КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 18.07.2002
18:39  Президентом Индии стал "отец индийского ракетостроения" мусульманин Абдул Калам
16:01  "Силиконовая Тайга" приступила к созданию каталога разработчиков программного обеспечения стран СНГ
14:05  РИАН - В Улан-Баторе открылся музей монгольской разведки: МОБ-ЦРУ-ГРУ
13:57  "Эхо" - Расследование взрыва азербайджанского танкера в порту Туркменбаши: теракт или неполадки?
13:49  Экс-министр энергетики Казахстана Аблязов осужден на 6 лет за "незаконное предпринимательство" и злоупотребления
13:37  Азия-плюс - Неустановленные афганцы утащили на свою территорию 4-х граждан Таджикистана и требуют выкуп
11:58  Kyrgyz -Press - Главная беда Киргизии - 40 тысяч обнаглевших чиновников-коррупционеров

11:45  Г.Осорова - Центральная Азия и Китай: перспективы сотрудничества (доклад конференции)
11:36  Ох мудер! Акаев озвучил за что уволил 4-х министров - "они провалили выполнение мероприятий, предусмотренных матрицей преодоления барьеров на пути инвестиций"
11:27  "Вашингтон пост" - Лишь культ личности держит на плаву "Отца всех туркмен"
11:16  Британский доктор Фейербах уверен - дамасскую сталь делали в туркменском Мерве
11:09  "МЭП" - Трансафганская труба. Москве есть чем ответить на "проекты" Ашхабада
11:00  "Навигатор" - Иблисы XXI века. Полевые командиры ИДУ и их "базы" (каталог)
09:50  "Время МН" - Христенко в Баку, дележка Каспия, результат прежний - "приближаемся к урегулированию"
09:43  Чимкентский нефтезавод восстал против инвестора. Канадский "Харрикейн" выносят из Казахстана... руками рабочих.
08:43  "Завтра" - Грабли джихада. Лондон - столица "исламского" экстремизма?
08:38  М.Лаумулин - Современные западные исследования о Казахстане и ЦентрАзии: М.Б.Олкотт, А.Джордж, И.Сванберг и др. (обзор)
01:32  Доктор Масанов - Как я стал казахским "манкуртом" изучая кочевые цивилизации (ученая беседа)
01:19  "Э-К" - Уголь - оружие политиканов. Россия развернула "информационную войну" против казахстанского кокса
00:50  Губернатор Егоров зазывает в Калиниград русских переселенцев из ЦентрАзии. В общем потоке их итак 90%
00:25  "Моя Столица" - Главное предупредить. Киргизский уран смылся в сторону Узбекистана
00:17  УзА - Термит-мутант съел 2.600 жилых домов Каракалпакии. То ли еще будет...
00:11  Туркмены берут только "нал". Очередной раунд российско-туркменского диалога по газу прошел со скрипом
00:10  Агентура Ру - Досье на Спецслужбы Казахстана: СОП, "Арыстан", "Сункар" и пр.
00:05  Как делать самолеты из воздуха. Лизинговая петля на шее казахстанской авиации
00:01  Поздравляем! Ювелирная работа. Заманбек Нуркадилов родил дочь 6 июля - в день рождения Н.Назарбаева и Д.Буша!
00:00  "Немецкая волна" - Первый экзамен в туркменских ВУЗах - знание "Рухнамы" на туркменском языке
Среда, 17.07.2002
17:08  22,2 млн. американских долларов спасут ЦентрАзию от региональных конфликтов
16:34  В Астане начал действовать первый в ЦентрАзии интерактивный справочник
16:01  Ожидалось, что полуверблюд-полулама унаследует от мамы мягкую шерсть, а от папы - стройные ноги...
15:16  19 июля совместному узбекско-корейскому предприятию "УзДЭУавто" исполняется шесть лет
12:12  ResPublica - Смелые песни страусов. Репортаж с 1-го форума лидеров Кыргызстана
11:47  RusEnergy - Приватизация без реформ. Продажа акций нефтяной отрасли Узбекистана: больше рисков, чем выгод
11:33  "Итера" думает, Туркменбаши ждет. Присоединится ли российская компания к проекту трансафганской трубы
10:53  Frankfurter Rundschau - Всех посчитали. С 1 октября 2002 США делят мир на зоны ответственности своих командований
10:25  Все покрали... казахские таможенники. Киргизские власти быстро нашли виновных в пропаже "гуманитарки" из Германии
10:16  EurasiaNet - Мертвая хватка экологов. Золото-добыча киргизского "Кумтора" - бизнес на костях
10:05  Концерт для лысины с оркестром заказывали? Ельцин спешит к другу Акаеву обычным рейсом "Аэрофлота"
09:38  Ташкент: лидера женского "Хизбут-Тахрира" неукратимую Мушарраф осудили к 2 годам и... отпустили ввиду седьмой беременности
09:33  Беды и заботы газового Карачаганака. Мы найдем рынок сбыта и без России (интервью генменеджера КИО)
07:48  Только 92 из 1,5 тыс. студентов-шакирдов официально зарегистрированы (беседа с главой Комитета по религиям Таджикистана)
03:09  Б.Мусаев - Еще раз о "Хизбут Тахрир ал-Исламия": вымыслы и действительность
02:53  Аман Тулеев - Черное золото антиинтеграции? Будущее казахстанского угля решают в Кремле
02:44  "КазПравда" - Партийное строительство в Казахстане: не за бутылку, а по производственному способу (на правах бреда)
02:24  Акаев обругав фискалов - таможню и налогинспекцию - предложил создать Комитет по доходам и Агентство по экономразвитию
02:16  Британцы готовят к приватизации "Узхимпром": пять кусочков "хима" и "прома" можно брать в 2003
01:52  "Известия" - Поломаем последнюю перемычку. КТК в 2003 году расширится вдвое
01:39  Миллер уволил Сиенко. Руководство "Газэкспорта" сменилось "в целях сохранения единой газоэкспортной политики"
01:38  КазПресс - 4 тысячи боевиков "Аль-Каеды" живут в Англии. Бомбанем?
00:58  "Э-К" - Миссия выполнима. В Казахстан ринулись Исламские банки с вкусными предложениями
00:06  Кого теряем. Убыл послом в Турцию вчера еще всесильный глава администрации Акаева - Карыпкулов
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Доктор Масанов - Как я стал казахским "манкуртом" изучая кочевые цивилизации (ученая беседа)
01:32 18.07.2002

