Премьер Киргизии Н.Танаев - Дальше отступать и уступать некуда (позади импичмент?). Выступление в Парламенте 11:35 03.07.2002
ДОБРОЕ ИМЯ СТРАНЫ ВЫШЕ ВЗАИМНЫХ ОБИД Выступление премьер - министра Кыргызской Республики Н. Танаева на сессии Жогорку Кенеша. 27 июня 2002 года.
Жизнь научила меня много прощать, но еще больше – искать прощения. /Бисмарк/.
Уважаемые депутаты! Есть общая проблема - стабилизировать обстановку в стране. Вот уже несколько месяцев в стране сохраняется социальное напряжение. Я не буду излагать событии. Вы их хорошо знаете. Парламент дважды и весьма обстоятельно рассматривал ситуацию в стране, пытался принять меры для нормализации обстановки. Вы знаете, что и правительство, особенно его новый состав, каждый день занимается этим вопросом, ищет пути решения проблемы, возникшей в связи с известными вам обстоятельствами.
К сожалению, нам всем вместе не удается пока нормализовать ситуацию до такой степени, чтобы она не угрожала интересам общественной безопасности, стабильности в стране.
На юге продолжаются и обретают новые формы акции недовольства, идет политическое противостояние в центре. Более того, предпринимаются попытки расширить географию конфликта, вывести его на общенациональный уровень.
По мере тех или иных контактов пикетирующих с властями появляются все новые и новые требования политического характера.
В числе главных причин протеста и главных требований его участников - вопрос о наказании виновных в аксыйских событиях. Недовольство поддерживается тем обстоятельством, что следствие по всем делам, связанным с этими событиями, идет медленно, и, что важно, у него нет пока понятных и убедительных с правовой точки зрения, либо даже с точки зрения общественного мнения, результатов.
Я не по бумагам знаю обстановку и ситуацию с расследованием обстоятельств трагедии. Любые подобные конфликты, в которых участвуют большие группы людей, имеют чрезвычайную следственную сложность. Практически всегда не удается следственным путем добыть столь убедительные и неопровержимые доказательства конкретной вины тех или иных участников, чтобы они были достаточны для вынесения приговора.
Вместе с тем, мы должны решать все вопросы только на основе закона, только в правовом поле. Нельзя сажать людей по телефонному праву или по требованию митингов и пикетов. Нельзя и освобождать людей подобным образом.
Вот почему в целях разрешения конфликта мы считаем возможным и юридически приемлемым решить вопрос путем объявления всесторонней амнистии по тем уголовным делам, которые расследуются по аксыйским событиям.
Речь здесь не идет о том, что мы тем самым признаем вину или утверждаем невиновность тех или иных людей. Это может решить только суд. Амнистируют не только осужденных, и сама по себе амнистия не является доказательством вины или невиновности. Приняв предлагаемое решение мы тем самым просто прекращаем любые действия по правовому исследованию обстоятельств или правовому преследованию участников событий.
Я знаю, что, желая наказания для виновников гибели их близких, никто из родственников не хочет, чтобы пострадали безвинные. Я также знаю, что, высказывая свой гнев и непомерную боль в адрес тех, кто убил их сыновей и мужей, никто из родственников не жаждет новой крови в ответ на кровь.
Поэтому мы и предлагаем в данном деле ограничиться политической ответственностью тех лиц, которые непосредственно причастны к событиям, остановиться на этом, не искать крайних в среде рядовых работников органов внутренних дел (за которыми также стоят сочувствующие им более 18 тысяч членов их семей, родных, близких и коллег), сотрудников комитета в защиту депутата Бекназарова и других организаций, структур и групп, кто участвовал в конфликте. По большому счету вина лежит на всех. И не дело для правительства пытаться мерить, чья вина больше, чья меньше. Так же как не дело для других участников событий вести себя подобным же образом. Мы должны все признать свою вину, попросить прощения у родных и близких тех, кто погиб, попросить прощения у тех, кто был обижен в ходе развернувшихся баталий резким словом.
Я хочу также сказать вам и тем, кто особенно настаивает на наказаниях, что помимо ответственности уголовной, помимо ответственности служебной, помимо ответственности политической, есть еще и моральная ответственность. Ее нельзя избежать или снять никаким решением никакого органа на Земле. Это прерогатива Высшего Суда. Те, кто виновен всегда, до конца своих дней и в памяти потомков будут нести этот крест, эту непомерную тяжесть, Можно ли наказать больше!
Для тех же, кто думает о будущем Кыргызстана, его народа, самое главное - избежать новых, более тяжелых последствий. При этом я имею в виду не новые человеческие жертвы, Никто этого больше не допустит. Мы все больше и больше ощущаем другие потери: угрозу раскола народа, угрозу государственной целостности страны, угрозу самой возможности мирно жить и работать в Кыргызстане, а для всего мира - приезжать в нашу страну, иметь с ней дело. Если мы допустим это, если вовремя не остановимся, не остудим горячие головы, мы потеряем Кыргызстан, потеряем демократические завоевания и свободы, потеряем доброе имя, репутацию, нажитую столь нелегким трудом всех кыргызстанцев, всей историей нашего народа.
Мы считаем, что в демократическом государстве даже такого, пусть еще несовершенного уровня развития демократии, как у нас, достаточно механизмов и путей цивилизованного диалога власти и людей, власти и оппозиции. Крайне опасно переносить политические споры в сферу столкновения людей, пытаться решать их путем гражданского неповиновения.
Вы хорошо знаете, что за последнее время правительство предприняло целый комплекс мер по расширению диалога с обществом, с гражданскими силами, политическими структурами. Вы можете рассматривать это как свидетельство готовности и способности правительства по-новому строить свои отношения с другими ветвями власти, с, народом. Сегодня Кыргызстан уже не тот, что был до событий в Аксы. Мы прошли серьезное испытание нашей демократии, испытание на зрелость и ответственность. И мы должны, исходя из интересов не Президента или правительства, не депутатов или правоохранительных структур, а исходя из интересов народа Кыргызстана остановить эскалацию и саму возможность внутринационального противостояния. Я призываю депутатов, каких бы взглядов вы ни придерживались, в эту ответственную минуту отрешиться от политического подхода, от политических обид и интересов, а встать на позицию интересов всего народа. Подобно тому, как в недавнем прошлом был "легендарный парламент", у нынешнего состава Жогорку Кенеша есть исторический шанс стать парламентом согласия. Предотвратив, остановив развитие социального конфликта, вы на все будущие времена, и не только для нашей страны, дадите образец мирного решения внутренних конфликтов, пример того, как власть на деле, а не на словах должна руководствоваться высшими интересами народа.
Я глубоко верю в это предназначение нынешней власти и призываю вас поддержать наше предложение и принять решение об амнистии участников аксыйских событий.
Это шаг к примирению, прощению. К тому, чтобы остановить дальнейшие беспорядки и возможные человеческие трагедии. Это не уступка. В сложившейся ситуации, очевидно, это единственный шанс через компромисс достичь победы разума над ненавистью. Дальше отступать - или уступать? - некуда. Уважаемые депутаты! От имени правительства Кыргызской Республики еще раз обращаюсь к вам и всему народу Кыргызстана с просьбой проявить терпение, благоразумие, обеспечить и сохранить мир и спокойствие в нашем общем доме - Кыргызстане!
"Слово Кыргызстана" 2 июля 2002 года.
|