А.Журавлев - Как работают исламские банки: концептуальные основы исламской экономики (рецензия) 10:13 19.07.2002
КАКА РАБОТАЮТ ИСЛАМСКИЕ БАНКИ Рецензия на книгу А.Ю. Журавлева "Теория и практика исламского банковского дела" (М.: Институт востоковедения РАН, 2002)
ЖУРАВЛЕВ Андрей Юрьевич - арабист, выпускник факультета международных экономических отношений МГИМО, кандидат экономических наук. Работал в Департаменте Ближнего Востока и Северной Африки МИД, в посольствах в Южном Йемене и на Бахрейне. С 1995 по 1997 год возглавлял представительство банка "Российский Кредит" в странах Персидского залива. В 1992 году прослушал курс исламского банковского дела в Бахрейнском институте банковского дела и финансов. Опубликовал более 30 работ по экономическим проблемам арабских стран. В настоящее время работает в одном из ведущих московских банков. Книга, предлагаемая вниманию читателей, подготовлена на основании лекций, прочитанных автором в МГИМО в 1999-2000 учебном году.
Работа А. Ю. Журавлева посвящена изучению крайне интересного феномена банковской деятельности, основанной на исламских принципах и представляющей собой потенциально возможную, хотя и не вполне реализованную альтернативу доминирующей в современном мире финансовой системе. Феномен исламских банков, принципиальным отличием которых от всех остальных является отказ от ссудного процента, крайне слабо изучен в отечественной литературе. Несмотря на наличие целого ряда работ, посвященных принципам функционирования экономики в контексте исламской доктрины в целом, специальных работ, относящихся к сфере функционирования исламских банков до недавнего времени не было. Исключение составляют, пожалуй, работа В. В. Павлова "Исламские банки в современном мире 80-90 гг." (М.: "XXI век - Согласие", 2000) и рецензируемая работа.
Книга А. Ю. Журавлева представляет собой также первую попытку комплексного теоретического рассмотрения исламской модели банковского дела "в ее эталонных формах". Будучи основанной на новейших данных о развитии этого сектора финансовой деятельности и на личном опыте автора, книга дает развернутое и целостное представление об общих принципах и основных особенностях исламских банков, их концептуальных отличиях от общераспространенной модели банковского дела.
Работа А. Ю. Журавлева написана на высоком академическом уровне, сочетающем фактологическую фундированность и глубокую проработку источниковой базы исследования и широкими, но вполне корректными обобщениями. В этом смысле, данная работа может стать серьезной теоретической основой для дальнейших изысканий в этой области.
К несомненным достоинствам концепции самой работы следует отнести постановку проблемы изучения исламских банков в контекст развития исламской цивилизации. Две первые главы книги посвящены рассмотрению концептуальных основ исламской экономики и сопровождаются изложением некоторых фактов из истории исламской цивилизации. Беглость этого изложения можно было бы считать, в известной степени, недостатком работы, но его едва ли можно поставить в упрек автору, специальная цель работы которого иная. Автором также разработано определение исламской экономики, при этом он отказывается от характеристики в качестве исламских любых видов хозяйственной деятельности, осуществляемых мусульманами, и относит данный термин только к хозяйственным институтам, вырастающим из практики мединской общины Пророка Мухаммада, основанных на нормах фикха и объединенных общим этическим стержнем.
Акцентировка автором этического, культурного и политико-идеологического аспекта исламских экономических доктрин заслуживает поддержки. Тем не менее, автор не абсолютизирует этическую составляющую исламской экономики, приходя к выводу, что последняя строится на основании паритета между рационально-утилитарными и религиозно-этическими соображениями.
В целом, можно согласиться в автором, что "в мире международных финансов представление о методах и формах исламского банковского дела уже утвердилось в качестве составного элемента системы знаний профессионала" и подобные знания будут полезны и отечественным специалистам. Несмотря на дискуссионность перспективы сотрудничества России с исламскими финансовыми структурами, изучение данных факторов является, безусловно, весьма актуальным. В этом отношении работа А. Ю. Журавлева представляется исключительно важным вкладом в исследование актуальных проблем современного исламского мира.
И. Л. АЛЕКСЕЕВ, преподаватель Центра политологии и антропологии Востока РГГУ, научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН.
№1, 2002
|