"Слово Кыргызстана" - Указом Акаева доказано - Киргизская государственность таки-была основана 2.200 лет назад 00:10 07.08.2002
СОЕДИНЯЯ ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ Ренессанс идеи государственности в Кыргызстане.
Опубликованный второго августа Указ Президента Кыргызской Республики "0 проведении Года кыргызской государственности" - документ, давно и с нетерпением ожидавшийся и в научно-образовательном сообществе, и в самых широких кругах наших сограждан. Он, бесспорно, актуален, а его появление именно сейчас выглядит органичным и своевременным, особенно в контексте всех последних вех развития общества и государства. Возьмем, к примеру, их отсчет от первой юбилейной даты – 10-летия независимости Кыргызстана.
Стоит только упомянуть вехи 2002 года, на гребне которого мы сегодня находимся - принята и аккумулирует большие усилия программа Комплексная основа развития страны (КОР), прошли масштабные организационные мероприятия по решению социальных вопросов, подходят к своему пику намеченные акции Года гор, бурно протекают некоторые процессы в русле программы развития отечественного образования, не дает забыть о себе многоаспектная проблематика внешнеполитического ряда (прежде всего формирование и закрепление коалиционного содержания борьбы с терроризмом) и позволяют уже видеть свет в конце тоннеля острые дискуссии по внутриполитическим проблемам, где на первый план выходят задачи укрепления гражданского единства в нашем обществе.
В этом сегодняшнем много проблемном бытии исключительно важное место занимает общественное самосознание важнейших его принципов, и именно с ними связана проблема государственности. Принципиально важно, что именно в Указе дана точнейшая по своей сути формулировка значения этого знакового процесса: "По своей значимости достоверно установленные данные о древнейшей 2200-летней кыргызской государственности выходят за национальные рамки и приобретают важнейшее международное звучание".
В Указе обозначаются принципиальные перспективы работы над одной из важнейших проблем общенационального единства, поэтому он так важен. Тут следует напомнить, что история кыргызов очень непроста, а ее давние истоки существенно затрудняли научные датировки и атрибуцию этапов. И то, что в Указе прозвучала нота уверенности в том, что самый сложный вопрос - датировки начальных этапов государственности, кажется, решен, эта нота исключительно важна. В Указе говорится; "Углубленные изыскания отечественных ученых, опирающиеся на труды древних и современных историков, убедительно показывают, что зарождение кыргызской государственности произошло по крайней мере в конце III века до нашей эры, то есть двадцать два века назад".
Этот вывод имеет принципиальный характер: он подводит итоговую черту под длящимися более столетия спорами о возрасте нашей государственности. Показательно, что Президент, демонстрируя глубокий интерес к отечественной истории и фундаментальные познания, согласился с формулировкой, которая была дана - в результате кропотливого анализа и длительных дискуссий - на упомянутой в Указе международной конференции в Национальном университете.
Здесь следует вернуться на три месяца назад. Восьмого мая по итогам международной конференции в КГНУ был принят документ, значение которого будет, очевидно, с течением времени неуклонно возрастать. По узловым пунктам обсуждения весь международный авангард конференции совещался долго и напряженно: ученые закрылись в кабинете проректора по научным исследованиям и, тщательно взвешивая каждое слово, выработали финальный документ - "Рекомендации" конференции. Видимо, это историческое решение, коль скоро в нем прозвучала такая формулировка: "Археологические свидетельства и другие исторические источники позволяют заключить, что истоки общетюркской и кыргызской государственности восходят к эпохе хунну (III-I вв. до н. э.) и получили свое дальнейшее развитие в процессе формирования самостоятельных государств Центральной Азии".
Значение этого вывода столь велико, что хотелось бы упомянуть участников этого поистине исторического обсуждения, поставивших свои подписи под документом, со всей ответственностью однозначно удостоверяющим возраст кыргызской государственности: это крупнейшие российские востоковеды академик В. М. Массон и профессор С. Г. Кляшторный (Санкт-Петербург), исследователь из Китая профессор Пекинского университета М. Ху-Чженьхуа, крупнейший специалист в истории енисейских кыргызов профессор из Новосибирска Ю. С. Худяков, хакасский ученый профессор В. Я. Бутанаев, видный историк из Казахстана профессор Б. И. Кумекоз. С нашей стороны тоже были крупнейшие кыргызоведы - профессора Дж. Дж. Джунушалиев, В. И. Шаповалов, А. М. Мокеев, 3. Э. Эралиев и другие, в том числе и мы, нижеподписавшиеся.
Очевидно, что одно уже это обстоятельство позволяет признать, что решения конференции, застрельщиком которой (как и всей дискуссии о государственности и многих мероприятий в этой сфере) является Национальный университет, легли теперь в основу выработки одного из важнейших моментов национальной идеологемы - вошли в ее идейный авангард. Собственно это видно и из текста Указа (ведь нечасто в документ такого масштаба попадает упоминание о конкретном мероприятии, даже если это международная конференция!). Однако слова из Указа ко многому обязывают: "Важное значение в установлении и выстраивании исторических фактов в этой области сыграла состоявшаяся в мае текущего года в Кыргызском государственном национальном университете международная научная конференция на тему "Этапы становления и развития кыргызской государственности".
Указ действительно заставляет задуматься о своих исторических корнях, причем задумываются все: и общество в целом, и разные поколения, и разные слои населения. Важно, что задумывается молодежь. А что мы знаем о своей истории?
…Древнекитайские историки Сыма Цянь и Бань Гу отмечали, что в конце III -середине I веков до нашей эры (наряду с такими крупными народами по меркам той далекой эпохи, как хунну, юечжи, усуни, динлины, кыпчаки) древние кыргызы тоже имели свои ханства и царства. Как известно, в 201 г. до н. э. император хунну Модэ покорил на севере независимое владение - "царство Гэгунь", то есть кыргызов. Позже они освободились от хуннской зависимости и существовали самостоятельно. Все это позволяет говорить, что кыргызы стояли у самых истоков тюркской государственности. Особое усиление кыргызов в средние века относится к енисейскому периоду. Так, в VI веке н. э. в 30-40-х годах на берегу реки Енисей, а также между Алтаем и Саянами одновременно с великим Тюркским каганатом образуется кыргызское государство. Правителей енисейских кыргызов Элтебера, Шибонуя, Ажана, кагана Барсбека знали и считались с ними императоры Китая, каганы тюргешей и огузов, правители других соседних государств. В 40-х годах IХ века н.э. как повествуют источники, кыргызы в Центральной Азии, разгромив мощный Уйгурский каганат, сумели создать свою великую державу. Это был период расцвета государственности. В состав Великого кыргызского каганата в то время входили территории на Востоке - начиная с Маньчжурии, на Западе - до Восточного Тянь-Шаня, на севере - до реки Ангары и озера Байкал; с южной же стороны границы доходили до Великой Китайской стены. Кыргызский каганат, развиваясь и расцветая, просуществовал, однако, недолго, всего лишь около одного столетия, и распался на мелкие феодальные владения.
Знакомясь с такими историческими фактами, невольно задумываешься над тем, что непонимание некоторых вещей, близорукость отдельных представителей своего же народа приводят к тяжелейшим последствиям, наносят моральный и материальный ущерб, образуется огромная трещина, которая может даже развалить уже образовавшееся целое государство. Иногда внутренний доморощенный "враг" становится страшнее врага внешнего; каждый из нас должен задуматься о благополучии и благосостоянии своего народа и своей страны. Уроки истории должны быть главным уроком в нашей жизни, и мы как достояние народное должны передавать эти уроки из поколения в поколение.
В ХIII веке под натиском войск Чингисхана и в последующие века кыргызы были раздроблены, разобщены: настали тяжкие времена, продлившиеся несколько веков. И только в середине ХIХ века, когда Средняя Азия была присоединена к России, настала эпоха стабилизации и сплочения единого этноса кыргызов. Впоследствии наметилось становление правопорядка, прекратились междоусобицы, войны между феодальными родоправителями, стали создаваться условия для объединения народа.
Надо отдать должное этой по-своему прекрасной и страшной эпохе: в возрождении кыргызской государственности огромную роль сыграла советская власть. Негативные стороны политики "пролетарского государства" не могли принизить того колоссального позитивного значения становления кыргызского общества и государства впервые - в едином историческом пространстве. Советская власть уделяла огромное внимание развитию социально-политического и культурно-экономического потенциала: уже к 20-м годам ХХ века входящий в состав Советского Союза Кыргызстан обрел почву для создания своей государственности. И мы ни в коем случае никогда не должны забывать тех, кто стоял у истоков образования государственности, не жалея себя и невзирая ни на что.