Доктор исторических наук Нурболат Масанов: Теперь я стал "манкуртом"...
Галия ШИМЫРБАЕВА

Историей дореволюционного Казахстана в недалеком прошлом заниматься было непрестижно и даже опасно: легко могли обвинить в идеализации феодального или буржуазного прошлого, особенно когда это касалось изучения вопросов происхождения казахского народа и кочевого образа жизни. И как следствие, все книги, монографии, статьи на эту тему в советскую эпоху были наперечет. К ним можно отнести и работу доктора исторических наук Н. Масанова "Кочевая цивилизация казахов". В полном объеме этот труд увидел свет только после крушения советской идеологии: в 1995 году монография была издана тиражом в 1000 экземпляров и быстро разошлась.
Сегодня исследовательским алгоритмом, позволяющим рассматривать историю и культуру казахского народа в определенном контексте, не подпадающим ни под одну из пяти общественно-экономических формаций, заинтересовались французы, которые планируют к концу года издать "Кочевую цивилизацию казахов" в Париже.

Н.М.- В советские времена в исторической науке существовала так называемая пятичленная схема - первобытное общество, рабовладение, феодализм, капитализм и социализм, - рассказывает ученый, которого в 80-е называли идеологом казахского национализма, а ныне - манкуртом и предателем своего народа. - Всякий историк, решивший заняться проблемой кочевого скотоводства, должен был подгонять закономерности исторического развития кочевых племен под одну из этих формаций. Но они никуда "не вставлялись", потому что у кочевников существовала особая система взаимоотношений, в корне отличающаяся от постулатов советской идеологии.

