КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 21.07.2002
12:45  Е.Назарбаев - Религиозная ситуация в современном Казахстане (обзор)
10:44  В Детройте "взяли" Омара Шишани - активиста "Аль-Каеды" с фальшивыми чеками на $12 млн.
09:51  Буш объявил 21-27 июля - Неделей порабощенных Наций, а именно: корейцев (северных), иракцев, бирманцев, белорусов и пр.
09:35  Наследство погибшего Абдул Кадира почти поделено: брат Дин Мухаммед стал губернатором, Абдулла Али - министром
01:09  А.Дугин - Ислам и этнархия. Евразийская Федерация, как общинное самоуправление мусульман и православных
00:12  РИАН - Саммит ГУУАМ завершился: подписано 9 документов, в т.ч. соглашение о зоне свободной торговли
00:07  "Время МН" - Закариа Муссауи признался, что он член "Аль-Каеды", но отрицает причастность к атаке 11 сентября

Суббота, 20.07.2002
12:03  Американская экспедиция стартует на дно Иссык-Куля. Даешь золото Чингис-хана!
11:05  "Туркменистан Ру" - К проекту трансафганской трубы готова присоединиться... Япония
10:25  "НТВ" - В Пакистане приговорен к смерти христианский "пророк" (госслужащий Кенет), оскорбивший Мухаммеда
09:43  Полицией Южно-Казахстанской области схвачен "президент" самопровозглашенной "Багысской Республики" Абдраманов
09:33  "МС" - Секретарь СовБеза Джанузаков, как теоретик и практик: коорупции у нас нет, есть "кыргызчылык" (кыргызбайство)
09:24  BBC - США ввели санкции против 10 кампаний (в основном - китайских) за поставки оружия в Ирак и Иран
02:00  В.Пономарев - Слышал звон, да не знает, где он (ответ на статью Б.Мусаева "Еще раз о Хизбут Тахрир")
01:48  Мрачное знамение. Саммит ГУУАМ в Ялте начался с трагедии - упал в пропасть грузовик с охраной
01:42  "Русская партия Казахстана" меняет название на - партия "Соотечественник". Иначе - запрет
01:13  "Немецкая волна" - "Агент Грин" съест все афганские маковые поля. Мир спасет плесень!
01:07  "НГ" - Рушайло в Пекине обсудил будущее ШОС. Непорядок - увеличился наркопоток из ЦентрАзии в Китай
01:00  "НВО" - "Аль-Каеда" всюду: ЦентрАзия, Кавказ, Карабах (пример "аль-каедо-фобии")
00:26  "Красная Звезда" - Пока США в погоне, "Аль-Каида"" готовит новый удар
00:25  И.Аманжол - Простых афганцев все больше раздражает, что страной правят США (репортаж казахстанского журналиста)
00:19  ген. Чотбаев (ком-й НацГвардией Киргизии) - Нас финансируют всего на 15%, но мы очень боеспособны
00:06  РИАН - Афганские власти эксгумируют Джуму Намонгони... или не Джуму
00:04  "Известия" - Афганские беженцы в Пакистане - мина замедленного действия?
00:03  Авиабаза "Ганси" - самое доходное киргизское предприятие. Только в обменниках "миротворцы" наменяли $700 тыс.
Пятница, 19.07.2002
12:53  Здесь будет город заложен... Каримов решил построить в Навоийской степи новый райцентр
12:48  Да здравствует мичуринская агробиология! Туркмения расширяет посевы особо ценной пшеницы "Туркменбаши" и "Туркменбаши-2"
12:31  М.Б.Олкотт - Проблема демократии в ЦентрАзии: ушли талибы, пришел... авторитаризм? (доклад)
12:20  Таинственный остров-2. Казахстанская газета снарядила экспедицию на аральский о-в Возрождения
12:02  "Караван"- Страшный сон. Сын акима Южно-Казахстанской области Сапарбаев задавил насмерть узбекскую семью
11:50  "Газета KZ" - Восстал Актюбинский областной имам Есмахан (Казахстан). Не хочет ехать в Кзыл-Орду
11:40  Исламские боевики едва не сбили самолет югославского Президента Коштуницы. На кой он им сдался?
10:41  "Политком Ру" - Разрозненные усилия или сжатый кулак? Новая нефтяная геополитика
10:26  "Номад" - Приговор по делу Аблязова: "ученика Сахарова"... казахстанского экс-министра... расхитителя имущества (текст)
10:19  "МС" - К старому возврата больше нет! В киргизском Кербене прошел самый массовый, за всю историю, митинг (репортаж)
10:13  А.Журавлев - Как работают исламские банки: концептуальные основы исламской экономики (рецензия)
10:05  Я.Забелло - О чем думает безмолвное меньшинство? Мусульмане в политической жизни России
09:29  Наступил момент истины для ГУ[У]АМ - открылся Ялтинский саммит
09:16  "НГ" - А.Акаев: "У меня на примете уже есть фигура преемника..." (интервью)
03:29  "МЭП" - Ю.Шафраник: Нефтяная экспансия России в СНГ, как основа равноправного партнерства
02:53  "Экспресс-К" - Вагончик тронулся... Возобновлены поставки казахстанского угля в Россию
02:37  "Новое время" - Д.Атовуллоев: Один из корней терроризма - это авторитарные режимы в ЦентрАзии
02:04  Туркменские газовики нащупали новое богатое месторождение. Правобережье Амударьи обещает сытую жизнь
02:03  Россия прорубила в небе Таджикистана уникальное "окно". Поставлен на дежурство боевой космический комплекс
01:57  Киргизская оппозиция опять единодушно требует отставки Акаева. Так велел 2-й Народный Курултай
01:13  Синьхуа - США не удалось убедить Турцию в необходимости развязать войну против Ирака
00:32  ген. Асанов - Нужен ли киргизской армии мозг (Генштаб)? Дискуссия о военном строительстве
00:13  Gazeta.kz - Новые проблемы нефтедобычи на Каспии. Куда девать газ и как спастись от землятресений?
00:03  АКИpress - Cаудовские братья реставрируют мечети Нарынской области (Киргизии). Только зарегистрированные!
00:01  Зам. Генсека ЕврАзЭс Исингарин собрался в отставку. "Вторые 6 лет я точно работать не буду"
Четверг, 18.07.2002
18:39  Президентом Индии стал "отец индийского ракетостроения" мусульманин Абдул Калам
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
А.Дугин - Ислам и этнархия. Евразийская Федерация, как общинное самоуправление мусульман и православных
01:09 21.07.2002

