От бурки к… бурке? Афганская женщина в племенных тисках 00:06 17.06.2002
Юрий ТЫССОВСКИЙ
Президент США Джордж Буш в своих выступлениях через раз упоминал о необходимости даровать свободу афганским женщинам. Эмансипированные афганки, проживающие на Западе, также весьма активно требуют возвращения своих сестер по родине из VII века при талибах в современный мир. Но все ли отдают себе отчет в том, насколько все-таки крепки до сих пор традиции феодально-клановой системы в Стране гор…
Пятилетние наблюдения в качестве журналиста при той еще - революционной - власти позволяют автору утверждать, что тогда в центральных районах Кабула и других городов число женщин в европейской одежде, то есть без бурки (национальный наряд, скрывающий фигуру до пят, с мелкой решеткой вместо паранджи), было, пожалуй, преобладающим. Ближе к окраинам картина менялась. Правящая Народно-демократическая партия Афганистана говорила о женщинах как о полноправной "половине общества". Вполне эмансипированные девушки вели себя на публике раскрепощенно, но, как говорится, вполне скромно. Их идеалом была Анахита Ратебзад, член ЦК Политбюро НДПА, "афганская Пасианария", еще в королевские времена выступавшая за эмансипацию афганок, за отказ от унизительной бурки. Помню, эта очень красивая женщина высказывалась в одной из бесед со мной в том смысле, что повинен в рабском состоянии слабого пола в ее стране "американский империализм". "Когда Ричард Никсон, тогда еще вице-президент США, посетил при Захир Шахе Афганистан, он предложил превратить нашу страну в своего рода закрытый музей экзотики, то есть ничего в ней не менять на потребу иностранных туристов, - сказала она. - И женщин тоже поголовно оставить в бурках".
Семнадцать лет назад познакомился я с 22-летней Сальмой Вашадост, активистской Демократической организации женщин Афганистана. Ее, уроженку Кабула, направили тогда в сильно "душманизированную" провинцию Газни для создания там отделения ДОЖА. Дважды покушались на ее жизнь, три ее подруги погибли. Но отделение было создано. "Нет, наше дело, - рассказывала она, - не сводилось к "промыванию мозгов" в духе коммунистической пропаганды, мы сосредотачивались на обыденных, но важных вещах: распространение грамотности, просвещение, обретение профессиональных навыков". За это отдавали жизнь.
При власти талибов женщин по всей стране загнали обратно под паранджу, их руководство во главе с фанатично религиозным муллой Омаром низвело "половину общества" до состояния бессловесного домашнего скота. Все эти деяния прикрывались якобы нормами шариата, хотя такое на священных скрижалях ислама нигде не прописано. Многие девушки, не желавшие смириться, кончали жизнь самоубийством. Об этом рассказывает, в частности, и популярный сейчас на Западе фильм "Кандагар" с афганской актрисой Нелофер Пазирой в главной роли.
Сегодня, после разгрома талибов, все расписываются в стремлении восстановить права женщин в полном объеме. В составе промежуточного правительства нового Афганистана два министерских поста получили женщины. Генерал от медицины Сухейла Сиддик стала вице-премьером, а представительнице афганской диаспоры на Западе Симе Самар доверена должность министра по делам женщин. В Кабуле и других городах многие афганки отказываются от чадры, организуют школы для девочек, открывают курсы для подготовки медсестер и административных работников. Да, таких много, но не меньше и тех, кто не спешит, не очень веря в стабильность перемен.
Увы, основания для пессимизма есть. Слишком разнится обстановка в городских районах и в афганской глубинке. В последней люди не спешат бросить вызов патриархальным, феодальным, клановым условностям, которые имеют не столетнюю - тысячелетнюю историю. "Каум" - племенная и клановая система зиждется на практически неограниченной власти ханов и маликов (вождей) над их подданными. Безграничная верность простых афганцев их власти приоритетна даже по отношению к религии и тем более веяниям извне, всем требованиям эмансипации по западным эталонам. Коммунисты и талибы несли - каждые по-своему - афганскому обществу новые идеи, нацеленные на подрыв этой системы, и потерпели поражение. А ханы и малики остались, потому что владеют средствами производства, особенно в аграрных районах, необходимыми финансами и военной силой, позволяющей подавлять недовольство, с одной стороны, и обеспечивать защиту верноподданных - с другой. И здесь интересно задуматься о том, способно ли освобождение от талибов привести к глубинным изменениям в обществе…
|