама через мечети, как центра территориального проживания мусульман утратило свою способность.

Также на процесс дифференцирования казахстанских "жамагатов" повлиял период перестройки, с его ререлигиодизацией. В Казахстане это выражалось в активной исламизации молодежи.

Как следствие, для ДУМК становится проблемным воздействовать на мусульманские общины в республике.

Власть понимала и понимает именно ислам как идеологическое средство, новый (взамен коммунистическим утопиям) опиум для народа, который способен "замутить" разум неграмотного в религии населения. "Прикладной" подход к исламу в Казахстане создает иллюзию его управляемости. Дело в том, что идейная и мобилизующая сила ислама - мировой религии с богатой историей - на порядок, мощней идеологии "Стратегии-2030", "неоевразийства", "самоидентификации казахстанцев в патриотов" и подобной современной казахстанской эрзац-идеологии.

В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века всеобщий религиозный "перестроечный" ренессанс вылился в Казахстане в традиционные (в общем - то) обвинения местного муфтиата в "сотрудничестве" с властями и органами, отрыве от нужд общины, нечистоплотности и некомпетентности руководства мечети.

Объектом критики, прежде всего, стал сам глава мусульман Казахстана муфтий Ратбек Нысанбай - улы (тогда еще Нысанбаев). Но Ратбека оставили на высоком посту, ситуацию заморозили.

По большей части критика была в адрес "неблагочестия" муфтия. В частности, слышались обвинения в "отлынивании" от выполнения обязанностей муфтия: чтения проповедей в мечети, толкования положений Корана и т.п. Например, один верующий так описывает свои впечатления от проповеди муфтия - "В дни празднования айта… был в мечети. Вместо чтения проповеди, толкования положений шариата Рекен [уважительное обращение к муфтию Ратбеку Нысанбай - улы] стал бубнить о каких - то неотложных делах и закончил словами: "Не верите, спросите у Того - то". Помилуйте, но ведь не только как духовному лицу, но и просто как человеку его возраста, Рекену не пристало разговаривать столь неблагочинно"(1).

Кроме того, последний период пребывания Ратбека Нысанбай-улы в должности муфтия Казахстана характеризовался как нестабильный в религиозном плане. К 1999 году в Казахстане, как и других государствах Центральной Азии резко обозначилась угроза проявления религиозного радикализма, в частности исламского.

В такой ситуации негативный имидж официального ислама созданный неграмотной политикой муфтия и не чистоплотностью его окружения способствовало увеличению противников ДУМК и численности нетрадиционных для Казахстана течении выступавших за чистоту ислама.

В этих условиях государству необходимо было предпринимать меры по снижению риска распространения идей реакционного толка среди верующих, путем принятия превентивных мер, а также изменения своей политики в отношении ислама вообще и ДУМК в частности. Для этого государству требовалось предпринять попытки по возвращению исламу регулирующую мусульманскую общину функцию, адаптированную, однако, к условиям сосуществования со светским государством.

Для этого, прежде всего, государству потребовалось сменить дискредитировавшего себя перед верующими муфтия Казахстана.

В июне 2000 года спешно собранный при деятельном участии министерства информации и общественного согласия Курултай мусульман Казахстана принял добровольную отставку Ратбека хаджи. На должность духовного главы всех мусульман Казахстана - муфтия, был поставлен человек, не являющихся известным теологом или религиозным деятелем. Новым муфтием Казахстана стал доктор филологии и советник посольства Казахстана в Саудовской Аравии Абсаттар Дербисалиев, "светскость" которого не вызывала никакого сомнения.

По мнению ставшего наиб - муфтием 27 - летнего экс - ректора Исламского университета Серика Кажи Ораза - новый муфтий Абсаттар Кажи Дербисалиев средоточие многих добродетелей: "признанный востоковед, наизусть знает историю ислама, владеет арабским языком, прекрасный дипломат и советчик, наконец, хорошо разбирается в религии". И не столь важно, что "хорошо разбирающийся в религии" дипломат, никогда не был имамом (настоятелем) любой, пусть самой захудалой, мечети.

По сути дела приход к власти в ДУМК "светского" муфтия является показателем того, что у казахстанского государства возникла проблема "надзора" за лояльностью многих неподконтрольных ДУМК мусульманских общин, не завуалированным стремлением правительства начать активные процессы огосударствления доселе неуправляемой части ислама в республике. Известно, что большинство течений организации такого рода как Хизб-ут-Тахрир придерживаются нетрадиционных для местной почвы принципов классического ислама в его радикальной форме. А это предполагает и построение исламского государства, что, как известно, недопустимо конституцией светского Казахстана.