ИСЛАМ И ЭТНАРХИЯ

Я полагаю, что элементы управления страной через религиозные общины рано или поздно будут затребованы жизнью. Кстати, принцип "этнархии" - самоуправления этносов на основании своих собственных традиций, основанных в значительной степени на конфессиональных нормативах - записан в программе нашей партии "Евразия". При этом в евразийстве детально продуман план, как сочетать конфессиональные элементы во внутриэтническом устройстве с политэтническим и поликонфессиональным характером Государства в целом. Евразийство решает эту проблему так. Приведу выдержку из программы:

"Евразийская Федерация - новое понятие, отличающееся от классического буржуазного государства, как отличаются от него древние империи или современный Евросоюз.

Евразийская федерация предполагает два уровня управления - стратегический (геополитический) и этно-федеративный.

На стратегическом уровне установлена жесткая надэтническая унифицированная централистская система управления, аналогичная модели управления силовыми министерствами и ведомствами. Этот уровень связан с управлением всем геополитическим механизмом, включающим как собственно РФ, так и стратегические пространства, входящие в евразийскую зону и комплектуется из федеральной элиты, образующей "геополитическую администрацию".

В ведении "геополитической администрации" находятся только те сферы жизни, которые напрямую затрагивают вопросы обороноспособности, безопасности, территориальной, экономической, транспортной, информационной интеграции, а также правовые вопросы, связанные с межэтническими отношениями.

Руководство "геополитической администрации" сосредоточено в руках Президента Евразии, Совбеза Евразии, Администрации и Госсовета Евразии.

Территориально-административное деление России (в дальнейшем - Евразийского Союза) основывается на стратегических округах (исторические аналоги - воеводства, губернии, федеральные округа).

На втором уровне главным политическим субъектом является этнос (или автономия).

Этнос (народ) должен быть признан главным политическим субъектом. Во всех вопросах, не затрагивающих стратегический и геополитический контекст, этносам (народам) должна быть предоставлена максимальная степень свободы в самоорганизации и самоуправление.

Ни один народ не имеет права навязывать другому народу свои этические, культурные, правовые, конфессиональные, языковые, правовые, нравственные установки.

Этносы организуют систему самоуправления и правовые нормы в соответствии со своими историческими и культурными традициями - в этом вопросе допускается самая широкая свобода выбора. Этносы могут в своих пределах создавать различные политические системы - как выборно-демократического, так и династически авторитарного или религиозно-харизматического толка.

Полномочные и авторитетные представители этносов (или их политические руководители) формируют представительную Евразийскую Ассамблею (Евразийский Собор). Это структура однопалатная, в чем-то аналогичная нынешнему Совету Федерации.

Этносы, образующие совокупность политических субъектов Евразии, не имеют юридических права на распоряжение по своему усмотрению никакими территориями, управление которыми находится в единоличном ведении "геополитической администрации". Ни при каких обстоятельствах этносы не имеют права отчуждать территории (даже в областях компактного проживания) от общего пространства Евразийского Союза. Вместе с тем, этносы имеют право проживать компактно или в рассеянии (компактное проживание считается приоритетным) на всей территории Евразийского Союза, особенно там, где это освящено историческими традициями и складывается естественным путем.

Вмешиваться в вопросы расселения этносов "геополитическая администрация" может только тогда, когда это затрагивает вопросы стратегической безопасности".

То, что здесь понимается под "этносами" как субъектами евразийского права, можно в определенных случаях отождествить с этно-конфессиональными единицами, а это уже напрямую касается вопроса общинного управления. Общегосударственная система в такой перспективе остается светской и гражданской, не объединяясь ни с каким религиозным или этническим признаком. То есть Евразийское Государство отделено и от церкви и какого-то одного этноса - в том числе самого большого - русского. То есть такое Государство не является ни конфессиональным, ни национальным. Но вместе с тем, в качестве основных субъектов такое Государство имеет именно этносы, как политических, правовых субъектов. А эти этносы управляются в свою очередь этнархическими инстанциями. Русское православное население строит свое самоуправление на православных принципах, исламское население на нормах шариата и адата (или как оно само выберет). При этом не следует чрезмерно настаивать на немедленной конфессионализации этнархий. Здесь мы должны действовать осторожно, с учетом исторического опыта. Право - это продукт культуры и, в конечном счете, результат влияния религии. Даже секулярные правовые системы являются продуктами предшествующих религиозных форм. В современном западном обществе мы имеем дело с римским правом, существенно переработанным католическим, и еще в большей степени протестантским сознанием. Православное право, вышедшее из Византии, но позднее существенно измененное под влиянием Орды, далее Московской эсхатологической государственности (Третий Рим) и позже романовской вестернизации, в секуляризированном виде дало скорее социализм, "рационализацию общинности", а не либерал-капиталистическую модель гражданственности, как на Западе. Поэтому в организации русского общества по православным критериям не только в церковном, но и в социальном, политическом и юридическом аспектах, следует быть очень деликатными, так как сами критерии этой правовой системы, основанной прямо или косвенно на Православии, исторически неоднократно менялись. В этнархии главное сохранить дух, а не букву. Поэтому следовало бы внедрять Православие в общество постепенно. И также постепенно переходить от чисто церковного понимания Православия к его социальному пониманию. В этом вопросе сделан важный шаг публикацией "Социальной доктрины РПЦ". Аналогичный процесс в рамках ислама развивается еще быстрее.

Важнейшие сегменты Государства наиболее эффективно могут управляться именно этнархическими принципами. Элементы такого подхода уже имеются - во многих межконфессиональных и межэтнических конфликтах роль религиозных лидеров все более возрастает, и Государство постепенно начинает понимать и признавать серьезный вес этого фактора. Однако тут надо действовать очень деликатно: не дай Бог, властные функции в рамках этнархии окажутся у радикальных фигур - исламистов или "православных фундаменталистов". Это очень опасно, так как, несмотря на долгие века исповедания традиционных религий, современное российское общество является в религиозном смысле неофитским, отсюда опасность свойственного неофитам радикализма и экстремизма. Все, однако, разрешимо и взвешено, продуманно и высчитано в рамках евразийства.

Что касается второго вопроса, то индексация вероисповедания как и индексация этнической принадлежности очень полезны. Но придавать юридическое правовое содержание этому показателю следует только тогда, когда евразийская правовая система утвердится окончательно и будет закреплена законодательным порядком. Пока же в незрелом правовом обществе, не определившем своей геополитической и политической идентичности, строгая атрибуция конфессиональной и этнической принадлежности может привести к нежелательным эксцессам, так как ни конфессии, ни этносы пока не имеют строго обозначенного правового статуса в нормативах российского права. А в перспективе евразийской правовой реформы это будет весьма полезно, и опыт Израиля нам может здесь очень пригодиться.

Если рассматривать евразийский сценарий перспектив роста социальной роли традиционных конфессий России (в первую очередь - мусульман и православных), то он, безусловно, повысится. Это вполне естественно. В данном процессе религиозный фактор выйдет за рамки чистого культа, из того гетто, куда его поместили носители предшествующей агрессивно антирелигиозной идеологии. Православие станет социальным явлением и социальной силой. Это будет в некотором смысле иным Православием, социальным Православием. Тоже верно и применительно к социальному исламу, социальному иудаизму (Израиль так и создавался на основе именно социального иудаизма), социальному буддизму и т.д. Сегодня верующий живет в обществе в шизофреническом состоянии: в обряде, богослужении, на проповеди и в общении с другими верующими он пребывает в одном мире, с одними этическими, эстетическими, мировоззренческими признаками, но во всех остальных областях социальная реальность полностью опровергает, подвергает осмеянию, издевкам или тотальному безразличию это церковное бытие. Современная светская социальность абсолютно несовместима и с другими традиционными конфессиями. Такое раздвоение личности понятно при прямых репрессиях против религиозных кругов, как было в СССР, и тут уж верующим ничего не оставалось делать, как принимать правила игры (таковы законы "апокалиптического строя", "новые катакомбы"). Но когда нет официальных запретов на религию и интерес к ней постоянно возрастает, у людей религиозных нарастает мощное недовольство, глубокий социально-политический протест против окружающего мира, сверстанного по лекалам, агрессивно противоположным его церковному сознанию и самосознанию. В такой ситуации либо секулярное общество должно силовым образом обосновать свою претензию на "новую тоталитарность" и нормативность, снова загнав религию под тем или иным в "социальное гетто" (кстати, на Западе инструментом для такой маргинализации служит жупел "интегризма" и "фундаментализма" - хотя сами они являются именно экстремальным ответом на агрессивную секулярность), либо оно должно пойти на встречу религиозным кругам и начать подстраиваться под конфессиональные принципы в широком спектре социальных тем.

Я как традиционалист и православный христианин вижу решение вопроса только в расширении социального влияния традиционных конфессий. То есть для большинства россиян в христианизации, ортодоксализации общества. Вместо конфликтной формулы религиозные общины (со своей этикой, метафизикой, историософией) против светского общества, я предлагаю тезис о постепенно слиянии Церкви с русским обществом, новое воцерковление (в самом широком смысле) русского народа.

При этом, желая возврата к духовным корням своих единоверцев и братьев по племени, я считаю, что этим же путем стоит следовать и представителям других традиционных конфессий и этносов России. Перед лицом апостасийной социальности интересы православного, мусульманина, иудея и буддиста почти полностью совпадают. Агрессивная, калькируемая с Запада, дегенеративная эрзац-культура современных масс-медиа одинаково враждебна и православному, и мусульманину, и иудею, и буддисту, это наш общий враг, и он нас сплачивает. Светской может и должна быть Империя, геополитика, стратегический сектор, высшая арбитражная инстанция. А народы должны основывать свой общественный строй на принципах традиций.

Соответственно, должны меняться и функции духовенства. Должен повышаться их социальный статус, их социальная ответственность. Это тоже не такой простой вопрос, так как клир в советских условиях - да и в романовской России роль синодального православия в значительной степени ограничивалась фасадной стороной - был по сути десоциализирован, отчего успели выработаться соответствующие навыки, инстинктивная (и вполне оправданная исторически) боязнь социальной активности. И наоборот, стремящиеся к социальной активности неофиты лишены сплошь и рядом чувства меры и ответственности, склонны к радикализму. Поэтому это серьезный вызов духовному сословию - надо пройти между Сциллой и Харибдой, между пассивностью и экстремизмом. Впрочем, мой опыт убеждает, что такие организации, как ОВСЦ МП РПЦ в Православии и ЦДУМ в среде российских мусульман прекрасно осознают сложность проблемы, и действуют максимально адекватно в данной ситуации. Особенно хотелось бы выделить крайне взвешенную и конструктивную позицию в этом вопросе Святейшего Патриарха Алексия II, митрополита Кирилла (Гундяева) и шейх-уль-ислама Талгата Таджуддина, главы ЦДУМ.

Общинное правление (общинное самоуправление) это также одна из главных целей и важнейший программный пункт нашей партии "Евразия". Я полагаю, что для исламского общества в целом опыт самоуправления традиционных исламских общин крайне важен. Особенно следует подчеркнуть, что вопреки исламистскому проекту, отрицающему многообразие различных культур народов, исповедующих ислам, евразийство, напротив, видит в самобытности каждого из этих народов, в уникальности их усвоения и адаптации ислама к своим локальным условиям высшую ценность. Поэтому даже универсальные мировые религии, оставаясь едиными в своих принципах, столь существенно отличаются в культурном плане в зависимости от их локализации. Татарские исламские общины разнятся от кавказских исламских общин - не только по мазхабам, но и по влиянию адата, родового уклада, местных племенных особенностей. Я хочу сказать, что мусульманская община мусульманской общине рознь. И говорить о каком-то одном строго фиксированном типе едва ли возможно. Я убежден, что "исламская социальность" обобщающего характера не должна выстраиваться искусственно - как этого хотят ваххабиты, салафиты и другие исламисты. Будучи объединенным безусловно признаваемыми богословскими нормами, это общество должно оставаться общинно дифференцированным, сохраняя тем самым всю полноту и все многообразие культур мусульманских народов.

