КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 17.07.2002
17:08  22,2 млн. американских долларов спасут ЦентрАзию от региональных конфликтов
16:34  В Астане начал действовать первый в ЦентрАзии интерактивный справочник
16:01  Ожидалось, что полуверблюд-полулама унаследует от мамы мягкую шерсть, а от папы - стройные ноги...
15:16  19 июля совместному узбекско-корейскому предприятию "УзДЭУавто" исполняется шесть лет
12:12  ResPublica - Смелые песни страусов. Репортаж с 1-го форума лидеров Кыргызстана
11:47  RusEnergy - Приватизация без реформ. Продажа акций нефтяной отрасли Узбекистана: больше рисков, чем выгод
11:33  "Итера" думает, Туркменбаши ждет. Присоединится ли российская компания к проекту трансафганской трубы

10:53  Frankfurter Rundschau - Всех посчитали. С 1 октября 2002 США делят мир на зоны ответственности своих командований
10:25  Все покрали... казахские таможенники. Киргизские власти быстро нашли виновных в пропаже "гуманитарки" из Германии
10:16  EurasiaNet - Мертвая хватка экологов. Золото-добыча киргизского "Кумтора" - бизнес на костях
10:05  Концерт для лысины с оркестром заказывали? Ельцин спешит к другу Акаеву обычным рейсом "Аэрофлота"
09:38  Ташкент: лидера женского "Хизбут-Тахрира" неукратимую Мушарраф осудили к 2 годам и... отпустили ввиду седьмой беременности
09:33  Беды и заботы газового Карачаганака. Мы найдем рынок сбыта и без России (интервью генменеджера КИО)
07:48  Только 92 из 1,5 тыс. студентов-шакирдов официально зарегистрированы (беседа с главой Комитета по религиям Таджикистана)
03:09  Б.Мусаев - Еще раз о "Хизбут Тахрир ал-Исламия": вымыслы и действительность
02:53  Аман Тулеев - Черное золото антиинтеграции? Будущее казахстанского угля решают в Кремле
02:44  "КазПравда" - Партийное строительство в Казахстане: не за бутылку, а по производственному способу (на правах бреда)
02:24  Акаев обругав фискалов - таможню и налогинспекцию - предложил создать Комитет по доходам и Агентство по экономразвитию
02:16  Британцы готовят к приватизации "Узхимпром": пять кусочков "хима" и "прома" можно брать в 2003
01:52  "Известия" - Поломаем последнюю перемычку. КТК в 2003 году расширится вдвое
01:39  Миллер уволил Сиенко. Руководство "Газэкспорта" сменилось "в целях сохранения единой газоэкспортной политики"
01:38  КазПресс - 4 тысячи боевиков "Аль-Каеды" живут в Англии. Бомбанем?
00:58  "Э-К" - Миссия выполнима. В Казахстан ринулись Исламские банки с вкусными предложениями
00:06  Кого теряем. Убыл послом в Турцию вчера еще всесильный глава администрации Акаева - Карыпкулов
00:04  КазААГ - Назарбаев подписал суровый закон "О партиях": лучше меньше, да тише
00:03  Назначение Рогозина и слова Путина о "дипсопровождении нацбизнеса" - новая российская дипломатия?
00:02  ФРГ переселила Среднеазиатских немцев в поселок Стрельна под С-Петербургом. Вот как надо вести миграционную политику!
00:01  УзА - Каримов принял "Энергетическую миссию Шелкового пути". Японцы стучатся в ЦентрАзию
00:00  Главное - здоровье зверюшек. Туркменистан ограничил экспорт, импорт и транзит КРС, МРС, верблюдов и свиней
Вторник, 16.07.2002
18:03  "Хабар" - Путин и Назарбаев породнились своими Администрациями. Общие подходы к внутренней политике
17:17  Красная звезда - Турция на развилке трех путей - общеевропейского, исламистского и националистического
15:22  Жэньминь Жибао - В Тяньцзине будет создан крупнейший в мире военный "Диснейленд"
15:17  Афганистан ждет приглашения от Шанхайской организации сотрудничества
15:14  Виолончелист Йо-Йо Ма: "Шелковый путь" - это был Интернет древнего мира
14:02  Банда наркокурьеров взяла в заложники пограничников
12:15  "Лента Ру" - Не так поняли. Истребители ВВС Израиля едва не сбили узбекский пассажирский лайнер А-310
12:07  Просто песня... и танцы. Рухнама покоряет мир: вдохновленный турок, рыдая от счастья, дарит Сердару носки
12:01  Как живут "согдийские тигры". Экономика Таджикистана наконец-то выходит на рубеж 1990 года
11:41  А.Нури (лидер Исламской партии Таджикистана) - Проблем у нас нет, есть "трения" в регионах и еще не готовы программа и тактика (интервью)
11:34  Политком Ру - Угасающий костер Синьцзяна. Против уйгур политическая конъюнктура и само время
11:17  "Немецкая волна" - Завершается суд над казахстанским экс-министром Аблязовым. Прокурор просит 7 лет с конфискацией
11:05  "Американский талиб" Дж. Линд признал вину: я принял ислам в 10 лет и был простым солдатом, с автоматом и 2 гранатами
10:33  "Правда Ру" - Бен Ладен едва не опоил Америку. Абу Зубейда (№3 "Аль Каеды") раскололся на показания
09:17  "Радио Свобода" - Карзай приказал племенам разоружиться. Племена задумались, а кто такой Карзай?
09:08  Сладкая ЕДА. США вооружат и обучат Казахстанских военных за свой счет (итоги переговоров)
09:03  "Э-К" - Скромное обояние казахстанской буржуазии. Вслед за Н.Назарбаевым все играют в гольф
08:56  Русский с китайцем снова братья навек? МИД России Иванов беседует с "Жэньминь Жибао" (интервью)
08:46  РИАН - Шеварднадзе не верит в смерть ГУУАМ и указал дату и место возрождения - Ялта, 19-20 июля с.г.
02:11  "Известия" - Труба для двоих. Россия перекроет Туркмении газовый вентиль. Конкуренция...
01:19  Мятеж либерального аятоллы показал - иранские консерваторы, во главе с Хаменеи, теряют почву под ногами
01:00  Шейх Омар умрет за журналиста. Палача Дэниела Перла приговорили к смерти свои же пакистанцы
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Узбекистан   | 
Б.Мусаев - Еще раз о "Хизбут Тахрир ал-Исламия": вымыслы и действительность
03:09 17.07.2002

