Служа себе от имени народа. Что лежит в основе сепаратистских тенденций юга Киргизии - трайбализм или демократия? 00:43 06.06.2002
Впервые в связи с драматическими событиями на юге Кыргызстана об опасности трайбализма и южного сепаратизма заговорили власть имущие и их горячие сторонники и приспешники. Сам президент страны Аскар Акаев и его влиятельный советник народный писатель Кыргызстана Чингиз Айтматов разглядели в аксыйских событиях в первую очередь проявление южного трайбализма. Дескать, существуют в стране какие–то темные, третьи силы, состоящие в основном из проворовавшихся коррупционеров, наркоторговцев, несостоявшихся политиков и писателей, которые раздувают пламя южного трайбализма и клановости.
Между тем в самом начале своих выступлений жители Аксы, так же, как и поддерживающие их депутаты–южане, как говорится, и слыхом не слыхивали ни о чем подобном. Ни у кого из них даже в самых глубоких и темных уголках подсознания не было и намека на что–либо, связанное с трайбализмом, а тем более сепаратизмом.
К слову сказать, феномен трайбализма (так же, как и сепаратистских тенденций) вообще в очень малой степени свойственен всем южанам. Яркое подтверждение этому - почти все, без исключения, выдающиеся политики–южане, находившиеся у руля власти, - Раззаков, Кулатов, Масалиев.
Любопытно, что даже могущественный кыргызский хан Алымбек датка (муж Курманжан), перед которым во второй половине XIX века трепетали и Шабдан батыр, и многие другие менее влиятельные северные князья, в своей политической карьере отличался прежде всего неприятием всех видов клановости и трайбализма. Вся жизнь этого великого человека и правителя, точно так же, как и его последовательницы - Курманжан датки, это, по сути, тяжелая борьба с центробежными клановыми тенденциями в кыргызском феодальном обществе юга страны. Вероятно, именно поэтому уже в XX веке как бы по инерции и Раззаков, и Масалиев, и Орозбеков, будучи бледными копиями своих великих предшественников, тем не менее проводили ту же самую политику. Чего, к сожалению, за редкими исключениями в лице Юсупа Абдрахманова (в первой половине прошлого столетия) и Султана Ибраимова (во второй) не скажешь о северных политиках. Собственно говоря, трайбалистско–клановый характер кыргызского общества и в особенности властных структур, сложившийся в минувшем веке, - это почти полная заслуга северных партфункционеров, неукоснительно следовавших при построении развитого социализма на протяжении 70 лет феодальному принципу своих исторических предшественников: "разделяй - властвуй".
В итоге мы получили то, что и имеем сегодня - ярко выраженное трайбалистское общество, где на одного министра–южанина приходится с десяток северян (между тем как в процентном отношении южане составляют 52 % населения страны), полуколониальный юг и руководящий север, в том числе и все эти бесконечные разговоры о том, что на севере живут настоящие кыргызы, звучит чистейшая кыргызская речь, а на юге ненастоящие и т.д. и т.п.
Интересно, что в первые годы своего правления Аскар Акаев делал кое–какие шаги, чтобы преодолеть эти губительные для страны тенденции. В частности, он открыто признавал, что юг страны нуждается в экономической и политической поддержке. Благодаря ему южане получили (точнее, реставрировали) еще одну область - Джалал–Абадскую.
Но очень скоро президент страны, опять же под предлогом борьбы с регионализмом и трайбализмом, уговорил депутатов и народ доверить ему право назначать сначала губернаторов области, а потом уже - акимов районов и мэров городов.
И вот теперь, спустя десять лет абсолютно авторитарного управления страной, президент и его преданное окружение опять предупреждают об "опасности" трайбализма. Теперь уже в связи с трагическими событиями в Аксы. Честнее было бы сказать об "опасности" развития демократических процессов. Народ уже не терпит, чтобы им помыкали, он добивается реальной политической власти - возврата к выборности и полной подотчетности ему местной (акимов районов и губернаторов областей) и высшей власти. Не говоря уже о бесконечно скомпрометировавшей себя судебной системе страны и подконтрольных госорганам прессе и телевидению.
Зачем же валить с больной головы на здоровую и смешивать такие космически далекие друг от друга понятия - демократию и трайбализм? Народ хочет быть источником власти, как это записано в Конституции, или хотя бы "владельцем контрольного пакета акций" на переходный период. Существующая власть, судя по всему, никак не может смириться даже с постановкой такого вопроса, желая экспериментировать еще лет сто в авторитарном режиме. Служа самой себе от имени народа.
Интересно, что даже некоторые политики и правозащитники–северяне, потратившие много сил в борьбе с авторитарным режимом и зарекомендовавшие себя как истинные демократы, едва только система дала сбой и появился призрак реальных перемен, мгновенно охладели, заговорили об опасности непредсказуемых и даже трагических последствий. Разумеется, некоторые из таковых были попросту куплены властью и задобрены ее щедрыми посулами. Однако иные неподкупные просто испугались ярко выраженного "южного лица" кыргызской демократии.
Стоит ли удивляться после этого тому, что постепенно сепаратистские тенденции овладевают умами все большего и большего числа южан. Собственно говоря, это не сепаратизм в чистом виде и тем более не трайбализм, а желание построить демократию хотя бы в пределах одного района или области.
Как бы там ни было, теперь уже, после аксыйских событий, южане в целом, а тем паче жители Кербена, уже вряд ли смирятся с авторитаризмом в прежнем его закостеневшем виде.
И, похоже, у президента (если он рассчитывает более или менее спокойно досидеть до конца своего срока) просто нет альтернативы предоставлению народу - хотя бы в некоторых районах, городах и областях - его главного права: выбирать и назначать себе руководителей.
Замир ОСОРОВ
|