"Моя Столица" - Люди и Камни. На юге Киргизии началась своя интифада 00:48 12.06.2002
На новый виток вышло противостояние между аксыйцами и властью.
Обострение общественно–политической ситуации на юге республики начало наблюдаться уже в первые дни июня. К тому времени комитет по защите Азимбека Бекназарова подготовил обращение на имя президента и премьер–министра. Суть этого документа сводилась к тому, что в отставку должны уйти Ч. Абышкаев, Б. Джанузаков, Ж. Шарипов. По вине первого из–за отсутствия должного прокурорского надзора необоснованно долго затягивалась работа Госкомиссии по трагедии в Аксы. Второй, по мнению комитетчиков, делал не соответствующие действительности заявления. Губернатор Ж. Шарипов "пошел паровозом". Южане не смогли простить того, что он не сдержал своего слова, данного на митинге перед народом еще 12 апреля о справедливом решении выдвигаемых требований.
Третьего июня в Кербене у местного кинотеатра собрались свыше двухсот человек. Пьяных среди них не наблюдалось, так как именно с этого дня на всей территории Аксыйского района была запрещена реализация алкоголя в общественных местах. Митингующие требовали оправдания Бекназарова и полной его реабилитации. Другой основной пункт требований был связан с наказанием конкретных виновных.
Не обошлось в тот день и без провокаций. Некоторые лица грозили захватом стратегических объектов каскада Токтогульских ГЭС и даже отделением Аксыйского района от Кыргызстана и присоединением его к Узбекистану или России. Основная часть населения Джалал–Абадской области относилась к этим экстремистским высказываниям неоднозначно. На юге все понимают истинные причины начала конфликта, а затем уже и трагедии Аксы, упрекая власти в нерасторопности и нерешительности.
Четвертого июня залихорадило и Бишкек. У памятника М. Горькому собрались несколько десятков человек. Надписи на плакатах в их руках были следующего содержания: "Народ, проснись", "Акаева в отставку", "Сегодня - Кулов, завтра - вы".
В этот же день прошел очередной митинг и в Кербене. На этот раз у кинотеатра "Алтын–Казык" санкционированно собрались до 1000 человек. Требования выдвигались все те же. Из новых можно назвать лишь одно - аксыйцы заявили, что не будут ждать разрешений от местных властей, а сами через комитет по защите Бекназарова станут решать вопросы проведения пикетов, митингов, шествий.
Свои намерения они подтвердили делом. Уже к исходу дня в Таш–Комур рейсовым автобусом приехали несколько десятков сельчан из Кара–Суу и Уч–Коргона. Выйдя из автобуса, они организованной колонной прошли через город, центральный мост через Нарын и расположились у плотины Таш–Комурской ГЭС на печально известном 447 километре автотрассы Бишкек-Ош. На следующий день их число увеличилось до ста человек за счет новоприбывших. Своих намерений пикетчики не скрывали - не будут удовлетворены требования, вновь перекроем дорогу.
Ранним утром пятого июня к зданию МВД в Бишкеке по тревоге были стянуты бойцы спецназа. Без табельного оружия - только каски, щиты, дубинки. На вопрос корреспондентов "МС", будут ли бойцы отправлены в Таш–Комур, в пресс–службе МВД заявили: "Туда выезжает оперативный штаб". В МВД не скрывали, что если аксыйцы опять перекроют дорогу, то в соответствии с законодательством к ним будут приняты необходимые меры.
В Таш–Комуре пятого июня было спокойно. Жители сел Кара–Суу, Кара–Жигач, Куш мирно митинговали у плотины. Но уже тогда ораторы заявляли, что если Бишкек будет молчать, то часть пикетчиков отправится за правдой в столицу, а часть - в Джалал–Абад.
В областной центр в тот день поехали другие - члены комитета по защите А. Бекназарова. Они обратились к губернатору Ж. Шарипову с просьбой перенести апелляционный суд над депутатом на более раннее время.
Относительно спокойной была обстановка у Таш–Комурской ГЭС и шестого июня. Днем пикетчики обнародовали новые инициативы. Все сводилось к острой нехватке средств. Ранее собранные на питание из всех сел района деньги заканчивались. Поэтому решили, что у плотины останутся 60 человек, 30 объявят голодовку. Пеший поход на Джалал–Абад решили перенести на 16–17 июня. Но обострение ситуации все же было спровоцировано.
Во второй половине дня сотрудники милиции задержали грузовик без госномера. Управлял ГАЗ–53 житель села Авлетим А. Кочкоров. Документов на автомобиль у него не было. Кочкоров перевозил из Кызыл–Джара в район Таш–Комурской ГЭС на место пикета свыше 10 человек. По этой причине ГАЗ–53 был арестован и поставлен на штрафную площадку.
На следующий день, 7 июня, несколько членов комитета по защите А. Бекназарова прибыли в Таш–Комурскую больницу. Они просили врачей проверить состояние здоровья пикетчиков в связи с предстоящей голодовкой. Потом о ее начале они проинформировали мэра города.
А спустя несколько часов, примерно к 18.00, к пикетчикам на переговоры прибыли глава госгорадминистрации М. Джакыпбаев, представители местного и областного подразделений СНБ, прокурор города Д. Сартбаев, главврач горбольницы Б. Темирчиев.
Переговоров не получилось. Не умеют сегодня власти разговаривать с народом. Особое недовольство аксыйцев вызвали ответы главврача и прокурора. Итог плачевный - пикетчики перекрыли автотрассу.
- Примерно в 18.30 прокурор Д. Сартбаев позвонил в Таш–Комурский ГОВД и сообщил, что всю делегацию взяли в заложники, - рассказали по телефону сотрудники пресс–службы губернатора Джалал–Абадской области. - Пикетчики требуют снять пост милиции на мосту и выдать задержанный ГАЗ–53 А. Кочкорову. Тогда на место событий немедленно выехали зам. начальника Джалал–Абадского УВД К. Киязов, начальник ОГАИ Б. Борбиев и инспектор ДПС Н. Камчибеков. Противостояние к этому времени уже достигло своего апогея. Так как чуть раньше у 447 километра аксыйцы задержали сотрудника пресс–службы МВД Р. Умарбекова, эксперта–криминалиста Т. Исаева, сотрудника джалал–абадской милиции З. Мырзаканова. Последние трое снимали происходящее на видеокамеру. Все оборудование, документы у них были отобраны. Когда же на место событий приехали еще трое милиционеров, вспыхнула стычка - Б. Борбиеву порвали рубашку, был избит инспектор Камчибеков. Только к 19 часам трассу открыли. Произошло это после того, как к плотине ГЭС приехал начальник облУВД с сотней милиционеров.
Восьмое июня началось с того, что к активным действиям перешли органы правопорядка. Некоторым пикетчикам вручили повестки для явки в милицию. Им грозили обвинения в преступлении против представителей власти. Но никто из асыйцев не явился в горотдел. Тогда милиционеры повторно навестили мятежный пикет.
Диалога не получилось - по официальной версии, в ответ на задержание активистов из толпы в милицию полетели камни. Примерно по десять человек с каждой стороны получили травмы. Двое гражданских лиц госпитализированы.
Пикет разогнали. Были задержаны 48 человек. Остальных оттеснили с трассы в город. К 15 часам дня у рынка в Таш–Комуре к разогнанным аксыйцам примкнули горожане. А чуть позже из столицы приехали и парламентарии Б. Асанов и Д. Чотонов. После встречи с последними народ разошелся.
Для того, чтобы не усугублять обстановку в городе, штаб МВД во главе с зам. министра К. Садиевым решил рассредоточить задержанных аксыйцев по ИВС Джалал–Абада и Сузака.
На следующее утро у рынка в Таш–Комуре собрались свыше 600 человек. Были выдвинуты новые требования - освобождение Бекназарова, освобождение Кулова, отставка руководства республики.
Параллельно в это время прошел митинг и в Кара–Суу. Свыше 300 аксыйцев вышли к зданию айыл окмоту с целью узнать о положении задержанных. После разговора с акимом района Бекболотовым, главой райкенеша Озукеевым люди разошлись.
Вечером того же дня собрались люди и в Кашка–Суу. Они выразили готовность присоединиться к пикетчикам в Таш–Комуре, в котором после утреннего митинга еще не стихли страсти. Уже вечером аксыйцы вновь вышли на трассу. Свыше трехсот сельчан опять перекрыли ее у главного моста через Нарын. К полуночи она была разблокирована силами сотрудников правоохранительных органов.
Обстановка в Таш–Комуре продолжает оставаться взрывоопасной. Основную массу задержанных милиционеры отпустили. Но семь человек все еще содержатся под арестом. Аксыйцы твердо намерены добиться их освобождения. Не уступают и силовики. По информации, поступившей из заслуживающих доверия источников, в Джалал–Абадскую область перебрасываются бойцы спецподразделений из Оша, Бишкека, солдаты ВВ МВД. Кроме того, усиливаются спецами и следственные группы. А работа у них есть - регистрируются все факты правонарушений со стороны аксыйцев. Например, главный инженер и помощник ген. директора ГАО "Кристалл" П. Боталиев и Ж. Сатыбалдиев заявили, что житель Аксыйского района по имени Жаныш, угрожая побоями, заставил их присоединиться к пикетчикам и даже нести транспаранты. Имеется много жалоб и от водителей, простаивающих у пикетов по многу часов.
Что будет завтра в Таш–Комуре, достоверно в стране не скажет никто.
Александр КИМ, Юрий ГРУЗДОВ
"Интифада" в переводе с арабского - "восстание", буквально - "освобождение от ярма".
|