Eurasianet.org - Беспокойный Синьцзян. Уйгуры собирают средства на мятеж в Китае среди 400.000 диаспоры 01:45 11.07.2002
БЕСПОКОЙНАЯ КИТАЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Пока в Афганистане продолжаются военные операции и афганское правительство пытается укрепить свою власть, многие наблюдатели начинают выражать обеспокоенность возможным ослаблением интереса мирового сообщества к политическим процессам в Центральной Азии. Население северо-западного китайского Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР), граничащего с Кыргызстаном, Казахстаном, Монголией и Россией и в течение столетий принадлежащего к центральноазиатской культуре, сталкивается с государственными санкциями и нарастанием элементов экстремизма, аналогичных тем, что вызывают тревогу в бывших советских республиках. На фотографиях видно, что этот район, хотя и не пользуется вниманием прессы, очень похож на такие страны, как, например, Кыргызстан.
Для истории этого района характерны столкновения (порой кровавые) между китайскими и центральноазиатскими традициями. По данным официальной статистики КНР, в крупнейшей провинции Китая – Синьцзян-Уйгурском автономном районе (ранее называвшемся Восточным Туркестаном) проживает 16,5 млн человек. Этнические китайцы составляют около половины всего населения района, столько же – тюркоязычные народы. Крупнейшей группой населения являются уйгуры, составляющие 42 процента и придерживающиеся главным образом мусульманского вероисповедания. В древности уйгурская цивилизация оказывала огромное влияние не только на Среднюю Азию, но и на Китай, пока в 1759 г. не пала под натиском маньчжурско-китайских завоевателей. Последние назвали захваченные земли Синьцзяном, что означает "Новая граница". С тех пор уйгуры более 400 раз поднимали восстания против китайцев. Отношения между уйгурами и китайцами стали особенно напряженными с начала 1950-х годов, когда Пекин начал массовое насильственное переселение этнических китайцев в Восточный Туркестан. В 1949 г. в Синьцзяне проживало около 200 тысяч китайцев (т.е. около 10% населения), однако с тех пор количество китайцев увеличилось в сорок раз, а их доля в общей численности населения – в пять раз. В начале 1990-х годов было организовано уйгурское сепаратистское подполье.
Уйгурские сепаратисты постоянно устраивают теракты. В 1990 г. в Кашгаре был взорван автобус, еще один автобус был взорван в столице провинции – Урумчи. Некоторые акты насилия не были связаны с терроризмом. В 1990 г. в поселке Барин (пригород Кашгара) восстание вспыхнуло после того, как власти закрыли верующим доступ в мечеть. В 1995 г. восстание началось в городе Хотан, где власти уволили пользовавшегося популярностью местного имама. Наиболее серьезные за последние годы столкновения между полицией и гражданами произошли в феврале 1997 г. в городе Инин неподалеку от границы с Казахстаном, в результате которых погибло 25 и было ранено около 200 человек. Пекин рассматривает уйгурский сепаратизм как угрозу национальной безопасности. "Сегодня в частных разговорах можно критиковать коммунистов, однако под угрозой ареста нельзя высказываться в поддержку уйгурской независимости", – сказал один уйгур в беседе с корреспондентом EurasiaNet. И если правительство преувеличивает угрозу со стороны уйгуров, то большинство уйгуров считают врагами правительство и людей, которые его возглавляют. Уйгуры никогда не сядут в такси с водителем-китайцем и не пойдут в китайский ресторан, если пища в нем не готовится по предписанным мусульманам правилам. Многие уйгуры не выезжают за пределы СУАР, поскольку там трудно найти пищу, отвечающую требованиям халал.
Антипатия к китайцам составляет резкий контраст с терпимым отношением среднеазиатских общин к "русским колонизаторам" в советские времена. Одной из причин, возможно, является то, что мусульманское учение предписывает более благожелательное отношение к иудеям и христианам – так называемым "народам Книги", – чем к людям, исповедующим другую веру. Еще одной причиной является то, что в советские времена в Средней Азии не было серьезных демографических изменений, подобных тем, что произошли в Синьцзяне (исключение составляет Казахстан). В 1979 г. доля русских в Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане не превышала 12 процентов.
Тем не менее китайское правительство считает религиозные взгляды уйгуров ответственными за непримиримое отношение местного населения к китайцам. Государство запрещает мусульманам, работающим на государственных предприятиях, посещать мечети. Вывески на мечетях гласят, что их посещение запрещено лицам, не достигшим 18-летнего возраста (что не имеет никакого отношения к исламскому закону). При этом, запрещая религиозное образование за пределами мечетей, государство относится с подчеркнутым уважением к уйгурской национальной культуре. Подобно советским лидерам ушедшей эпохи, китайские руководители поддерживают обучение на уйгурском языке в школах и институтах, существуют программы уйгурского телевидения и радио, выпускаются уйгурские газеты. В каком-то смысле китайское правительство пошло дальше своих советских коллег: в китайской армии функционируют специальные кухни для питания солдат-мусульман, на развитие Восточного Туркестана направляются немалые бюджетные средства.
Еще в 1994 г. в Восточном Туркестане основным видом транспорта были повозки с лошадьми и велосипеды, теперь же, спустя восемь лет, повсюду можно видеть автомобили. В середине 1980-х годов столица СУАР Урумчи была вся застроена типовыми пятиэтажками, а сегодня в центре города возвышаются шикарные небоскребы. Даже уйгурские сепаратисты признают, что за последние десять лет уровень жизни существенно повысился, однако не хотят смешения своей культуры с китайской, предпочитая сохранение "параллельных миров". Большинство уйгуров, даже среди городских жителей, почти не говорят на китайском языке. (В советских республиках Средней Азии большинство образованных людей говорили на хорошем русском языке). Религиозная нетерпимость со стороны правительства приводит к тому, что сепаратисты устанавливают связи с радикальными исламистами в республиках бывшего Советского Союза. Если Соединенные Штаты и их союзники хотят получить полное представление о деятельности экстремистов, то им следовало бы ознакомиться с ситуацией в Восточном Туркестане.
31 мая 1998 г. в Оше, областном центре на юге Кыргызстана, было взорвано маршрутное такси, в результате два человека были убиты и 12 ранены. Два дня спустя в результате взрыва в жилом здании были убиты два человека, в том числе женщина на восьмом месяце беременности. Через полтора года киргизские власти арестовали пять человек. Согласно официальным данным, трое из этих граждан были гражданами Китая. Эти люди хотели спровоцировать конфликт между этническими узбеками и киргизами на юге республики. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Трое задержанных граждан Китая, как сообщается, принадлежали к сепаратистской организации и получили подготовку в лагерях Хаттаба, печально известного уроженца Иордании, воевавшего в рядах мусульманских сепаратистов в Чечне.
Передвижения этих уйгурских сепаратистов, возможно, свидетельствуют о существовании сети экстремистов. Известно, что уйгурские исламисты собирают средства среди 400 тысяч этнических уйгуров, проживающих на территории бывшего Советского Союза, на организацию мятежа в Китае. В январе 2001 г. уйгурские террористы убили Нигмата Базакова, председателя культурно-просветительского общества уйгуров Киргизии "Иттипак" ("Дружба"), а также чиновника из Китая. Киргизские уйгуры, пожелавшие остаться неназванными, сообщили корреспонденту EurasiaNet, что Нигмат Базаков поплатился жизнью, отказавшись субсидировать уйгурское подполье.
От редакции. Игорь РОТАРЬ – представитель Кестонского института (Великобритания) в Средней Азии
|