ЕЩЕ РАЗ О "ХИЗБУТ ТАХРИР АЛ-ИСЛАМИЯ":
ВЫМЫСЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

"Религия – это не политика, и исповедующие ее не образуют политических партий"
Мирза Тохир Ахмад

Всякий раз, сталкиваясь с информацией о деятельности партии "Хизбут Тахрир", и соответственно о проявлениях методов борьбы с ним государства, будь то на уровне достоверных свидетельств или слухов, моя память невольно воспроизводит изречения: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к Вам в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные"; 1 "Все, что случается снаружи, должно произойти сначала внутри. Семя погружено внутрь, а дерево появляется снаружи".2

Осмысление данных изречений приводит, в частности, к мысли о том, что если зреть в корень, то борьба с религиозным экстремизмом, образно выражаясь, отнюдь не должна сводиться всецело к рубке негодных деревьев, дабы очистить лес.

Впрочем, начнем сначала, исходя из того, что вопросы религиозной убежденности людей – весьма деликатная сфера и поэтому требуют строго взвешенного подхода при их рассмотрении. Тем более, речь идет о борьбе, которая разворачивается вокруг и около ислама различными силами, что дает основание для тревог.
Подчеркиваю, именно тревог, так как исключение вероятности "перерождения" светского государства в исламское, а равно псевдоисламское, диктует необходимость выработки действенных средств идеологического, политического характера в процессе противостояния новоявленным бесам – религиозным экстремистам.
В этом отношении небезынтересна (и небесспорна) точка зрения многих российских экспертов, считающих, что Узбекистан и, вероятно, другие страны Центральной Азии, ждут возможные альтернативы потрясениям, связанным с сохранением предпосылок для взрыва радикализма.
В частности, Сергей Абашин, анализируя положение в Таджикистане, отмечает возможность усиления новой оппозиции (например "Хизбут-тахрир"), которая попытается изменить политический расклад. Поэтому, исследователь полагает, что единственный путь борьбы с экстремизмом и сохранения мира в регионе заключается в переговорах, согласовывания интересов и т.д.3