С избранием на должность муфтия Абсаттар-кажы Дербисалиева, стала вероятной возможность изменения направленности ислама на всереспубликанском уровне. Прежде всего, это вызвано тем, что нынешний муфтий объявил о своем стремлении установления в Казахстане норм "классического" ислама. Здесь под "классическим", понимается та трактовка ислама, которая принята в арабских странах и в остальном мусульманском мире. Эта трактовка в максимальной степени приближена к установлениям первых халифов, которые, собственно, и разработали обрядовые нормы ислама.

Однако, как представляется вероятным, реклама внедрения норм "классического" ислама в среду казахстанских мусульман являлось просто анонсом грядущих изменений.

Можно сказать, что намерения изменить политику ДУМК в сторону "классифицирования" казахстанских мусульман преследует несколько целей.

Прежде всего, таким образом, государство, через новую политику ДУМК стремиться унифицировать ислам по всей территории Казахстана. Это может привести к облегчению контроля государства за процессами, происходящими среди верующих.

Кроме того, это может быть прикрытием попытки "внедрения" на "руководящие должности" местного мусульманского духовенства новых людей. Разумеется, что эти люди будут коренным образом отличаться от местного управленческого аппарата.

Это вызвано тем, что в Казахстане силен бытовой ислам и в некоторых районах в свое время были распространены суфисткие ордена. И, как следствие, некоторые государства в частности Турция пытаются влиять на характер ислама, в республике, экспортируя свои секты, при этом используя бытовой ислам как опору окрестив его суфизмом.

Наблюдается тенденция связать идеи суфизма с народными обычаями и традициями казахов, которые, в свою очередь очень сильны. Так, например, в суфизме распространено поклонение могилам святых, строение мазаров, мавзолеев знаменитым людям. Это полностью соответствует казахской традиционной вере в духов предков и поклонению этим духам (аруах). Слияние суфистских обрядов с казахским традиционализмом зачастую приводит к тому, что в мечеть, к мулле и имаму верующие приходят не только за советом и помощью в делах веры, но и как к местным шаманам. Например, мусульманин пришел в мечеть с жалобой на бессонницу, на что имам ему посоветовал перед сном побрызгать кровать чистой водой. И этот случай далеко не единичный. Широкое распространение получила продажа при мечетях различных амулетов.

Суфийский фактор является именно тем элементом, который сдерживает процесс институциализации ислама, ограничивая его интегрирующее начало. Из истории известно, что в 20-х XX века при уничтожении институционального духовенства произошло усиление суфизма в форме "народного" ислама. Тогда суфисткие тарикаты образовали особые социальные структуры-братства, которые действовали подпольно и зачастую не подпадали в поле зрения государственного аппарата (2). Суфизм в современном Казахстане - это вопрос, который не следует оставлять без внимания; он требует серьезного изучения.

Кроме того, известны случаи, что у мулл отсутствует религиозное образование. Они не знакомы с трудами мусульманских теологов и из всех духовных книг читали (зачастую даже не изучали) Коран.

Под эгидой внедрения "классического" ислама предполагается, вероятно, повышение уровня образования имамов и мулл. Разумеется, что прошедшие "кадровый отбор" претенденты будут полностью лояльными к политике государства в отношении религии. Это можно утверждать исходя из того факта, что имамов и мулл мечетей, если не назначает, то одобряет на должность ДУМК. А в ДУМК пресс-службе считают, что ислам и политика несовместимы. Как следствие, эта же самая идея о невозможности прихода ислама в политику и будет проповедоваться верующим, приходящим в дом Аллаха.

Кроме того, подобная политика не только будет способствовать построению идеологии государства на уровне мечетей, но и являться превентивной мерой для предотвращения зарождения идей экстремистского и радикалистского толка.

В первую очередь эта мера будет направлена на повышение престижа "огосударствленного" ислама, который в результате событий последних лет и особенно последнего года стал ассоциироваться с терроризмом. Разумеется, что для выполнения такого ответственного государственного задания потребуются "свои люди".

Можно предположить, что государство будет и в дальнейшем целенаправленно проводить политику, направленную на "усмирение" религии. Не исключено, что при этом могут возникнуть локальные конфликты между представителями государственного ислама и их противниками, сторонниками традиционного казахстанского ислама и духовенства. Но процесс тотального огосударствления ислама, несмотря на все помехи, продолжится и будет весьма длительным.

Источник - АПИ
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1022446500


Новости Казахстана
- Ряд международных соглашений рассмотрят сенаторы на заседании Палаты
- Мажилис одобрил законопроект по борьбе с лудоманией в первом чтении
- О правящей элите и бюрократии
- Снижение цен на социально значимые продукты отмечается вторую неделю подряд в РК
- Канат Бозумбаев дал ряд поручений по противопаводковым мерам в ЗКО
- О традициях
- Кадровые перестановки
- Два техрегламента ЕАЭС усовершенствованы по инициативе Казахстана
- Казахстан принял участие в 80-й сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана
- Непродуктивные посредники исключаются из цепочки электроснабжения
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх