"Время МН" - Кашмир выходит из тупика. Индия и Пакистан начали поиск компромисса 07:26 29.07.2002
КАШМИР: ВЫХОД ИЗ ТУПИКА
В последние недели сообщения из Кашмира не носят угрожающего характера. Заявления премьер-министра Индии А.Б.Ваджпаи и президента Пакистана П.Мушаррафа содержат заверения в сугубо мирных намерениях.
Принимаются конкретные меры по снижению напряженности вдоль линии фактического контроля. Тем не менее обе державы держат крупные воинские контингенты у границы. Чтобы уменьшить опасность возможного столкновения государств, переступивших "ядерный порог", в Индию и Пакистан вылетел госсекретарь США Колин Пауэлл.
Внутри штата Джамму и Кашмир продолжаются террористические акты. Поступает информация и о том, что в этих действиях принимают участие бежавшие из Афганистана боевики из движения "Талибан" и члены организации "Аль Каеда". Это еще больше обостряет проблему Кашмира, остающуюся "камнем преткновения" в отношениях между Индией и Пакистаном. Приходится констатировать, что официально заявленные подходы Индии и Пакистана к вопросу об урегулировании спора практически несовместимы: индийская сторона настаивает на том, что Кашмир - неотъемлемая часть Индии.
А Пакистан, считая вопрос о Кашмире нерешенным, требует предоставления кашмирскому народу возможности реализовать его право на самоопределение путем проведения плебисцита под международным контролем в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН от 21 апреля 1948 г. и 5 января 1949 г.
Три войны - 1947-1948, 1965 и 1971 гг. не привели к урегулированию кашмирской проблемы. В Симле в 1972 г. стороны договорились уважать линию фактического контроля, установленную к 17 декабря 1971 г., разрешать спорные проблемы путем мирных переговоров исключительно на двусторонней основе. Такой подход подтверждался и на последующих индо-пакистанских переговорах на высшем уровне, однако практически стороны к урегулированию так и не приблизились.
Вооруженное противостояние в Афганистане привело к резкой активизации деятельности исламских экстремистов. Невозможно остановить приток оружия на территорию штата из соседних Афганистана и Пакистана. Началось массовое бегство "кашмирских пандитов" - индусов (их уехало около 400 тыс.), а также богатых кашмирцев-мусульман, которые и составили основу кашмирской заграничной диаспоры, стремящейся сегодня играть решающую роль при определении дальнейшей судьбы Кашмира.
Представители различных группировок кашмирской диаспоры все активнее выражают собственное видение будущего Кашмира. Их выступления свидетельствуют о разочаровании в способности Индии и Пакистана договориться и мирным путем решить судьбу его народа. Поэтому поиски путей урегулирования кашмирской проблемы все в большей степени связываются с необходимостью вовлечения в этот процесс самих кашмирцев.
Представители кашмирской диаспоры призывают к немедленному прекращению всякого насилия на территории штата, откуда бы оно ни исходило; к мобилизации всех сил для формирования атмосферы доверия и стабильности, к началу конструктивного диалога с участием различных политических сил Кашмира и представителей Индии и Пакистана.
Кашмирские политики, особенно зарубежные, выражают сожаление в связи с тем, что при обсуждении проблемы на различных уровнях основное внимание сосредоточено на том, должен ли Кашмир быть присоединен к Индии или к Пакистану, в то время как остается на втором плане главный вопрос - право его народа на самоопределение. Ни Индия, ни Пакистан не должны игнорировать интересы кашмирского народа и его право на самоопределение
Важнейшим условием укрепления стабильности и формирования гражданского общества в Кашмире признается нормализация индо-пакистанских отношений. Диалог "неизбежен", стороны должны отказаться от "культивирования" друг в друге "образа врага" и делать все возможное, чтобы предотвратить дальнейшее разжигание конфликта. Поднимается вопрос и о необходимости признания Исламабадом факта поддержки кашмирских боевиков с пакистанской территории.
Можно констатировать, что точка зрения представителей кашмирских организаций претерпела определенные изменения: от жесткой антииндийской позиции она эволюционировала в сторону признания ответственности как Индии, так и Пакистана за происходящее на их родине.
Трагедия кашмирского народа, как считают его представители, состоит в том, что он разделен на три группировки: одна заинтересована во вхождении в состав Пакистана, вторая - тяготеет к Индии, третья - добивается независимости Кашмира. Резолюции ООН, которые предусматривают вхождение Кашмира в состав Индии или Пакистана, устарели и не отвечают интересам значительной части кашмирцев. Будущее Кашмира должно определяться не только Всепартийной конференцией свободы, ориентирующейся на исламские ценности, но и кашмирскими пандитами, представителями племен догра из Джамму и буддистами Ладакха. Плебисцит должен быть проведен на территории Кашмира, находящейся под юрисдикцией как Индии, так и Пакистана.
Признание линии прекращения огня в качестве международной границы рассматривается многими представителями кашмирской диаспоры как неприемлемое для народов как Индии, так и Пакистана. Тут кашмирцы и многие независимые эксперты стоят на несовместимых позициях. Ведь превращение линии контроля в границу, то есть признание раздела Кашмира - это, по мнению большинства западных и российских специалистов, единственно возможный вариант решения.
Дискуссии о будущем Кашмира продолжаются на всех уровнях. Представители различных политических сил Кашмира и кашмирской диаспоры сомневаются в способности Дели и Исламабада начать конструктивный диалог и искать компромисс. Поэтому они ставят вопрос о необходимости обеспечить народу Кашмира право на самоопределение, вплоть до создания собственного независимого государства. С точки зрения чисто геополитической такое развитие событий вряд ли может быть поддержано как Индией, так и Пакистаном, однако они не могут игнорировать интересы кашмирского народа - той "третьей стороны", которая все громче заявляет о себе.
Татьяна ШАУМЯН- руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН *978 за 27/07/2002
|