На наш взгляд, безусловно не вызывает сомнения оправданность легитимных методов принуждения, насилия государства в отношении проповедников и носителей экстремизма. Вместе с тем, нельзя отрицать и того обстоятельства, что дальнейшее предпочтение средств насилия, вместо акцентирования внимания на использование и действенных политических и идеологических методов, могут сказаться в ближайшее время негативным образом на общественно-политической обстановке в стране.
К сожалению, природа и жесткая предопределенность действий членов "Хизбут-тахрир" своими программными целями (своей партийной программой) с одной стороны, а с другой – однозначная установка государства (государств), бороться с "Хизбут-тахрир" лишь силовыми методами создают вкупе негативно заряженное энергетическое пространство и тем самым несут реальную угрозу стабильности, миру и спокойствию страны (региона).

В действительности, об этом в частности свидетельствует следующее.
"Хизбут-Тахрир аль Исламия", в переводе с арабского означает "Партия освобождения ислама" (Хизб-группа, партия; тахрир - освобождение).
Напомню, что эта, так называемая "Партия свободы" основана в Иерусалиме в 1953 году и является радикальной организацией.
В последнее десятилетие она распространила свою деятельность на центрально-азиатские государства, Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, Азербайджан. По некоторым данным ее ячейки создаются в мусульманских регионах России, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове, Ставрополе, Курске, Воронеже. Утверждается, что названная организация активно поддерживает чеченских сепаратистов, занимается вербовкой наемников для их отрядов.4
По словам депутата Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызстана Турсунбая Бакир уулу "В моем родном Карасуйском районе Ошской области с населением свыше 300 тысяч человек почти каждый пятый-шестой житель является сторонником "Хизбут-тахрира".5
Исходя из этого факта, можно предполагать о значительности числа сторонников "Хизбут-тахрир" в масштабе региона, в частности, Узбекистана. Хотя, по самым поверхностным наблюдениям в последний год в Узбекистане значительно уменьшилось число судебных процессов над хизбутовцами. По некоторым свидетельствам в стране, на самом деле, пошла на убыль деятельность "Хизбут – тахрир". Это, например, выражается в том, что уже практически не встретишь их листовки в общественных местах.

Идейная направленность "Хизбут-тахрир" содержится в написанных основателем данной партии Такийюддийном Набханий книгах "Система ислама", "Концепция "Хизбут-тахрир", а также в основных учебных пособиях: "Положения ислама"; "Демократия –положение безверия"; "Общество в исламе"; "Политика в исламе".
Кто же они члены Хизбут-тахрир"? На самом ли деле они так безобидны, как их представляют, некоторые российские правозащитники, аналитики известных западных международных исследовательских центров?
"Эта организация, по утверждению, например, Виталия Пономарева, координатора Центральноазиатской программы московского правозащитного центра "Мемориал", - безобидная…".6 "Люди могут верить во что угодно, - продолжает рассуждать координатор, - где угодно собираться, обсуждать, если при этом не призывают к насилию, не призывают к действию, нарушающие права других групп населения, то государство не должно вмешиваться в этот процесс".7
И наконец резюмируя свои размышления относительно "Хизбут-тахрир" Пономарев однозначно утверждает: "…в ее программных документах четко зафиксировано, что эта партия отвергает путь террора, отвергает путь вооруженной борьбы за власть, отвергает путь вооруженного насилия".8
Данная точка зрения имеет своих сторонников и находит дальнейшее развитие, в частности, в лице Сании Сагнаевой, - аналитика "Международной группы изучения кризисов". Так, в передаче радио "Озодлик" от 6 июля 2002 года, посвященной акции партии "Хизбут - тахрир" у здании узбекистанского посольства в Лондоне, корреспондент обратился к С.Сагнаевой с вопросом: "Вообще насколько представляет угрозу для безопасности общества организация "Хизбут - тахрир"?".
В ответ прозвучало: "Существует много слухов относительно "Хизбут - тахрир"…. Цель партии путем пропаганды идей ислама мирным путем изменить современный государственный строй, построить исламский халифат".

