"Слово Кыргызстана" - контуры Древне-кыргызского Великодержавия: от Забайкалья до Иртыша все было наше 11:40 24.07.2002
ИСТОРИЯ НАРОДА – ЕГО ЗАВЕЩАНИЕ
На следующий день пребывания в Монголии самолет Ан-24 местной авиакомпании за два с половиной часа доставил кыргызскую делегацию из Улан-Батора в Хиргисскую долину на берег озера Кыргыз-Нур. Самолет сел на прокаленную землю, которая по плотности не уступала хорошо накатанной бетонной полосе.
Озеро встретило безмятежной лазурной гладью. С благоговением омыли руки в кристально чистой, прозрачной, солоноватой воде. На этих выжженных пустынным солнцем берегах, поросших ксерофитными колючками и кустистой солянкой, когда-то жили древние кыргызы. В. Бартольд предполагает, что это было в I-II вв. до н. э. Так вот какова она, прародина...
Именно к этому времени относится "метрическое свидетельство", данное знаменитым историком, "китайским Геродотом" Сым Цяном, который указал, что к 201 году до новой эры кыргызы расселились в регионе Восточного Притяньшанья и озера Кыргыз-Нур в Северо-Западной Монголии. Это первая строка летописи кыргызского этноса. Но свое название озеро получило, скорее всего, позже. И связано оно с победой кыргызов над уйгурами. Вот что пишет об этом Лев Гумилев: "Около 818 г. кыргызский князь Ажо объявил себя ханом и восстал против Уйгурии. Попытка уйгурского Бао-и-хана подавить восстание не имела успеха. Ажо требовал безоговорочной капитуляции. "Твоя судьба кончилась, - обращался он к уйгурскому хану. - Я скоро возьму золотую твою орду, поставлю перед нею моего коня, водружу мое знамя. Если можешь состязаться со мной - приходи; если не можешь, то скорее уходи".
В 840 г. кыргызы взяли столицу Уйгурии - Каракорум". А в прошлом году монгольский археолог, профессор Д. Баяр, который также был в этой поездке с нашей делегацией, нашел при раскопках недалеко от озера Кыргыз-Нур в Заханьском аймаке хорошо сохранившийся искусный доспех кыргызского воина - ряды железных пластин чередовались с позолоченными, панцирь сверкал на солнце. Находка говорит о том, что еще в XI-XII вв. кыргызы совершали сюда походы, и что в этот период они точно уже жили и в Туве, и в Минусинской котловине. Но в этот период кыргызского великодержавия, охватившего огромные пространства, когда в погоне за уйгурами кыргызы дошли до Забайкалья, Тянь-Шаня, до Иртыша, их территория увеличилась в десятки, а то и в сотни раз, а население по численности оставалось прежним. К этому же времени возвысилась империя киданей на Востоке, которые жили в южной Манчжурии и в современной Внутренней Монголии. Кидани двинулись на запад. Кыргызы не могли оказать им сопротивление. Кидани дошли до монгольского Алтая и как бы рассекли кыргызский массив на две части: одни кыргызы остались на Саяно-Алтае, другие - на Тянь-Шане. С этой поры можно говорить, что кыргызский этнос постепенно стал разделяться на енисейских и тянь-шаньских.
В жарком пламени истории, как в колоссальной доменной печи, плавились судьбы больших и малых народов. Кыргызский же народ не растворился, не распался, а пройдя крутой порожистый миграционный путь, завершив его на земле Ала-Тоо, сохранил свою целостность, органически вобрав в себя, как заметил Аскар Акаев, подобно музыкальной симфонии, многие иные этнические мелодии. Ныне кыргызский народ представляет собой полиэтнический сплав, а сплавы обычно прочнее входящих в них исходных элементов.
Сильна в этом сплаве и монгольская компонента. Кыргызы в средние века, как свидетельствует исторический источник того времени "Монголын нигуча тобчийан" ("Тайная история монголов"), входили в состав великой империи Чингисхана. Два народа объединяют не только общая история, но и близкое сходство уклада жизни, мировоззрения, что предопределено их кочевнической культурой. Юрта и кумыс являются непременным атрибутом национальных традиций и монголов, и кыргызов. Кстати, о кыргызской, а возможно, о монгольской юрте прекрасно написал китайский поэт Бо Цзюй-и (772-846 гг.). Это стихотворение приводит в своей книге "Древние тюрки" Лев Гумилев:
"Я помню, я помню дыханье зимы И посвист летящего снега. Я стар, мне несносно дыхание тьмы И мертвенный холод ночлега. Но юрта, по счастью, была у меня, Как северный день, голубая. В ней весело прыгали блики огня, От ветра меня сберегая. Как рыба, что прянула в волны реки, Как заяц в норе отдаленной, Я жил, и целили меня огоньки От холода ночью бездонной. Приходит тоска оснеженных ночей, Природа в весеннем угаре. Меняется время, но юрте моей По-прежнему я благодарен".
...И конечно же, на берегу Кыргыз-Нура, водами которого омывались наши далекие пращуры, естественно, вспомнилась другая жемчужина, обрамленная белоснежными вершинами Ала-Тоо, - озеро Иссык-Куль, также древняя родина современных кыргызов. Глубоко символично, что Президент А. Акаев и члены кыргызской делегации выплеснули в Кыргыз-Нур иссык-кульскую воду, специально привезенную ими из Кыргызстана. "Пусть этот символический акт, - сказал А. Акаев, - свидетельствует о дружбе и братстве кыргызского и монгольского народов, а чистота и прозрачность вод двух озер пусть свидетельствуют об искренности и чистоте помыслов и намерений наших стран".
* * *
Нельзя не сказать еще вот о чем. В эту поездку - по Хакассии и Монголии - Президент взял своего младшего сына Илима. Парнишка только окончил школу в Женеве, с осени будет учиться в одном из университетов США. Как бы столь длительный отрыв от родной почвы не притупил национальные чувства, не подсушил национальные корни, как бы потом не вырос человек, не помнящий родства? Это почувствовал отец и своим сердцем, и как бывший преподаватель, наставник вузовской молодежи.
Но судя по тому, как Илим жадно впитывал дискуссионные разговоры, рассказы, всматривался в древние изваяния, петроглифы, можно быть уверенным, что поездка посеяла в его податливой и воспримчивой душе добрые семена. Он ощутил за своими еще не окрепшими плечами более чем двухтысячелетнюю историю предков, которой ему надо только гордиться. А уж слушать ему было кого - это и маститый ученый, президент Национальной академии наук Жаныбек Жеенбаев, и академик, ректор Национального университета Аскар Какеев, и прославленный скульптор Тургунбай Садыков, и российский профессор Юлий Худяков, и известный писатель Кенеш Джусупов, и министры Роза Акназарова, Александр Костюк... ...Прощаясь с озером, всходя по трапу в самолет, Президент, в последний раз обернувшись к мерцающему серебряному горизонту озера Кыргыз-Нур, вновь сказал: "Это место должно стать Меккой для кыргызов. Произведя омовение в этом древнем и святом озере, можно очиститься от грехов, попросить у Бога прощение и с обновленной душой вернуться на родину...".
"Слово Кыргызстана", 23 июля 2002 г.
|