Краповый берет для суперменов. Репортаж о спецназе ВВ МВД Казахстана "Беркут" 01:10 24.06.2002
КРАПОВЫЙ БЕРЕТ - ДЛЯ СУПЕРМЕНОВ
Двое суток без сна. 75 километров марша, почти бегом. 25 этапов самого жесткого и бескомпромиссного воинского испытания на прочность. И на право носить краповый берет - высший символ войск специального назначения. 43 претендента на службу в отряде "Беркут" ВВ МВД со всей страны решились выйти на этот маршрут. Сколько из них доберется до цели? Может, никто. Но их не принуждали. Самоистязание - дело сугубо добровольное... За что воюем?
Пять утра. Из лагеря с кандидатами и инструкторами уходим на бэтээрах - по-другому к месту высадки не добраться. На "броне" с нами и "краповики". Те, кто в прошлом году сдал квалификационную сессию, сегодня примут ее у своих товарищей. Но на пощаду рассчитывать глупо. За плечами увесистый рюкзак. В руках АК - 3,6 кг. Плюс снаряжение. Под щелканье секундомера спецназовцы преодолевают вплавь широкую реку. Понятно, что вода - не парное молоко, да и парни - не "моржи". Но если уложился в норматив - пожалуйте на кросс. Пять км с полной выкладкой. Нет - люк бэтээра всегда гостеприимно распахнут.
Первый сдавшийся...
На плетущегося в хвосте солдатика жалко смотреть. Его болтает, как корабль в шторм. Ноги подламываются. Санинструктор тревожно заглядывает в глаза: похоже, ее клиент. "Берет" кричит: "Я те покажу небо в алмазах, впер-ред!". Парни бегут строгой "коробочкой" - так легче. Солнце плавит землю и головы. Тепловой удар "спек" двоих. Дальше в сумасшедшем ритме калейдоскоп этапов по специально подобранному маршруту. Для начала четыре группы с азимутальными карточками ушли в скалистые горы. Ориентирование на местности. Там их поджидают грамотные засады, обстрел противника, коварные растяжки. Потом без передышки - уникальные барханы, Гоби в миниатюре, где все силы вытягивает песок и язык во рту становится похож на рашпиль. Лениво наматывается километраж: 5, 15, 25. А инструкторы между тем командуют окопаться или надеть противогазы, или, распластавшись, карабкаться на очередную высоту. Впереди - плоское блюдо степи, которое еще предстоит пробежать. И так хочется сдаться...
Все меньше происходящее напоминает игру "в войнушку".
Перекур
На сопке показался спецназовец. Один. Он очень бодро, как будто и не было ничего, спустился на полянку. Сел, улыбнулся: "Константин". И без слов, как белка, принялся грызть припасенные им орешки. Мы опешили.
- А где остальные?!
- Там (жуя, показывает в сторону гор). В получасе отстали.
- А ты сам кто будешь, не супермен, часом? И как дела у ребят?
- Не знаю, что сзади происходит. Оторвался сильно. Сам я - командир патрульного батальона из Тараза. Десять лет в рядах вооруженных сил. Разрядов спортивных не имею. Знаете... кабинетная работа, личный "уазик".
- Ладно шутить. Сколько ты уже пробежал?
- Сейчас мы на отметке 45 километров. Еще немного по прямой осталось. А там - ночевка.
- Ага, в чистом поле...
- Да. Свежий воздух! Ногам наконец передышку дадим... Угощайтесь орехами!
Двухдневный паек должен быть легким и калорийным. Вот почему в рюкзаках у бойцов из еды только арахис, курага, изюм.
Молчаливые тени стекались к постою и... вставали в охранение. Кто-то стягивает с разбухших ступней бутсы. Другие судорожно глотают теплый чай.
Председатель комиссии полковник Н. Михайлов сделал "калькуляцию": "Сошли 12 человек. В основном "посыпались" на последних 15 км... Жара страшная. Темпа не выдержал даже спортсмен-разрядник. Судороги. Но ничего серьезного, как в прошлом году, когда парня откачивали после остановки дыхания, - нет".
Вновь построение и "десяточка на время". Последняя на сегодня. Часть "краповиков" бежит рядом. Они подтверждают право ношения берета ежегодно. Иначе - его снимут.
По рации с "брони" просят торопить кандидатов. А мне и в шутку и всерьез предлагают проветриться. С автоматом и "развесом" - жилетом из каскада карманов с боеприпасами.
Спецназовцы общаются охотно даже на бегу. Слава, рослый "берет":
- Ты наверняка думаешь: зачем им это надо, измываются над собой Рембо хреновы?
- Ну, приблизительно...
- Пойми, берет - признание профессионализма. Быть спецназовцем и не попробовать стать "краповиком" подозрительно. Мы универсалы. Водим все, что движется. Владеем всеми видами оружия. Берет - это как знак качества. Элита.