Не вдаваясь в пространные рассуждения: монстр ли партия "Хизбут-тахрир" или ее только таковым представляют, сделаю лишь некоторые извлечения из программных документов и издаваемой названной организацией литературы, распространяемых прежде листовок.
Вот что, например, написано в упомянутой мной выше книге "Система ислама", автором который является основатель "Хизбут - тахрир" Такийюддийном Набханий: "В исламе подразумевается, что основой общества является доктрина, включающая мысли, настроения, мнения и систему, вытекающие из этой доктрины. Таким образом, исламское общество появляется на свет тогда, когда получают преобладание исламское мышление и настроения, а среди людей распространяется исламский образ жизни, то есть исламская система организации жизни общества".

Для того, чтобы утвердить исламскую систему организации жизни, основатель "Хизбут-тахрир" призывает "убрать физические препятствия на этом пути", "воспользоваться принуждением, применением силы".
В учебном пособии "Политика в исламе" даются, в частности, такие установки: "Для того, чтобы жить полноценным и настоящим исламом, необходимо построить институт исламского государства"; "По исламу мусульманин обязан заниматься политикой, контролировать своих правителей, ибо от политики и руководителей государства зависит судьба людей и ислам".

В листовке от 25 января 2002 года (Пакистан), озаглавленной: "Правительство Пакистана в целях удовлетворения своих кафиров давит мусульман" имеется часть обращения "Хизбут - тахрир" к министру внутренних дел Пакистана М.Хайдару. Здесь, в частности, отмечается, что следует остановить действия президента Пакистана, заявившего о поддержке американской инициативы против талибов в Афганистане и прекращения деятельности ряда исламских партий в Пакистане, массовых арестов людей, принимавших участие в митинге. "Это надо остановить. Мы, - говорят создатели листовки, - предупреждаем Вас, что в противном случае неизбежны тяжелые непредсказуемые последствия".
Предельно сжато и емко идейное кредо "Хизбут - тахрир" выражено в словах "Исламский халифат – защита мусульманских государств. Его основание – это благо, а отказ работать на него – зло". Именно так озаглавлена одна из листовок, где, например, подчеркивается: "Халифат – исламское государство, посредством которого Аллах трактует случаи необходимости Джихада – для распространения ислама по всему миру …".
В свете этих слов напомню, что по мнению многих экспертов, сегодня Чечня и Центральноазиатский регион входят в круг стратегических интересов идеологов международного исламского экстремизма. А в секретном докладе ЦРУ по терроризму отмечается, что в ближайшие планы религиозных экстремистов входит захват власти в Египте, Алжире, дестабилизация обстановки в Узбекистане, Тунисе, Марокко, Таджикистане и Индии, вооружение местных исламских организаций, объявление ислама второй государственной религией во Франции, Германии, отторжение от России Северного Кавказа и создание "исламской республики от моря до моря".9

Полагаю нет необходимости в комментариях и аргументах, доказывающих (убеждающих), что "Хизбут - тахрир" по своей идейной направленности является экстремистской религиозной организацией тоталитарного образца.
Вот еще один характерный пример (факт), где очевидно, что идеология "Хизбут - тахрира" содержит энергию агрессивности, заражает "своих" слепой ненавистью против "чужих" и стремится придать этой самой агрессивности и ненависти фактическую направленность на практику.
Так, один из номеров журнала "Аль-ваъй" (№170, июнь 2001г.) или в узбекском переводе "Онг" ("Сознание"), издаваемой "Хизбут - тахрир" на арабском языке для молодежи, полностью посвящен теме "Практика становления шахидом".

На странице 9 дается определение различия между самоубийством в собственном смысле этого слова и в смысле самоубийцы – камикадзе. В частности, отмечается, что между мусульманином, совершившим самоубийство и мусульманином, взрывающим себя с целью уничтожения противника есть большая существенная разница. Потому что, первый самоубийца убивает лишь себя, а второй – камикадзе совершает самоубийство, унося с собой противников ислама. Первый самоубийца не воюет за веру или распространение ислама, не убивает противника. А действие камикадзе является джихадом. Его действие похоже на борьбу с военными средствами. Соответственно, это является по сути своей самим важным великим боем.

"Если камикадзе, - делается обобщение данным рассуждениям, - совершает свои действия во имя Аллаха, то он обязательно станет "шахидом" во имя Аллаха".

Или еще другой впечатляющий пример, который, думается, адекватно характеризует члена "Хизбут - тахрира". "Некий парень, - рассказывает, как очевидец, богослов Алауддин Мансур, - угодил за распространение идей "Хизбут - тахрир" за решетку. Правоохранительные органы попросили его отца образумить сына, но хизбутовец не стал даже слушать его, заявив: "Мой отец поддерживает неправоверных, я его ненавижу и после установления халифата первым ему отомщу". Представляется уже отец и сын становится врагами!".10

По существу, такие жизненные примеры демонстрируют потенциал насилия хизбутовцев, способность вносить раскол в мусульманскую умму и в то же время показывают отсутствие в их мышлении, поступках признаков, которые бы указывали на проявления любой искренней и глубокой веры в высшие духовные материи, будь то доброта, идеалы справедливости и другие нравственные ценности.

Более того, правомерно было бы сказать, что хизбутовцами собственно вера используется лишь как политическое прикрытие для многих явлений, не имеющих никакого отношения к религии ислам, - прежде всего, утверждения неадекватных представлений о религии как универсальном средстве разрешения экономических, политических, в том числе и международных, и иных проблем, присущих агрессивно–политической природе религиозного экстремизма.

Примечательно, что изучению религии хизбутовцы уделяют очень мало времени. Известно на первом этапе вовлечения в партию (при обучении) в перечень изучаемых предметов входят политика, экономика, социология, география, религия.
Причем последней отводится около 10-15 % времени от всего учебного процесса.11
Согласно мнению авторитетных богословов, "Хизбут - тахрир" нельзя отнести ни к одному из существующих течений ислама.

Объективности ради надо отметить, что вероятнее всего в последнее время в Узбекистане ряды партийцев не увеличиваются. Тем не менее, как нам думается, по причине того, что общество переживает переходный период, для которого свойственны тяжелые экономические и социальные условия жизни, идеология "Хизбут - тахрир" не перестает питать людей мифами, иллюзиями, ложными надеждами, связанными с идеей о том, что "только исламское государство может дать людям справедливую и достойную жизнь". Многие молодые люди оказываются в рядах "Хизбут - тахрир" также по своей религиозной безграмотности и соответственно незнанию Корана.
И не удивительно, что когда верующие мусульмане советуют им вернуться, вернее встать на правильный путь, то они, как правило, отвечают: "Ваша вера для вас, моя вера – для меня". Это слова из Корана, которые Пророк говорил неверным. Налицо невольное признание самими членами "Хизбут - тахрир" своего отступничества от ислама".12

В данной связи, думается, становится ясным несостоятельность или по меньшей мере некорректность утверждений тех голосов из радио "Би-Би-Си", "Озодлик", которые преподносят преследования, наказания в отношении распространителей литературы экстремистского толка, как гонения в целом на всех мусульман.

Да, безусловно, к сожалению надо согласиться что в отношении арестованных членов партии "Хизбут - тахрир" имеют место проявления жестокости. Вместе с тем, вызывает удивление, что хизбутовцы хотят жить в конкретной стране, не уважая и не соблюдая ее законы. В данной связи обращает внимание заявление аналитика Сании Сагнаевой относительно членов "Хизбут - тахрир": "Они отрицают весь существующий порядок, они отрицают законы этого государства. Поэтому я не могу сказать, что они могут официально существовать в светском обществе".13
Да, в действительности, не все так просто, в плане адекватной оценки позиций и поведения хизбутовцев.

Тем не менее, наверное есть элемент рациональности в мысли, высказанной экспертом Алексеем Суховым: "…не исключено, что это религиозные экстремисты, пытающиеся свергнуть конституционный строй. До тех пор, пока не будет изучено это явление, пока силовые структуры не будут делиться с народом объективной информацией по данному вопросу, авторитет партии будет расти, ее ряды будут увеличиваться…
В данном случае, необходим диалог и принятие конструктивных решений, возможно, какой-то из сторон противостояния, а может, и обоим придется поступиться своими принципами".14

Хотя это суждение ни в коей мере не может отражать в целом ситуацию в регионе, вместе с тем, считаем нужным отметить, что повседневные реалии Узбекистана и региона в целом диктуют необходимость разработки технологий, преследующих задачу изменить жестокую реальность мира насилия и соответственно репрессивного мышления путем привнесения духовности, морали в социальную и политическую жизнь.15

В самом деле, нельзя умалчивать, что в обществе наблюдается эрозия нравственных ценностей, когда не ценится сама человеческая жизнь. Следует остановить распадающейся мир человеческого в отношениях между людьми, задуматься о причинах девальвации таких понятий, как милосердие, сострадание, терпимость.

И если мы претендуем на роль строителей гражданского общества, то, не ожидая пока нас не рассудит время (история), приложить весь свой интеллектуальный, нравственный потенциал к преодолению не изжитых негативных политических стереотипов мышления.

То есть, повестка дня на сегодня и завтра заключается в том, чтобы стать наконец способными, достойными учениками школы компромисса, которая органически связана с процессами фактической, а не формальной демократизации. Однако, все вышеизложенное относительно природы, стратегических целей и действий членов "Хизбут – тахрир" в Узбекистане на сегодняшний день показывает невозможность наведения каких-либо мостов между ними и властью в плане ведения диалога и тем более согласовывания интересов.

P.S. Когда была закончена статья автору стало известно, что штаб-квартира "Хизбут – тахрир" в Лондоне организует в ближайшее время демонстрации протеста против Правительства Узбекистана в странах Европы, в Австралии, в Индонезии. Эта акция преследует цель поддержки своих сторонников преследуемых в Узбекистане. Вызывает недоумение факт, что поводом для своих действий, они избрали фигуру умершего три года назад члена "Хизбут – тахрир" Фархада Усманова. Не проявление ли это попытки поднять упавших духом своих единомышленников в Узбекистане, деятельность которых стала сводиться на нет? Не показывает ли это однозначно, что деятельность хизбутовцев на местах повсеместно направляется и направлялась извне, а именно из далекого зарубежья? Не здесь ли произрастают корни древа – "Хизбут – тахрир"?

Примечания

1 см. Евангелие от Матфея (7:15)
2 см. Идрис Шах. Мудрость идиотов. Киев 1994 ст.86
3 см. Абашин Сергей. Исламский фундаментализм в Центральной Азии: причины распространения, прогнозы на будущее// ж. "Центральная Азия и Кавказ" № 2 (20) 2002 г., ст.78
4 см. Суханов П. Борцы за новой халифат// Независимое военное обозрение. 30.03.01г.; Якубов Олег. По следам Бин Ладена Москва 2001 г. ст.257
5 см. Кыргызская газета "Дело №", от 03.10.2001 г. ст.5
6 Радио "Свобода" 19.07.01 г. Программа "Центральная Азия и Кавказ" Ведущий Тенгиз Гудава.
7 Там же
8 Там же
9 см. Якубов Олег. указ соч. ст.282
10 см. Анатомия явления. Раскольники // газ. "Вечерний Бишкек" 28.09 2001 г.
11 см. Сухов Алексей. Под маской "Хизбут - тахрир" // газ. "Дело №" от 24.03.01 г., ст.6; Анатомия явления. Раскольники// газ. "Вечерний Бишкек" 28.09 2001 г.
12 см. газ. "Вечерний Бишкек" 28.09 2001 г.
13 см. Радио "Свобода" от 06.07.02 г.
14 см. Сухов А. указ соч.
15 см. Гостев А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов М. 1993 г., ст.45-51

МУСАЕВ Бахадыр,
независимый исследователь,
кандидат философских наук.
г.Ташкент
11 июля 2002 года

Источник - musaev1944@yandex.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1026860940


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх