"Моя Столица" - Энергонасилие. Повышение тарифов на электроэнергию угрожает выживанию киргизстанцев 00:34 04.06.2002
В отеле "Достук" состоялся "круглый стол", организованный Международным институтом стратегических исследований при президенте Кыргызской Республики и Фондом Ф.Эберта в Кыргызстане. Его участникам была предложена тема: "Активизация социального партнерства с целью снижения неблагоприятного социального воздействия, вызванного повышением тарифов на энергоресурсы".
МероприЯтие очень важное и полезное. Однако оно опоздало как минимум на три месяца. Еще в январе Госагентство по энергетике объявило о том, что после окончания отопительного сезона будет повышение тарифов на электроэнергию на 25 процентов. Действующие тарифы, говорилось при этом, недостаточны для поддержания и развития энергетической отрасли. Новые же, кроме того, должны стимулировать население на экономное использование энергоносителей. По карману ли они будут народу, энергетиков не беспокоило. Они приводили "железный" довод: каждая третья семья в Кыргызстане, согласно статистике, пользуется льготами.
Урочный час пробил 15 марта. Для малообеспеченных кыргызстанцев, ежемесячно потребляющих не более 150 квт·ч электроэнергии (а таких большинство), тарифы подпрыгнули более чем в 2 раза, или на 104,5 процента - с 21 до 43 тыйынов. Зато многие богатые люди, использующие за месяц более 400 квт·ч, стали платить меньше - 80 тыйынов за каждый квт·ч вместо прежних 90.
Повышение тарифов, произошло без предварительного - широкого и аргументированного - обсуждения этой проблемы с общественностью, в средствах массовой информации. Но зато теперь, когда нарастает недовольство народа непопулярным решением, энергетики - и в первую очередь директор Госагентства по энергетике Уларбек Матеев, как говорится, весь вечер на манеже. Будь то пленум женщин или пресс–конференция, далекая от политики ценообразования, они тут как тут. Разъясняют, доказывают, просят войти в положение, увещевают.
Вот и на "круглом столе" г–н Матеев, используя три десятка страниц "наглядных пособий", убеждал депутатов, членов НПО, профсоюзных и социальных работников, независимых экспертов, журналистов в крайней необходимости и неотвратимости повышения тарифов. На экране в строго вычерченных графиках, схемах прошла, можно сказать, "вся жизнь" энергетики республики за последнее десятилетие: запасы топлива, структура потребления электроэнергии, техническое состояние электросетей, тарифы и динамика их повышения для различных категорий потребителей, рост дебиторской задолженности, задачи по развитию отрасли. Кое–что даже в сравнении с другими государствами.
Без стеснения были продемонстрированы и собственные недоработки и упущения. В частности, потери электроэнергии в первом квартале этого года составили 37 процентов. Поразить воображение присутствующих должна была и умопомрачительная цифра - 15,98 млрд. сомов. Такова сумма потребности в инвестициях для реконструкции и строительства подстанций и линий электропередачи - основа, как понимаю, желанного энергетического рая в республике.
Для полноты картины не хватало, однако, еще нескольких цифр и фактов. К примеру, за годы независимости на развитие энергетики получено кредитов около 200 млн. долларов; два года назад прибыль энергетиков составила 1,5 млрд. сомов. Куда ушли эти деньги, если энергоотрасль по–прежнему в плачевном состоянии? И почему за иностранные кредиты, которые, как сообщил У.Матеев, мы уже третий год возвращаем, должны расплачиваться потребители через высокие тарифы?
О том, что тема "круглого стола" обозначена как активизация социального партнерства, первым вспомнил Турар Койчуев, директор Центра социальных и экономических реформ Минфина.
- О каком партнерстве можно говорить задним числом? - задал он риторический вопрос. - Нужно было до повышения тарифов думать о том, как смягчить удар. Население восприняло этот шаг очень болезненно.
- В рыночной экономике не производитель должен быть диктатором, а потребитель, - продолжил он. - Естественным монополистом должно быть государство. Почему никто не ставит задачу: надо бороться за снижение себестоимости. Энергетика должна быть более прибыльной, менее затратной. Если повышение тарифов - это плачевная неизбежность, нужно заранее и умело работать с населением.
Директор Бишкекской ТЭЦ Лев Васильев назвал одну из главных причин хищений электроэнергии:
- Электрическая и тепловая энергия не имеют статуса готовой продукции. В результате расхитителя нельзя привлечь к уголовной ответственности. Максимум что можно - наложить штраф 300 сомов.
Лев Алексеевич посетовал на то, что власти на местах, от акима до губернатора, устранились от полноценной работы с потребителями и видят свою задачу только в том, чтобы "не пущать, не отключать". И пока власти, вплоть до правительства, не поймут, что необходим переход на цивилизованную форму расчета с потребителями: товар - деньги - товар, толку не будет. Как смогут крутиться электростанции, если не обеспечат сбор платежей за оказанные услуги? Прежде всего, отметил он, должна быть собираемость средств, а потом - повышение тарифов. Причем с анализом и разъяснением.
- Говорят, что население благодаря компенсации как бы не почувствует повышения тарифов, - сказал г–н Васильев. - Это не так. Потому что все отрасли, использующие электроэнергию, повысят себестоимость. Это неизбежно.
- С увеличением тарифа растет дебиторская задолженность, - как бы продолжил мысль коллеги генеральный директор Бишкектеплосетей Алексей Ли. - Хищения тепла идут в больших масштабах, чем при дешевой энергии. Если десять лет назад нашими услугами пользовались 446 тысяч жителей, то теперь - вдвое меньше. Мы берем плату по прописке, иного метода нет. В результате 1 млн. тонн горячей воды мы отдаем бесплатно. Выход - в установке счетчиков. Но если бы они у нас были, мы не можем ставить их в Бишкеке. Дома, которые чисто условно обслуживаются домоуправлениями, - фактически без хозяев. Нужно создавать кондоминиумы и товарищества, чтобы было кому охранять эти дорогостоящие приборы.
Тайыр Сарпашев, председатель Комитета по вопросам топливно–энергетического комплекса ЗС Жогорку Кенеша, предложил искать внутренние резервы и снижать себестоимость. Но снижению затрат мешает бартер. Правительство, имея все рычаги управления, так и не отменило его. Почему до сих пор позволено за энергию рассчитываться зерном, сахаром? 45 процентов составляет сейчас бартерный обмен. Почему не принять меры, не давать повышать тарифы, пока бартер не снизится, к примеру, до 10 процентов?
- Во всем мире происходит концентрация капитала, без этого не может быть развития общества. А наши реформы направлены на то, чтобы уничтожить предприятия, - поделился наболевшим Орозбек Дуйшеев из Комиссии по вопросам депутатской этики ЗС Жогорку Кенеша. - Чтобы подняться, нам нужна концентрация капитала, нужно контролировать финансовые потоки. Для управления таким хозяйством необходим мозговой центр, а мы его потеряли. Обманываем народ, утверждая, что бедность снижается. Жизнь у нас страшная, на уровне военных лет. Мы, депутаты, ездим и видим это. О чем говорить, если внешний долг государства около двух миллиардов долларов. Мы фактически банкроты. За 10–12 лет перепробовали десяток проектов и программ повышения благосостояния народа, сменили 150 министров! Сколько можно разрушать наше хозяйство? Себестоимость электроэнергии, вырабатываемой каскадом Токтогульских ГЭС, всего 1,35 сома. Какое еще нужно богатство? А мы при такой низкой себестоимости повышаем тарифы.
До перерыва на обед оставалось несколько минут, и председательствующий за "круглым столом" Мелс Омаров, главный эксперт Международного института стратегических исследований, предложил задать друг другу несколько вопросов. Остальные вопросы, сказал он, зададите после того, как выступят с докладами все участники.
Отбиваться в основном пришлось Уларбеку Матееву. Он сразу начисто отмел утверждения, что нынешние электропотери составляют 56 процентов:
- В 1997 году был рекорд - 42 процента. Сейчас должно быть 25–22.
Он сообщил также, что тарифы - прерогатива правительства. Агентство их не устанавливает. Что касается гласности, то предварительно они были разосланы на обсуждение всем министерствам.
- Насчет кадров, - продолжил У.Матеев. - Их нет, уехали. Мозговую атаку организовать не можем. Нынешние студенты не идут в энергетики, а хотят в юристы. Я - самый молодой. Неужели вы думаете, что если уйдем мы, ситуация изменится?
Чувствуя, что обстановка в зале накаляется, Лев Васильев снова взял слово:
- Наша цель сегодня - не брать друг друга за грудки, а выяснить, что каждый может сделать в своей отрасли для улучшения ситуации. Энергетика нынче под таким прицелом, и в первую очередь народа. Не приведи Бог работать в таком режиме, в каком трудился наш коллектив эту зиму. Я готов встать на колени и каждому сказать спасибо. И еще я бы просил помнить: энергетика - наша общая забота и общая боль.
Таким образом, до перерыва аудитория успела услышать главных энергетиков страны. А после обеда участников "круглого стола" ждал сюрприз. Высказавшиеся энергетики… исчезли. В зале осталась "спрашивающая" сторона - соцзащитники, профсоюзные деятели, ученые, члены неправительственных организаций, в общем, защитники малообеспеченных семей, пенсионеров - всех тех, для кого больнее всего повышение тарифов. Ситуация сложилась анекдотичная и грустная. Примерно то же, когда разговариваешь сам с собой. Можно жаловаться, возмущаться, задавать вопросы. Но кто тебя услышит, кроме самого себя? Народ негодовал. Председательствующий М.Омаров успокаивал: не волнуйтесь, тема на этом не закрыта, разговор продолжится в дальнейшем, и у каждого будет возможность задать свои вопросы.
- О каком социальном партнерстве может идти речь, - спросила одна из участниц, - если госструктуры не работают в партнерстве? Уход руководителей лучше их слов показал, как "важны" для них обсуждаемые здесь проблемы.
Не подыскивал обтекаемых слов и выражений Анатолий Шкаруба, председатель комиссии по тарифной политике Общественного объединения соцзащиты населения.
- Решение по тарифам было принято без нашего участия, и сейчас изыскивается только способ, как умертвить пенсионеров и малоимущих - застрелить или повесить? Вдумайтесь в то, что здесь говорилось: если у вас такая–то группа инвалидности, то вы будете получать такую–то сумму компенсации по тарифам, а когда ваше состояние ухудшится и вы перейдете в другую группу, то будете получать столько–то. Может, проще разработать методичку, что и сколько раз в день, месяц есть пенсионеру, инвалиду? Необходимо записать в сегодняшней резолюции: сначала нужно было проанализировать положение дел в отрасли, свести на нет потери, а потом говорить о повышении тарифов.
Очередным номенклатурным вариантом вытряхивания денег назвала повышение тарифов Светлана Семенова, зав. отделом социально–экономической защиты трудящихся Федерации профсоюзов. 73 процента населения уже сегодня не в состоянии оплачивать коммунальные услуги, сказала она.
Кстати, С.Семенова открыла Америку для аудитории: оказывается, механизм социального партнерства не нужно создавать. Он существует и действует по аналогии с подобным институтом в других странах мира. Полное название - Республиканская трехсторонняя комиссия по решению социально–трудовых вопросов. Сюда входят 9 министров, 9 руководителей профсоюзных объединений и 9 представителей предпринимателей. Утверждена комиссия решением правительства, работает два года.
Светлана Сапелкина, зав. отделом Госкомиссии по антимонопольной политике, тоже внесла элемент неожиданности:
- Новые тарифы были утверждены еще в декабре прошлого года и зарегистрированы в Минюсте. А здесь говорилось, что произошло это лишь в марте.
- Мы проанализировали последствия этого шага, - сказала она. - Для населения тарифы поднялись не на 25 процентов, как утверждают энергетики, а в два раза. Следом должна возрасти цена на холодную воду - тоже вдвое, потом на горячую воду и тепло. Как известно, все парикмахерские, сауны, бани пользуются горячей и холодной водой…
Что бедноту республики не спасет в условиях повышения тарифов объявленная компенсация, понятно уже сейчас. Прибавка к тем же пенсиям начнет выплачиваться только в июле, а цены на продукты уже поднялись.
"Круглый стол" состоялся. Его выводы, предложения и рекомендации обещано передать в администрацию президента и аппарат премьер–министра для реализации, выступления участников опубликовать.
Но вот что сказала Валентина Житенева, ответсекретарь ООСЗН:
- Никто не убедит меня, что с повышением тарифов мы будем жить лучше. Я ухожу отсюда с горькой уверенностью, что как было нам, пенсионерам, плохо, так же плохо и останется. Если не будет еще хуже.
Валентина АНДРЕЕВА.
|