Коля - домашнего вида паренек. На "гражданке" в родном Петропавловске вы бы его сочли за студента кулинарного колледжа. А он - спецназовец. Стреляет из гранатомета и гоняет на бэтээре. "На этот раз я стану "беретом", - убеждает он себя. - В прошлом году сошел на переползании с патронным ящиком, в норматив не уложился..."
- Зачем... такой ценой?
- Краповый берет дает ряд преимуществ: первым идти в бой, преподавать военную науку новобранцам и дозволяет не снимать его на побывках.
Беззвездная ночь
Стемнело. Кандидаты разбили лагерь в сопках. Теперь можно отдохнуть. Ровно три часа. В полночь первый отряд "краповиков" начал диверсию.
Фыркающий заботливый БТР повез горячего чайку с одеждой замерзающим парням. А по сценарию - совершал отвлекающий маневр. Перемещаясь хитромудрым образом и всякий раз по сигналу прижимаясь к земле, мы с тыла зашли к предполагаемому месту стоянки. В стороне что-то жахнуло. "Бэтээр на растяжке подорвался. Молодцы, пацаны! - процедил командир группы. - Давай!" Вперед полетели взрыв-пакеты, щелкнул боек ракетницы - в долине будто прожектор включили. Ответные автоматные очереди посыпали неожиданно сзади. Скоротечный бой, но кто взял верх - судить не берусь. В маскхалатах из окопов показались парни. Сна ни в одном глазу. Заметно, что гостей ждали.
Вылазки "краповиков" прекратились под утро. В эту беззвездную ночь не спал никто.
Последний рывок
"Сейчас каждый за себя, о других не думайте. Кто отстал - снимаем. Бы-стрей!" - заливался инструктор. Парни, словно не слыша его, бегут десятикилометровку прежней "коробочкой". Костя: "Я хоккеист в прошлом. Профессиональная беда - ноги, колени о бортики разбиваются... Судорогой свело, всю ночь мышцы иголкой колол".
Я устал удивляться: к следующему этапу спецназовцы пришли как один, намного опережая график.
Под автоматными очередями бойцы по-пластунски тащили ящики с патронами. 25 кг по толстому ковру дорожной пыли. Коля, к слову, на этот раз уложился в срок.
Штурмовая полоса: нагромождение бетонных блоков и труб. Коптящие автомобильные покрышки. Какофония из выстрелов, ругани и разрывов пиропатронов. Спецназовец вскакивает в окно разрушенного здания - вслед строчит пулемет. Растолкав нагромождение шин, боец ныряет в блиндаж. Другой скрюченными пальцами хватает песок и, кажется, ползет под колючей проволокой с помощью одной силы воли. Над головой по-пчелиному жужжат пули. Их трассирующие огоньки видно даже днем. Последний штрих - проверка оружия: в нужный момент оно не должно отказать. Автоматы стреляют у всех.
- А М-16 бы заклинило! - ухмыляется рядом майор.
И сразу, пока не прошла дрожь в руках, - огневой рубеж. Костя поражает далекие цели залпом из станкового гранатомета. "Мы с ним одно целое, - довольный результатом, ухмыляется он и, как бы оправдываясь, добавляет: - Я комбатом гранатометчиков успел послужить".
Бои без правил
Последний, самый кровавый этап. Парням предстоит девятиминутный спарринг-бой с тремя свежими "беретами". Это очень много, поверьте. Главное не победить, а удержаться на ногах. Скоро бой превращается в избиение...
"Руки подними, сынок. Защищайся! Ты зачем эти сутки терпел?! Держаться до конца!" - хлопает по лицу "потерянного" вояку инструктор Игорь Бабаев. Сразу за этим следует удар спарринг-партнера. Коленом в голову. Кровь из разбитой брови заливает лицо пацана, и его выносят с поля. Константина опять подводят ноги. Просто не держат. Его утюжат грамотно и методично. Он падает и поднимается навстречу очередным тумакам. И под сумасшедшим градом ударов боится одного - нокаута. Время вышло. Тот же "берет" обнимает осевшего на пол Костю и осторожно уводит его с поля. Здесь уважают силу, но гораздо больше - мужество.
Статный генерал крепко жал руку каждому победителю. Игорь Бабаев: "Это наш командующий внутренних войск Болат Жанасаев. Очень грамотный военный, всегда добивается выполнения поставленных задач. "Беркут" многим обязан ему".
- Болат Бахытжанович, насколько сложны эти испытания?
- Я скажу вам, что подобный "экзамен" не практикуется ни в одном спецподразделении СНГ. А сложность... из 120 спецназовцев со всей страны на учениях мы отобрали 43 сильнейших. Из них после двух суток испытаний только 11 заслужили право носить краповый берет... И эти парни просто герои.
Из рук командующего бойцы, стершие наконец защитные "тени" с разбитых лиц, принимали "бескозырки" и знак отличия "Беркут". И каждый клялся:
- Служу Республике Казахстан и спецназу!
Вадим ВАСИЛЬЧЕНКО г. Алматы
|