Сергей Марков - Кто боится союза России и США 11:52 29.05.2002
Саммит "Россия-НАТО" - хороший повод поговорить о том, что представляют собой силы, не желающие сближения России и США. Во-первых, это традиционная бюрократия американского Министерства обороны, привыкшая рассматривать Россию как противника, и которой очень трудно примириться с развитием сотрудничества наших стран. Сложное отношение к происходящему между Москвой и Вашингтоном и у нынешнего министра обороны США Дональда Рамсфельда. Он является лидером радикальной антироссийской группировки в администрации США, в которую входит и Пол Вулфовиц, к ним примыкает и советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс. Третьей группой я бы назвал традиционную бюрократию госдепартамента. При этом многие из тех, кто занимается вопросами сотрудничества с Россией вплотную, как раз относятся к России хорошо, включая госсекретаря Колина Пауэлла. А традиционная бюрократия госдепартамента - это огромная бюрократическая машина, которой трудно развернуться. Четвертый лагерь - это мощная группа в Конгрессе США. Это не большинство: для большинства сенаторов и конгрессменов отношения с Россией являются далеко не самой важной проблемой.
В формировании политики в отношении России и государств постсоветского пространства значительную роль играют своеобразные клубы элиты. Они в огромной степени связаны с диаспорами и выходцами из тех регионов, который подвергались притеснениям или колониальному захвату со стороны России. Наиболее крупной и влиятельной из таких диаспор является польская, идеологом которой уже давно стал знаменитый ученый и политик, бывший помощник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский. Охарактеризовать эти группировки можно было бы так: эти люди любят демократию, но любят ее меньше, чем ненавидят Россию. К ним примыкают выходцы из стран Балтии, Украины, Белоруссии. В их представлении Россия - монстр, который всегда подвергал их страны и народы колониальному угнетению и мечтает делать это впредь. Есть и собственно американские недруги России, например, такой яркий политик, как конгрессмен Джесси Хелмс. И еще одна группа жестко критикует Россию - это круги, связанные с правозащитными организациями. Они жестко осуждают Россию за нарушение прав человека в Чечне и в целом по стране, за подавление свободы слова. Большинство фактов нарушения прав человека в России - это разрекламированная в СМИ тема. Скажем, в Турции нарушения прав человека куда боле жесткие и их куда больше, чем в России, но известно в мире о них совсем немного. Россия все же считается почти европейской цивилизованной страной, и к ней предъявляются более жесткие требования.
Все эти силы - политические. Однако американский бизнес тоже неоднозначно настроен в отношении нашей страны. Традиционно с антироссийских позиций выступал ВПК. Но сейчас ситуация изменилась - огромные заказы, связанные с проведением антитеррористической операцией и борьбой с терроризмом, вообще изменили ситуацию в корне, и возможно, что скоро ВПК будет откровенно выгоднее выступать за сотрудничество с Россией. А производители куриных окорочков отнюдь не против России - они обеими руками за Россию. Но за такую Россию, которая покупает окорочка. Отрасль настолько ориентирована на Россию, что если не будет российского заказа, то она просто умрет. Мощности расположены в 39 штатах, а значит конгрессмены и сенаторы всегда будут находиться под давлением "окорочковой" лоббистской группировки. Что касается истории со сталью, то тут Россия не была целью - это решение было направлено против импорта стали вообще.
Особая роль в формировании политики российского направления принадлежит нефтяным компаниям. Они сейчас набрали особенно большой политический вес, ибо президентом стал уроженец Техаса, где расположена большая часть штаб-квартир американского нефтяного бизнеса. Интересы этих компаний диверсифицированы. Им бы, вероятно, хотелось посотрудничать с Россией в рамках каких-то энергетических программ. С другой стороны, им совершенно не нравится то, что Россия играет против строительства нефтепроводов, минующих российскую территорию (Баку-Джейхан). И конечно, они не хотят пускать российские компании на американский рынок. Российские нефтяные компании считаются чрезвычайно агрессивными и полукриминальными, и в США всерьез опасаются, что, придя со своим бизнесом в Америку, русские принесут с собой и свои печально известные методы ведения этого бизнеса. Кроме того, американцам хотелось бы принят участие в приватизации российских нефтяных компаний - а они очень закрыты, западный бизнес вообще не допускается в ним. Поэтому нефтяное лобби будет играть в сложную игру, редко выступая в пользу России.
Почему все же президент Буш, имея столь влиятельных противников курса на сближение с Москвой, выбрал именно его? ...
Полностью статью см. на сайте "Политком.Ру"
|