"Гундогар" - Ниязов и яшули (аксакалы), или Зачем крашеному "пророку" чужие советы? 11:22 30.07.2002
НИЯЗОВ ИСПОЛЬЗУЕТ СТАРИКОВ, КАК ДЕКОРАЦИЮ
Мердан Атаев (по электронной почте),
Уважаемый "Гундогар"!
Я пишу вам по просьбе моего дедушки Хаджи Акмурада. Ему 81 год, он сам написать не может и живет в таком месте, где Интернета практически нет. Живет он неподалеку от Ашхабада в Кипчаке, где, как известно, родился президент Туркменистана С.Ниязов. Сейчас там строят большую мечеть, кажется даже самую большую в мире. Как раз об этом мой дед просил посоветоваться с вами.
Дело в том, что в понедельник на стройку приезжал сам Ниязов, и деда в числе других яшули пригласили на встречу с ним. Дед говорит, что пошел только потому, что хотел задать Ниязову несколько вопросов, а так бы остался дома. Он вообще-то старик крепкий, и, сколько я его помню, никогда на здоровье не жаловался. У старика всегда есть повод отказаться куда-нибудь идти. Однако он сам хотел пойти и спросить Ниязова, почему мало внимания уделяют фронтовикам (дед воевал всю войну, был ранен, имеет ордена и медали). И еще хотел посоветоваться насчет мечети: в этом он тоже понимает, потому что, опять-таки, сколько я его помню, он верит в Бога, всегда молится в положенное время, а несколько лет тому назад совершил хадж в Мекку, после чего его у нас называют Хаджи. Короче, ему есть, что сказать.
Но только его мысли и советы оказались не нужны: никому из приглашенных яшули так и не дали слова, и пригласили их, судя по всему, только как декорацию, чтобы показать по нашему убогому телевидению, с каким "глубоким уважением" относятся старики к крашеному президенту. Более того, когда дед попытался что-то сказать, его оттолкнули и велели молчать. Дед обиделся, а я даже не удивился: в Туркмении все знают, что у нас существует только одно единственное мнение по любому поводу – это мнение Ниязова. Он у нас самый умный, самый великий, самый красивый, лучше всех поет и танцует, сочиняет стихи и песни, пишет книги, разбирается в сельском хозяйстве, живописи, промышленности, науке, водном хозяйстве, истории, музыке, марках цемента, авиации, образовании и всех других областях человеческой деятельности. Мы-то, молодые, к этому привыкли, а вот дед все удивляется.
Короче, обиделся мой дед и попросил меня каким-то образом сообщить туркменам, что лично он, мой дед Хаджи Акмурад, не согласен со строительством мечети в Кипчаке, где он родился и вырос и откуда пошел наш род. Он просил меня передать это все на радио "Свобода", передачи которого он, как и большинство туркмен, регулярно слушает: другой-то информации получить неоткуда. Но я не знаю, как им переслать это письмо и прошу вас это сделать. В общем, излагаю вам мысли моего деда Хаджи Акмурада по поводу этой мечети и другим вопросам. Я излагаю, так сказать, по пунктам, как продиктовал дед, и надеюсь, что ничего не перепутал.
Дед сказал, что в этой мечети нельзя будет молиться. Кстати, это поддерживают и другие старики. Они говорят, что мечеть должны строить мусульмане, а не христиане-французы (для тех, кто не знает: эту мечеть строит французская фирма "Буиг"). Дед говорит, что перед строительством мечети правоверные должны поститься определенное время, очиститься от скверны, возносить молитвы Аллаху и просить у него помощи в этом деле. Разумеется, французы этого сделать не могут, у них вера другая. А если мечеть построить не по вековым правилам, мусульмане не должны в нее ходить, Аллах не услышит их молитвы.
Дед сказал, что вообще не надо было строить такую мечеть на 10 тысяч человек. Туркмены не любят молиться в толпе, у них общение с Богом происходит индивидуально. Это связано с кочевым прошлым туркмен – во время кочевья далеко не всегда была возможность добраться до мечети, потому человек просто расстилал коврик на песке и молился.
Тем не менее, в Туркмении есть святые места, куда люди столетиями ходят на паломничество, их знают все мусульмане. Например это Ак-Ишан в Бахарденском этрапе или Астана-Баба рядом с Керки. Даже в советское время, когда религиозность не поощрялась, паломники ходили в эти места и молились там. Было бы логично построить большую мечеть в одном из этих мест и таким образом привлечь к туркменским святыням больше паломников.