Православная община строится на совершенно иных принципах и нормах. С исламской общиной ее объединяет лишь отказ от агрессивного навязывания секуляризма, сакрализация пищи, отношений между полами, трансцендентная ориентация бытовой деятельности (постоянная память о Боге), осознание традиций как священного наследия, почитание предков. Но формы этих проявлений совершенно иные - иная этика, иные обряды, иные запреты и поощрения. Поэтому возрождение общинного строя в православной среде должно питаться опытом нашей собственной истории, нормами общежития, которые сохранились в деревнях, селах, религиозных семьях, монастырях, особенно в старообрядческой среде. Кстати, именно старообрядческая среда может быть взята как парадигма православной общины на сегодняшний день. Здесь дело в следующем. В Московский период русское общество и русская община были нераздельно слиты - в бытовом, обрядовом, социальном, этическом, хозяйственном смыслах. Об этом много и хорошо писали наши славянофилы и евразийцы. После раскола "никониянская" реформированная церковность стала атрибутом быстро секуляризирующегося романовского общества, вбирающего западные светские черты. То есть уже с конца XVII века началась секуляризация общества, до этого бывшего вполне общинным и сакральным. Староверы, жившие в бегах, подвергавшиеся гонениям, сохранили сакральность и общинность Древней Руси на обрядовом и бытовом уровне. Староверческие общины - это голограммы сакрального общества, спрессованные в крохотные нонконформные коллективы радикальные русские традиционалисты. Гонения на Церковь в целом при большевиках несколько уравняли старообрядцев с "никониянами", как подчеркивал уже Рябушинский, но привычка к параллельному существованию в значительной степени помогла староверам сохранить линию живой традиции, тогда как "никонияне", следуя за конформизмом в отношении властей, были поставлены в неудобную позицию - раз пойдя на поводу у "не совсем ортодоксальной власти", им пришлось через 200 с лишним лет пойти на поводу и у "совсем неортодоксальной". Трудно сказать, как РПЦ вышла бы из этой ситуации, если бы не национал-большевистский демарш Сталина накануне Второй мировой войны... Как бы то ни было, и возрождение собственно "общинного устройства" и расширение "традиционного общинного уклада" на все общества, с моей точки зрения, должны очень внимательно, глубоко и серьезно учитывать опыт русских старообрядцев.

Здесь есть несколько параллелей с вопросом об адаптации в процессе общинного управления опыта устройства традиционной исламской общины. Дело в том, что между старообрядческими общинами и общинами традиционных российских мусульман, оказывается, есть много похожего. Староверы, как и мусульмане, не носят галстуков, а женщины не повязывают платки, а закалывают их булавкой под подбородком. Речь идет о древнем запрете на ношении "узла на шее", который считался у православных символом Иуды Искариотского, а у мусульман - "харамом", запретом. Староверы мужественны и воинственны, в церквах традиционно не меньше половины мужчин. Причем в древности у русских мужская и женская половины храма даже разделялись особой перегородкой. Так же и у староверов и у мусульман жестко табуируется нагота. Большинство старообрядцев не пьет, хотя прямых запретов в этом отношении нет. Мужчины обязаны носить бороду, ходить без бороды считается позорным и неприличным, рассматривается как "вероятная склонность к мужеложству". Созвездие старообрядческих согласов во многом напоминает мазхабы или суфийские тарикаты. Так что здесь, на самом деле, есть параллели.

И все же, каждая традиция должна возрождаться, обращаясь к своим собственным корням.

Александр ДУГИН,
19 Июля 2002

Источник - Русский журнал
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1027199340
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Казахстан и Eni будут развивать альтернативные источники энергии
- Итоги выборов сельских акимов подвели в Казахстане
- О повышении базовой ставки до 9,25%
- Выборы акимов сел, сельских округов и городов районного значения прошли организованно и в спокойной обстановке
- Кадровые перестановки
- Чтоб никто не догадался?
- Кого Алтай Кульгинов притащил в столицу?
- Владельцам временно ввезенных в Казахстан авто нужно вывезти их до 30 сентября
- Эпоха бронзы: у Казахстана уже три медали Олимпиады-2020
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх