"Слово Кыргызстана" - Акаев съездил на "родину предков" в Хакасию... кыргызы самый древний тюркский народ 00:04 24.07.2002
СВИДАНИЕ С ПАМЯТЬЮ
"Кто более матери-истории ценен?" - вопрошал когда-то поэт. Ему можно ответить словами Сервантеса,утверждавшего в своем бессмертном романе о Рыцаре Печального Образа, что история - мать истины.Но не всегда истина - любимое дитя истории. Не той, которая когда-то вершилась, а той, которая со сводом событий, фактов и процессов дошла до наших современников, зачастую воспринимающих дошедшее как рану, как раздражитель новых "летописцев", берущихся "упорядочить", "выпрямить" извилистое и порожистое русло течения минувших времен, "обустроить" и "приукрасить" его в угоду господствующим идеологическим догмам и представлениям.
Непросто, неоднозначно воспринималась и история кыргызов, живших до XV-XVI вв. на Енисее и в Саянах. Не просто потому, что в советское время она рассматривалась через идеологически затемненные очки, многое в ней отрицалось, кое-что подменялось, а то и приписывалось другим. Кочевая тропа, ведшая кыргызов из Монголии на Енисей, а затем на Тянь-Шань, была, по словам английского историка Арнольда Тойнби, дорогой "великой кочевой цивилизации". Сказано это, конечно, не только о кыргызах. Но вот вопрос: зачем Акаев поехал на родину предков, в Хакасию, где находился три дня - с 16 по 18 июля? Разве это не удел историков-аналитиков, докапывающихся и дознающихся истины? Неужто дома не хватает государственных дел, забот, чтобы еще заниматься тысячелетней давности проблемами? Этот вопрос возникал, когда Акаев задумчиво бродил по залам Хакасского музея, а также богатейшего по своей коллекции музея имени Мартьянова в Минусинске, по заповедным местам в селе Казановка, где явственно остались следы древних кыргызов и когда, приложив козырьком ладонь ко лбу, всматривался с горы в долину с расплескавшимся в ней совсем небольшим озерцом, но с таким многозвучным названием - Алтын-кол. Сам же он говорил: "Каждый человек должен обязательно побывать на родине предков, найти корни своего народа, поклониться благословенной земле пращуров".
Все так. Все, безусловно, так. Каждый народ должен знать свой генетический код, формулу своей, так сказать, ДНК. Без прошлого не состоится будущее. И все же вопрос остается: а зачем Акаеву это, почему не поручит республиканским историкам докопаться и дознаться истины, которую те потом преподнесут ему на блюдечке? Как обычно водится, в своем Отечестве нет пророков, а потому я взял несколько блиц-интервью у людей, можно сказать, посторонних, следовательно, непредвзятых и, пожалуй, объективных.
А. ЛЕБЕДЬ, председатель правительства Республики Хакасия: - То, что Президент Акаев проявляет такой интерес к истории своего народа, стремится восстановить его историческую память о прошлом, найти истоки и корни этногенеза своей нации, вызывает у меня, скажу без преувеличения, искреннее восхищение. Ведь он тем самым решает уже не столько задачу, касающуюся непосредственно истории, а прежде всего - государственную. Новое независимое кыргызское государство будет тем прочнее, чем лучше будут исследованы и восстановлены его генетические корни. Ю. ХУДЯКОВ, профессор института этнографии и истории Сибирского отделения Российской академии наук:
- История - это жизненный опыт человечества в целом, история же народа- это его собственный опыт, и чтобы уверенно идти вперед, не совершать ошибок, надо знать свое прошлое. Это в равной степени касается и каждого отдельного человека. Если он потеряет память, то ему, как младенцу, придется начинать с азов. Строить дальнейшие планы в политике, в области культуры, образования, науки без знания своей истории практически невозможно. И я уверен, что для Кыргызстана это очень важно и актуально. К сожалению, в советское время многое было утеряно, считалось, что все надо переделать, переписать, что надо идти вперед, а не оглядываться назад: дескать, прошлое - это отсталость. Сейчас нужно снять эти деформации, восстановить истину. Кстати, подобный проект о научных исторических исследованиях, о взаимном влиянии культур разных народов на территории России подан и нашему президенту Путину, и он одобрил его. Л. ДРАЧЕВСКИЙ, полномочный представитель президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе:
- Я с большим вниманием обсудил с Президентом А. Акаевым не только насущные проблемы восстановления и развития экономических связей Кыргызстана с Сибирским федеральным округом, но и исторические аспекты енисейских кыргызов. Как переплелись наши судьбы, какое взаимовлияние оказывали наши народы друг на друга! Понять, осмыслить это просто необходимо. Чтобы строить и укреплять взаимоотношения, надо знать, как говорится, всю подноготную партнера. И то, что делает в этом плане Акаев, - поистине благородно и вызывает у меня глубокое уважение. А. КУЗЬМИН, ректор Хакасского государственного университета имени Катанова:
- Решением нашего ученого совета Президенту Кыргызской Республики Аскару Акаеву присвоено звание Почетного доктора наук Хакасского университета. В решении отмечается не только личный вклад Акаева в создание научной школы, но и его масштабная просветительская деятельность. Нынешний приезд главы кыргызского государства в Хакасию, его желание своими глазами увидеть землю предков, встретиться здесь с историками, экспертами, провести дискуссии об енисейских кыргызах, ознакомиться с первичными документами, памятниками - свидетелями минувших тысячелетий - все это говорит и о широте его научных интересов, и о стремлении снять наносы и деформации, которые оставила конъюнктурная советская историография. Эта задача далеко не всем ученым по плечу, а уж о президентах и говорить нечего.
***
Кыргызское государство возникло не в 1991 году. Оно возникло на тысячи лет раньше. Кыргызы являются самым древним народом среди тюрков. Еще в третьем веке до нашей эры в письменных источниках сообщается о том, что кыргызы вошли в состав гуннов. И когда близ Парижа, на знаменитых Каталаунских полях, сошлись в великой битве войска Римской империи, франков, англосаксов, германцев - с одной стороны, гуннов, т.е. тюрков и славян, под предводительством великого Аттилы (Эдиль) - с другой, кыргызы показали чудеса храбрости. Само имя "кыргыз" стало нарицательным. Выдающийся французский поэт и писатель Поль Валери даже написал "Песнь о кыргызе". В ней, правда, отражены все западные фобии: жестокий завоеватель кыргыз вновь хочет напоить коня в Сене... Полторы, тысячу лет назад у кыргызов было государство - такое, о котором нам можно только мечтать. Это было сильное, богатое, технологически развитое государство.
Кыргызский каган ездил в Пекин, и китайский император Тайцзун ( этот император считается одним из самых великих правителей Китая) встречал его как равного и пировал с ним за одним столом. И им прислуживали правители Вьетнама, Японии, Кореи и государства ныне уже вымерших тангутов. Это уникальный случай - ни до, ни после такого не было. Все властители окраинных земель были обязаны на брюхе ползти к владыке Поднебесной. И то, что китайский император признал кыргызского кагана за равного, говорит о силе и авторитете древнего государства на Енисее. Арабские купцы поражались богатству Кыргызского каганата. Они писали о том, что двенадцать крупных городов существуют в стране кыргызов, что все кыргызы - искусные воины и металлурги. Сегодня археологами раскопано более 60 городищ, и практически в каждом из них найдены кузницы. Но самое главное - древнее кыргызское государство было мирным, оно не стремилось к территориальным захватам. Только извне навязывались ему войны.
В войне с тюркютами погиб первый достоверно известный герой кыргызского народа Барсбек (Барсбег-?). Надо сказать, что и противостояли ему не простые люди, а такие же гениальные полководцы. Мудрый предводитель тюркютов Тоньюкук писал, что три кагана угрожали им, но "самым страшным и сильным был кыргызский каган на севере"... Аскар Акаев предположил, что характер Барсбека мог отразиться и в характере нашего великого эпического героя Манаса. Может быть, может быть...
Тюркюты (их еще называют древними тюрками) - это были практически те же самые кыргызы, только жившие в степях. И говорили они на том же самом кыргызском языке. Кыргызский язык в то время был литературным языком для всех тюрков. Потому что именно кыргызы на Енисее полторы тысячи лет назад впервые изобрели тюркскую письменность.
Орхоно-енисейские надписи в основном являются погребальными. Руническую письменность смог наиболее полно расшифровать и перевести академик Малов. Бумажные тексты (а бумагу кыргызы получали из того же Китая) истлели.
Среди однообразных плачей встречаются образцы высочайшей поэзии. Но не об этом речь. Дело в том, что сожаление об умершем, погибшем, как правило, начинается с речевого оборота " отделился ты от своего народа!"... Смерть и отделение от народа у древних кыргызов означали одно и то же. Вспомнить бы об этом политиканам, пытающимся растащить новую кыргызскую державу на куски... Много столетий существовало великое кыргызское государство тружеников. Но злые завистливые соседи не давали ему покоя. Кыргызы громили их и возвращались к мирной жизни...
Когда в Монголии пришел к власти Чингисхан, решивший во что бы то ни стало обеспечить свое войско оружием и железом вообще, он направил на Енисей послов к кыргызам...
Все это "дела давно минувших дней". Какой урок мы можем извлечь из них? Сегодня мы живем во втором кыргызском государстве. Первое было сильно и уважаемо, пока было едино. И народ его жил по тому времени очень достойно. Оно погибло, разделившись на княжества. Наше нынешнее государство также находится в сложной этнополитической ситуации. Выводы делайте сами.
Все это мы увидели и услышали на давней родине предков,на берегах верхнего Енисея: слева - в Хакасии, справа - в Минусинске, и, конечно же, на берегах священного для каждого кыргыза озера Алтын-кол, где погиб легендарный Барсбек.
"Слово Кыргызстана", 23 июля 2002 г.
|