На встрече в понедельник Ниязов велел французам строить под мечетью подземный гараж. Дед был страшно возмущен! На территории мечети не должно быть никаких автомобилей, телевизоров и прочих, не имеющих отношения к общению с Богом предметов современной цивилизации. Тем более, что вокруг очень много земли, и можно устроить массу гаражей. Дед говорит, что люди пешком идут в Мекку сотни, иногда и тысячи километров, а уж здесь-то пройти 50-100 метров от стоянки автомобиля до входа в мечеть сможет даже калека. Тем более, что путь к мечети должен настроить человека на общение с Богом, на начало молитвы.
Дед был в ужасе, когда услышал, что Ниязов велел французам сделать на стенах мечети какие-то надписи на туркменском языке. Дед сказал, что существуют раз и навсегда утвержденные надписи на арабском языке, цитаты из Корана и молитвы, которые только и можно писать на стенах и воротах мечети. Если Ниязов напишет на стенах строки из "Рухнама", в эту мечеть ни один мусульманин добровольно не зайдет.
Еще дед сказал, что он хотел попросить Ниязова, чтобы тот поменял свой образ жизни. Дед сказал, что когда он делал хадж в Мекку, ему было стыдно признаваться, что он туркмен. Потому что все сразу ругали его и говорили, что его президент осквернил Мекку, когда во время хаджа пил на святой для каждого мусульманина земле водку и сквернословил. Все очень хорошо это помнят и никогда не простят Ниязову такого поведения. Официальные лица даже не пришли его провожать, так все были возмущены. Еще дед сказал, что если Ниязов хочет выглядеть как правоверный мусульманин, он не имеет права печатать свои фотографии на бутылках с водкой, не говоря уже о том, что ему нельзя и употреблять эту водку, чем он, говорят, занимается постоянно и с кем попало.
Вот то, что просил написать вам мой дед Хаджи Акмурад. Он просил вас довести эту информацию до руководителей мусульманских стран и религиозных организаций, чтобы они дали оценку событиям, происходящим в Туркменистане.
От себя хочу только добавить, что лично мне вообще не понятно, зачем нам эта мечеть, стоимостью в 100 миллионов долларов. Зачем нам все эти помпезные дворцы, огромные стадионы, безлюдные фонтанные комплексы, умирающие пальмы на улицах? В стране, где нет нормальных больниц, детских садов и школ, где существует жуткая безработица и молодежь из-за безделья занимается наркоманией, где наука влачит жалкое существование, а культура повержена в прах, где национальный бизнес искореняется как факт, а международный подвергается регулярному грабежу, где народ доведен до абсолютно нищенского состояния и практически все население голодает или регулярно не доедает, где люди не имеют доступа к информации и не знают правды о событиях в своей стране и в мире, где каждый гражданин унижен и оскорблен - зачем нам все эти гигантские стройки "башизма-рухнамизма"?
И получается, что все это нужно только одному человеку – тому самому, кто нагло захватил власть в моей стране Туркмении и ведет себя, как наглый кабан в своем хлеву.
Но если все это не надо нашему народу, а нужно только одному человеку, может быть, предоставить ему такую возможность где-нибудь на необитаемом острове? Послушайте, это классная идея! Давайте купим ему остров где-нибудь подальше, пусть там проводит свои эксперименты на самом себе и всеми теми, кто этого захочет. Пусть строит там фонтаны и дворцы, тропы здоровья и самые большие в мире мечети, сажает пальмы, выращивает невиданные урожаи пшеницы и зачитывает вслух для особо понятливых мартышек главы из своей идиотской Рухнамы. Только пусть делает это сам и за свои собственные деньги.
Честное слово, покупка такого острова для Ниязова и его подручных обойдется нам дешевле, чем все его идиотские затеи со строительством того, что никому не нужно и вызывает у людей справедливое возмущение. Не сомневаюсь, что 99,9 % туркмен отдадут последнее, чтобы купить такой остров и отправить туда крашеного Баши. Пусть он там устраивает себе свой собственный и только ему нужный "Золотой век".
Ашхабад, 25.07.02
---------- Прим. "Гундогар": фамилия и имя автора вымышленные.
|