От Ле Пена до Каддафи. В Москве для африканцев каждый день - день рождения Гитлера 11:18 01.06.2002
Аполлон ДАВИДСОН, профессор
Возле Добрынинского универмага молодые парни объяснили Матабе Секу, жене посла ЮАР, что они думают об африканцах. И в подтверждение слов загасили окурок о ее грудь. Другая женщина, посол Танзании, когда ей сказали, как скинхеды отмечают день рождения Гитлера, ответила: "Для нас, африканцев, тут каждый день - день рождения Гитлера".
Стоит ли после этого удивляться, что послы стран Африки, Азии, а с ними и Европы пришли в МИД жаловаться на растущий у нас национализм и расизм. Удивляться можно другому: почему после этого в телевизионной программе Познера все участники недоумевали: откуда у нас такое, с чего бы это?
Так ли уж неясно? Стоит только оглядеться вокруг - с чем вступает человечество в XXI век. Больше половины британцев признали, что живут в расистском обществе. В спокойной Голландии кипят страсти национализма и расизма. В тихой Австрии грохочут призывы Хайдера. Ле Пен грозит французам, что им и вообще всем европейцам приходит конец, они вымирают, и скоро Европу заселят люди любого цвета кожи, кроме белого.
С другой стороны, растет расовое самосознание в Азии и в Африке. Появилось выражение "Антирасистский расизм". Муамар Каддафи еще в своей "Зеленой книге" предрекал: "Править миром будут черные". А теперь призывает Африку избавиться от белых людей. "Их языки и традиции не могут выразить наши чувства и мысли". И вообще: "Мы должны потребовать от белых компенсации за колониализм и геноцид". Каддафи считает себя вправе говорить от имени небелого населения, хотя по классификации антропологов он, араб, относится к той же расе "белых", которых обвиняет. И если встать на позицию противопоставления рас, как это делает он, то придется вспомнить, что арабская работорговля возникла намного раньше европейской и стоила "Черной Африке" миллионов человеческих жизней. Каддафи говорит о прошлом - так вот оно, прошлое.
Если же перейти на современность, то может ли говорить от лица униженных и угнетенных лидер Ливии, одной из самых богатых нефтедобывающих стран мира? Она получает от нефти десятки миллиардов долларов - и в основном за счет тех самых белых, которых Каддафи клеймит и проклинает. К тому же известно, что в богатых нефтью арабских странах основная рабочая сила поступает из стран Азии и что рабочие эти там более бесправны, чем иммигранты в Европе.
Но такие идеи, как у ливийского лидера, распространяются быстро и широко. Евроцентризму противостоит уже не только востокоцентризм, но и афроцентризм. Вот 700-страничное исследование "Афроцентристская критика европейской культуры и поведения". Открывается посвящением: "Всем африканцам, которые борются за простую Истину: Раса - прежде всего!"
Так что расизм теперь уже не только белый. Он становится многоцветным. Причины? Их много. Обида на Европу за 500 лет ее господства. Зависть бедных народов к "золотому миллиарду". Разница в культурном и религиозном наследии. Демографические перемены: быстро падает удельный вес "белого человека" в населении планеты. Появились миллионы азиатов и африканцев в Европе. Это все, как и сама глобализация, необратимо. Никакие скинхеды не повернут это вспять. Наоборот, обострят.
Все это - о дальнем зарубежье. А ближнее? В странах Балтии и Центральной Азии русскоязычное население не всегда и не во всем чувствует себя уютно. Во Львове улицу Пушкина или Лермонтова могут переименовать в память Бендеры и его сподвижников. В украинском фильме о Мазепе Петр I - садист и мужеложец. В Казахстане давно уже убрали памятник Ермаку. На Кавказе - генералу Ермолову.
Да и не все наши давние традиции, увы, так уж хороши. Даже Пушкин, символ русской культуры, сетовал: "Бывало, что ни напишу, все для иных не Русью пахнет". И африканской кровью его попрекали.
И, увы, не все, кто правил Российской империей, относились к азиатам и африканцам с уважением. Николай II даже в своих резолюциях называл японцев "макаками". Сколько крови пролил русский народ за это высокомерие!
А в каком духе воспитывались члены Дома Романовых? Великий князь Александр Михайлович, женатый на любимой сестре Николая II, вспоминал, чему их учили в детстве: "Французы порицались за многочисленные вероломства Наполеона, шведы должны были расплачиваться за вред, причиненный России Карлом XII в царствование Петра Великого. Полякам нельзя было простить их смешного тщеславия. Англичане были всегда "коварным Альбионом". Немцы были виноваты тем, что имели Бисмарка. Австрийцы несли ответственность за политику Франца Иосифа - монарха, не сдержавшего ни одного из своих многочисленных обещаний, данных им России. Мои "враги" были повсюду. Официальное понимание патриотизма требовало, чтобы я поддерживал в своем сердце огонь "священной ненависти" против всех и вся".
И такая же "священная ненависть" разжигалась "патриотами" ряда стран по отношению к России.
Взаимные обиды и претензии между расами и народами накапливались по всему миру столетиями. Сейчас эти язвы на наших глазах обнажаются. Конца этому пока не видно.
Бессмертный Салтыков-Щедрин писал: "Человек и без того уже наклонен воспитывать в себе чувство национальности более, нежели всякое другое, следовательно, разжигать в нем это чувство выше той меры, которую он признает добровольно, будучи предоставлен самому себе, значит уже действовать не на патриотизм его, а на темное чувство исключительности и особничества". Это относится к расовым эмоциям точно так же, как национальным.
|