Я заинтересовался этой темой еще в студенческие годы, обратив внимание на то, что многие исследователи анализируют кочевничество в отрыве от реальной жизни казахов. Дело в том, что 50 проц. территории Казахстана составляет пустыня, 25 - полупустыня, 20 - степь и лишь 5-7 проц. - лесостепь. Для того чтобы заниматься неполивным земледелием, требуется, как минимум, 400 мм атмосферных осадков в год, а в Казахстане в среднем их выпадает вдвое меньше. Совершенно очевидно, что в таких условиях кочевое скотоводство целесообразнее любого земледелия. Кочевой образ жизни - способ адаптации человека к сложным природно-климатическим условиям региона. Попытки некоторых исследователей представить дело таким образом, будто бы казахи кочевали только потому, что это было их субъективным желанием или чьей-то злой волей, являются абсолютной чепухой. Точно так же, как и нынешние утверждения некоторых авторов о том, что древние казахи были сплошь земледельцами и жили в городах.

Корр. - Чем могла заинтересовать французов история кочевников?

Н.М.- Во Франции очень старые традиции по изучению жизни, истории и культуры кочевников. Они берут начало еще со времен французской колониальной империи, которая господствовала в Северной Африке, где как раз проживали кочевники. В свое время подлинным открытием для меня стала классическая работа французского ученого Р. Капо-Рея "Французская Сахара", по которой я учился исследовать и понимать кочевников. Несмотря на то что во Франции очень сильная научная школа номадизма, научно-исследовательский алгоритм, описанный в моей книге, заинтересовал их.

Корр.- А что такое кочевое скотоводство вообще?

Н.М.- Если говорить популярным языком, то это - кочевка по сезонным циклам. В отличие от монголов, кочевавших в зимний период года, казахи зиму проводили стационарно, то есть находились на одном месте от трех до шести месяцев. Это было обусловлено тем, что в Монголии, расположенной на высоких плоскогорьях, ветер сдувает снег в зимний период года. А в Казахстане снег зимой залегает плотным и глубоким слоем, иногда достигающим 50-70 см. В этот период несколько семейств объединялись в один хозяйственный аул, где должно было быть сосредоточено не более 300-400 голов овец. При большем количестве на зимнем пастбище не хватило бы корма. В короткий зимний день овца может ежедневно проходить не более двух-трех километров, поэтому радиус пастбища составлял полтора, максимум два километра.

Алгоритм исследовательской практики показывает: вначале надо изучить особенности среды обитания номадов, затем способы их адаптации в пространстве и механизмы хозяйствования, из которых вытекают прежде всего социальная организация и материальная культура, затем- социально-экономические взаимоотношения, и только после этого духовная культура и общественно-политические процессы. Если выдернуть из этого ряда один из контекстов, то кочевничество как феноменальное явление становится абсолютно непонятным. Большинство же исследователей начинали изучать проблему с третьего, а то и с пятого уровня, то есть сразу с социально-экономических отношений, этногенеза, социальной организации или духовной культуры.

Высшей стадией развития кочевничества многие ученые считали оседлость. Но в условиях пустыни это просто невозможно, поэтому часть населения Саудовской Аравии и многих стран саванно-сахельской зоны Северной Африки до сих пор кочует. Отсюда вывод: кочевое хозяйство было максимально адаптировано к природным условиям. Чтобы выжить в экстремальных условиях дефицита воды в летний период, крайнего холода, доходящего до 40 градусов зимой, резких суточных перепадов температуры, каждый кочевник должен был иметь, как минимум, две квалификации: скотовода и собственно кочевника. То есть уметь ориентироваться в пространстве, предугадывать направление ветра, время атмосферных осадков, знать особенности произрастания растительного покрова, находить воду в безводной пустыне и многое-многое другое.

Эти две квалификации можно было получить только от отца и деда. Отсюда и статус человека. Сироте такую информацию никто бы не дал, а значит, он был обречен либо на гибель, либо на зависимость. Именно поэтому у казахов существовали генеалогический принцип родства и, как следствие, родоплеменная система. Кстати говоря, даже между родными братьями могла существовать конкуренция за информацию. Известны случаи, когда отец самую важную информацию о природных условиях данной местности, находясь на смертном одре, сообщал только младшему сыну, который наследовал его зимовку. В рамках колхозно-совхозной системы потомки кочевников в значительной степени утратили двухтысячелетний опыт ведения кочевого скотоводческого хозяйства, при котором человек рассчитывал только на себя и свои знания, накопленные его предками.

Корр.- Малочисленность народа как-то связана с образом жизни предков?

Н.М.- Кочевое скотоводство при экстремальных условиях жизни вело к высочайшей конкуренции, когда выживал только сильнейший. Единственный достоверный источник того времени - материалы переписи 1897 года - сообщает, что на тот период численность коренного населения на территории Казахстана составляла всего четыре миллиона. За сто последующих лет число казахов увеличилось лишь вдвое.

Много горя казахам принесла эпоха коллективизации, приведшая к их массовой и неестественной оседлости. Необходимо от трех до шести поколений, чтобы адаптироваться к новому образу жизни. У казахов это проходило очень сложно (переход к оседлому образу жизни сопровождался голодом, массовыми болезнями и снижением продолжительности жизни). Тем не менее наше общество показало высокую степень выживаемости и адаптивный потенциал. Сейчас удельный вес казахов, проживающих в городах, уже превысил 50 проц. Но это не снимает проблем, связанных с так называемой деспотией пространства.

До революции плотность населения составляла всего лишь полтора человека на 1 кв. км, а по переписи 1989 года - 6,3 человека. Это означает, что степень освоенности территории у нас выросла всего в три-четыре раза. Это не так много: в советский период в Казахстане города развивались точечно, а все остальное как было пустыней во всех смыслах этого слова, так и осталось ею. Сегодня сложные природные условия продолжают доминировать над нашими возможностями. Перепись населения 1999 года показала, что за десять лет плотность населения упала с 6,3 до 5,7, а значит, уменьшилась степень освоенности и контроля территорий. Разрушается инфраструктура, связывающая огромное пространство Казахстана в единую государственную географическую целостность. Если процесс освоенности территории будет продолжать понижаться (а это вполне возможно в связи с имеющей место эмиграцией), то Казахстан как единое государство просто не выживет, распадется на удельные княжества.

Уже сейчас между разными группами населения даже в рамках одного этноса произошел огромный разрыв. Есть уже сложившиеся казахи-горожане, 3-4 поколения которых живут в городе. А есть те, кто только пытается прижиться в мегаполисах. Первая группа более продвинутая. Ее представители занимают ведущие позиции в бизнесе и в структурах власти, они уже накопили собственность, связи, знакомства, информацию, высокий уровень образования, знание языков и так далее. У вторых возможностей гораздо меньше. В рамках советского государства это было нестрашно, потому что оно при всех недостатках создавало равные возможности гражданам. Но сейчас, когда образование становится все более дорогим и элитарным, у отстающих групп возникают огромные проблемы в плане выживания. Если государство не поможет им, то сельские "аборигены" будут постепенно превращаться в социальную прослойку без будущего. Кстати говоря, это беда не только нашего государства, но и всех развивающихся стран. Классический пример - Индия, где все общество стратифицировано и на официальном уровне существуют различного рода привилегии и касты.

Корр.- Вернемся к истории дореволюционного Казахстана. 10 лет назад появились кафедры истории Казахстана. Надо полагать, темных пятен в истории страны стало меньше?

Н.М.- Дореволюционная история- достаточно серьезная наука. Она основывается на фактах, которые сохранились в архивах и статистических сборниках, поэтому фальсифицировать ее очень сложно. И тем не менее массовый приток научно не подготовленных людей, ранее специализировавшихся на истории КПСС, сильно подорвал основы этой науки. И многие научные проблемы как были неисследованными, так и продолжают оставаться такими. Мне, например, кажется, что сейчас очень важно сосредоточить внимание на персоналиях, то есть на изучении роли отдельных выдающихся людей в судьбах казахского народа. Да, мы знаем Абулхаир-хана, Аблай-хана, еще полтора-два десятка имен, но в целом наша история продолжает оставаться безымянной: есть какие-то процессы, закономерности, но нет деятельности индивидов. А ведь нашу историю творили яркие личности, о которых народ сегодня ничего не знает. Например, Мухаммед-Салих Бабаджанов - первый казахский этнограф, получивший серебряную медаль Русского географического общества. Это произошло в 1857 году, то есть еще до работ Чокана Валиханова. А ведь еще были Сейдалины, Жантюрины, Тяукин, Чорманов, Акпаев, Даулбаев, Кустанаев. Каждый из этих народных историков-этнографов достоин того, чтобы их именами были названы улицы, а то и целые города.

