"С криками Аллах Акбар! они ринулись на штурм мечети". Интервью верховного муфтия России 15:11 28.05.2002
"Вера - это устав, который нужен, чтобы люди не жили как скоты" Верховный муфтий России - "ГАЗЕТЕ"
Экстремистские течения в исламе, ваххабизм - одна из главных проблем России, считает Шейх-уль Ислам Талгат Таджуддин, глава Центрального духовного управления мусульман России, верховный муфтий России. "Но это уже не ислам, - заявил он в интервью обозревателю "ГАЗЕТЫ" Анастасии Матвеевой. - С ваххабитами мы объединяться не можем, пока они не принесут покаяние за кровь и слезы на Северном Кавказе".
"Даже исламом это назвать трудно"
- Ислам традиционный и нетрадиционный - в чем основные отличия?
- С самого ухода в иной мир Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) в истории ислама было немало споров. Противостояние между шиитами и хариджитами. Разделились и сами шииты. Постепенно в исламской традиции установились четыре мазхаба, или богословские школы: шафиитский - от имени имама Аш-Шафии, маликийский - от имени имама Малика, ханифитский и ханбалитский.
Нетрадиционный ислам - вне этих признанных богословских направлений или даже отрицает их. Одна из его разновидностей - ваххабизм. Он был создан лет 200 назад, для того чтобы распространяться в мусульманских колониях и не допустить их отторжения от колониальных империй, в частности Великобритании. Чтобы заставить мусульман враждовать между собой, а не бороться против колонизаторов. Есть еще ахмахдистское движение, представители которого объявили, что время Пророка Мухаммада прошло, что пришел новый посланник. Это все нетрадиционный ислам. Даже исламом это назвать трудно.
- Насколько в России влиятелен нетрадиционный ислам?
- В России никто о нем даже не знал до начала 90-х годов. До октябрьской революции мусульмане не допустили привнесения ваххабизма на нашу территорию. А такие попытки были в конце XIX - начале XX веков. Но тогда тысячи и тысячи богословов огромной армией воспрепятствовали этому, и ваххабизм не прошел. В то время в России было более 400 исламских изданий и газет. Во время государственного атеизма об этом, естественно, не могло быть и речи. Не было кадров, чтобы дать отпор ваххабизму, поэтому в конце 80-х -начале 90-х годов он проник на нашу территорию. Не только ваххабиты, но и другие нетрадиционные течения, в том числе с Запада, разные тоталитарные секты проникли в годы перестройки на нашу территорию. Осталось только белых медведей с Северного полюса ждать, чтобы они нас поучали уму-разуму, как верить в Бога и молиться. Но за годы государственного атеизма наша вера только окрепла, несмотря на все трудности. В стране возрождаются тысячи православных храмов, сотни мечетей. Более половины прихожан - молодые люди. И к ваххабизму склоняются именно молодые представители духовенства, не окрепшие в вере, в большинстве своем они даже не ваххабиты, а сотрудничают с ними из меркантильных интересов. Они подкупаются бесплатными путевками на паломничество, грантами на учебу за границей и здесь - деньгами на карманные расходы. Проваххабитские силы создают летние лагеря, учебные заведения, параллельные исламские структуры. Этими перспективами они подкупают людей. Но таким людям зачастую все равно, кем быть. Сегодня они ваххабиты, завтра фашисты, потом семиты, потом антисемиты. Уже появляются и такие, которые в последние десятилетия проходили подготовку в зарубежных центрах. 12-13-15-летних детей направляли за рубеж тысячами. Сейчас они возвращаются, выучившиеся за 10 лет, и уже готовы проповедовать ваххабизм. Уже не только по указке, но считая это делом своей души, своей верой. Это самое опасное, что сейчас нам грозит.
"С криками Аллах Акбар!" они ринулись на штурм мечети"
- И как действуют представители "нетрадиционного ислама"?
- Сегодня в России продолжается распространение влияния ваххабизма. Есть регионы, где открыто созданы параллельные исламские структуры при поддержке исламских центров. Мы об этом заявили в открытую, не могли больше молчать. Международные исламские центры, поддержанные миллионами долларов, занимаются созданием параллельных исламских структур в России. Сейчас раздаются предложения о создании в России Высшего исламского совета, который объединил бы ЦДУМ России, Координационный центр духовных управлений мусульман Северного Кавказа (КЦДУМ СК) и так называемый Совет муфтиев России (СМР). В этом вопросе мы, Центральное духовное управление мусульман России и КЦДУМ Северного Кавказа, полностью против, так как в Совет муфтиев России входят организации, являющиеся проводниками ваххабитских идей в течение последних десяти лет. Эти организации проводят десятки летних лагерей по всей России для отбора детей и их направления в зарубежные центры подготовки. С этими ваххабитами мы объединяться не можем, пока они не принесут покаяние за кровь и слезы на Северном Кавказе, пока не прекратят вести работу по дестабилизации жизни мусульманских общин нашей страны, деятельности, направленной на подрыв основ мира и стабильности во взаимоотношениях народов и традиционных конфессий России. Параллельные исламские структуры ответствены за захваты мечетей в Ульяновской, Пензенской областях, а также за захват исторической мечети в Москве на Пятницкой. В Татарстане 2 октября 2001 года была захвачена мечеть Булгар - в попытке захвата участвовали десятки экстремистов. С криками "Аллах Акбар" они ринулись на штурм и нанесли серьезный материальный ущерб мечети, от осколков пострадали прихожане и служители мечети. В Татарстане вообще почти открыто насаждается ваххабизм.
В Сибири, Екатеринбурге тоже неспокойно - все это намеренно подогревается организациями, входящими в состав Совета муфтиев России. Поэтому такое предполагаемое объединение будет в интересах тех, кто распространяет экстремизм и ваххабизм. Мы против всего этого. В канун праздника Победы мы обратились к президенту по этому вопросу, и он полностью поддержал позицию ЦДУМ и КЦДУМ Северного Кавказа. Когда кто-то поджег твой дом, с поджигателями тушить его небезопасно. Поэтому мы не согласны на фиктивное объединение мусульман России. Обманывать народ, государство, а тем более Бога мы не собираемся. За все годы своего существования ЦДУМ стояло на позициях традиционного ислама в России, и никаких поучений из различных зарубежных исламских центров мы принимать не намерены. А деятельность параллельных исламских структур явно направлена на развал России. Ваххабизм вообще, в своей первооснове, задумывался как разрушительная сила. Это видно и из истории этого течения. Где бы он ни проявлялся, в любом регионе, роль ваххабитов, несмотря на пропагандируемые и рекламируемые цели об очищении ислама, возвращении к первоистокам, к чистому исламу, на самом деле сводится к ревизии ислама. А любая ревизия - это есть противопоставление людей.
В то же время мы обращаемся ко всем духовным управлениям мусульман стран СНГ - Азербайджана, Таджикистана, Кыргызстана и других республик с предложением о создании консультативного органа, который помогал бы в решении общих проблем наших стран. Ведь везде мы сталкиваемся с одинаковыми проблемами - наглостью экстремистов, ваххабитов, а также проблемой подготовки собственных кадров. Мы надеемся на взаимопонимание с органами власти, уже есть устные и письменные договоренности о поддержке этого начинания...
Полностью интервью см. на сайте "Газета"
|