Опять-таки, напомним, именно по личной инициативе А. Акаева в Кыргызстане была проведена историческая проработка вопроса и дан объективный анализ роли "отцов-основателей" кыргызской государственности ХХ века - тех замечательных сыновей страны, чьи имена были под запретом в советскую эпоху. Еще раз (как мы это уже делали) процитируем весьма важные слова Президента из его книги "Памятное десятилетие": "На авансцену политической жизни в 20-х и начале 30-х годов выдвинулись одаренные талантом масштабные личности. Это были в то время молодые государственные деятели, брызжущие энергией и желанием послужить своему народу: Абдыкерим Сыдыков, Юсуп Абдрахманов, Торекул Айтматов, Иманалы Айдарбеков, Баялы Исакеев, Эркинбек Эсенаманов, Касым Тыныстанов и другие. Помню, какие сильные чувства благодарности, горячего сочувствия, горечи и любви я испытывал, когда писал об этих людях".
На прошедшей в декабре минувшего года конференции "Кыргызская государственность в ХХ столетии" (которая, кстати, осознанно предшествовала упоминавшейся майской конференции и уже тогда отметила новые пути полиэтнического государственного сплочения) А. Акаев, вспоминая их, воскликнул: "Действительно, какие это сильные, яркие, своеобразные люди, какие масштабные личности - молодые, одаренные, блестяще по тем временам образованные! Я уже говорил и не устану повторять, что такая плеяда талантов сделала бы честь любому обществу и государству, они способны были украсить любое правительство любой страны!".
Что ж, нужно признать, что именно инициативы Президента страны в области восстановления исторической правды изменили нравственный облик нашего общества: за последнее десятилетие в изучении истории кыргызского народа проделана работа, которая может быть соизмерима с объемом, свойственным целому минувшему столетию.
Хотелось бы в развитие этой мысли отметить, что очень впечатляюще расположен, вслед за Указом, в этом же номере газеты "Слово Кыргызстана" удивительно яркий и насыщенный фрагмент будущей книги Президента. Несомненно, что значительный ученый и мыслитель всегда остается таковым, и это видно из опубликованного отрывка. Так, у автора имеется чрезвычайно значимое утверждение: "Кыргызский этнос и кыргызское государство развивались в едином географическом и временном пространстве, однако по различным сценариям". Если вдуматься, то это драматичные и печальные слова: что же это такое - "по различным сценариям"? Как можно жить единой семьей, но при этом разной жизнью? И то, что ХХ век дал нам основу единого сценария, а последнее его десятилетие - уже основу подлинного единства, следует, видимо, воспринимать как некий вознагради тельный дар народу за его многовековые страдания.
В опубликованном отрывке книги А. Акаева есть одно концептуальное утверждение, которое может и должно составить основу при выработке обществом своей национальной идеи, - это системный подход к своему национальному наследию, который мы все должны усвоить от мала до велика: "Древнее наследие наших предков состоит из множества частей... Материальная основа - наша благодатная 6лагословенная земля; идейная основа - пронесенная в своей целостности через века идея государственности; духовная основа - наш национальный героический эпос "Манас"... И самой высшей ценностью, дарованной Богом и исходящей из самых древних веков, является наш кыргызский народ".
Сегодня эти слова особенно важны: совершенно очевидно, что все стороны нашего общественно-государственного бытия самых последних лет отмечены исключительным динамизмом, и это заставляет с особой взвешенностью подходить к оценке приоритетности той или иной проблемы.
Надо сказать, что Указ несет в себе черты документа длительного действия, по сути в нем заложен инвариант очень объемного труда и большого общественного резонанса. Проблема национальной государственности - это именно то, что нужно сегодня как объединительный мотив в многонациональном Кыргызстане. Одновременно это то интегративное начало, без которого в глобализационном ХХI веке ни одно государство и общество полноценно существовать не сможет: это сознание своей целостной и полноценной истории, дающее право потомкам гордиться своими предками и сопереживать им в их длительном пути к грядущему.
И очень важно и справедливо, что в сферу этой проблемы попадут не только некие "общие", но и сугубо практические вопросы, Это лишний раз говорит о серьезности цели, ее масштабности, позволяющей назвать нынешнее состояние нашей общественной мысли ренессансом идеи государственности в Кыргызстане.
А. КАКЕЕВ, академик Национальной академии наук Кыргызской Республики; В. ПЛОСКИХ, академик Национальной академии наук Кыргызской Республики.
"Слово Кыргызстана" 6 августа 2002 года.
|