С другой стороны, нужно наконец заняться переизданием трудов ученых, которые занимались историей Казахстана еще в XVIII-XIX веках. Это касается фундаментальных трудов Палласа, Гавердовского, Броневского, Бларамберга, Вельяминова-Зернова, Мейера, Красовского, Медведского, Гейнса, Потанина, Загряжского, Гродекова, Баллюзека, Самоквасова, Маковецкого, Гурлянда, Словохотова, Добросмыслова, Харузина, Аристова, Алекторова, Крафта, Диваева, Коншина, Румянцева, Скалова, Грумм-Гржимайло...

По истории и культуре казахов мы имеем уникальную базу в виде 35 фундаментальных томов - так называемых "Материалов по киргизскому землепользованию". Переселенческая комиссия, представьте себе, просчитала экономическую ситуацию в каждом казахском ауле по 200-300 позициям! Такого источника нет ни по одному народу в мире. К сожалению, эти и другие работы до сих пор не изучены и не переизданы. Если бы это случилось, то произошла бы определенная демократизация исторических знаний, иначе говоря, они стали бы доступны народу. Но тогда труднее было бы мифологизировать и фальсифицировать историю.

Корр. - За что вас в 1986 году в отделе науки ЦК Компартии Казахстана называли "идеологом казахского национализма"?

Н.М. - Один очень известный академик написал тогда большой донос в ЦК, посвятив мне, как "идеологу казахского национализма", воспевающему уникальность казахской истории, несколько страниц. Он утверждал, что я идеализирую казахскую историю и воспеваю уникальность казахского народа, чем нарушаю принципы марксизма-ленинизма. А мои научные труды являются теоретической основой казахского национализма.

Корр. - А что было на самом деле?

Н.М. - Описывать историю казахского народа такой, какая она есть, - мой долг. Я ее не уничижал, не унижал, не пытался представить примитивной, как было принято в советское время. Но я никогда ее и не идеализировал, и не превозносил до небес, как это делают сейчас некоторые вчерашние партийцы. Я всегда говорил, что у казахского народа были свои, особые история и культура, которые не вписывались в общепринятые марксистские рамки пяти экономических формаций.

Прошло шесть-семь лет, и меня стали обвинять в совершенно противоположном "грехе". Теперь я стал "манкуртом". В период, когда республика переживала первые годы своей независимости, была естественная гордость за свое государство, но это чувство порой выходило за рамки. И тогда я выступил с резкой критикой казахского национализма. В общем, чем больше занимаешься настоящей наукой, тем больше шансов войти в конфликт с властью и общественными стереотипами.

Досье "НН"

Нурболат Масанов в 1976 году закончил исторический факультет КазГУ им. Кирова. Затем 10 лет проработал в Институте истории, этнографии и археологии Академии наук Казахстана. В 1986 году перешел на работу в президиум АН. В 1992 году защитил докторскую диссертацию по этнографии в знаменитом Институте этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. С 1992-го по 1998-й работал в Казахском государственном университете. В настоящее время – президент Казахстанской ассоциации политических наук. Автор более 200 публикаций, в том числе 8 монографий. Последняя его книга, посвященная межэтническим отношениям в Казахстане, была издана в этом году в Японии.

Источник - Новости недели
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1026941520
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Сенаторы обсудят отчеты Правительства и Счетного комитета по исполнению республиканского бюджета за 2020 год
- Н.Нигматулин подписал Распоряжение о созыве совместного заседания палат Парламента РК
- А. Смаилов провел заседание Рабочей группы по вопросам развития креативного сектора экономики
- Краткосрочный экономический индикатор в январе-мае 2021г. составил 102%
- Постановление ЦИК от 14 июня 2021 года №3/405
- Чиновники Степногорска проигнорировали митинг, который проходил у них под окнами
- Казахстанская вакцина против коронавируса: ожидания и реальность
- О жилищной ипотечной программе "7-20-25" и ипотечном продукте "Баспана хит"
- Цены на картофель начали снижаться – МСХ РК
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх