"Гундогар" - И мановением руки... Зачем переносить с места на место Безмеинский цементный завод? (Туркмения) 09:05 07.08.2002
ДОЛГИ САПАРМУРАТА КРОВАВОГО
Пошла вторая неделя, как С. Ниязов не появляется в президентском Дворце на своем рабочем месте. Население уже привыкло к его понедельничным похмельным разборкам, которые потом целыми днями показывают по всем трем каналам туркменского телевидения. Нельзя сказать, что народ скучает в отсутствии этого шоу с кривляниями престарелого маразматика, поучениями из-за кладбищенских венков, бранью в адрес собственного аппарата и "мудрым мыслям" на уровне безграмотного колхозного бригадира. Но, все же, какое-никакое, а развлечение. Даже тотализатор устроили – гадают, кого из своих клевретов Ниязов отправит в никуда (или в тюрьму) на очередном "кабинете". Говорят, что один счастливый игрок, угадав недавний очередной разгон министров, получил кучу денег и на радостях купил билет на самолет, чтобы убраться подальше от ниязовского "золотого века" для одного отдельно взятого баши. Счастливого пути ему желали все друзья и знакомые, на лицах которых читалась нескрываемая зависть.
Впрочем, в отсутствие понедельничного шоу у жителей свободного от денег, еды, свободы и благополучия Туркменистана появилось другое развлечение. Они гадают, чем же занимается Ниязов в свободное от президентства время. Составили рейтинг вариантов. Ответы типа: "Пьет водку", "Развлекается с девушками", "Играет в "дурака" с охраной" заняли места от второго до четвертого. Ответы типа: "Пишет вторую часть Рухнамы" и "Сочиняет стихи" опустились чуть ниже. Ответы типа "Работает" вообще не принимались во внимание из-за их явно фантастического характера. Первое место занял ответ "Красит волосы". И действительно, перед 12-ым по счету и таким же бесполезным, как и предыдущие 11 Народным Советом самопровозглашенный вождь скорее всего совершенствует собственную внешность на манер молодящейся красотки преклонного возраста – красит волосы и брови, подпиливает ногти и подбирает галстук подлинее.
Дай Бог женщинам мужества!
Между тем, в отстутствие "наимудрейшего" жизнь в стране продолжается своим чередом. Поступила новая информация о судьбе задержанных возле дворца женщин. Из общего числа митинговавших "закрыли" 20 активисток - тех, кто особенно настойчиво хотел передать свои письма великому сыну героини Туркменистана Курбансолтан-эдже. Женщин арестовали и сейчас по одиночке допрашивают, чтобы узнать подробности "антигосударственного заговора". Несчастные хотели решить свои конкретные проблемы, их замучил произвол ниязвских бандитов-чиновников, отсутствие возможности содержать семьи на жалкие мужнины зарплаты, вечно голодные и больные дети. Иными словами, ниязовский "золотой век" поставил перед ними неразрешимые на семейном уровне проблемы. И тогда женщины-туркменки решили напрямую обратиться к человеку, который провозгласил себя "отцом всех туркмен": действительно, к кому же, как ни к отцу обратиться за помощью и поддержкой в трудной ситуации? Похоже, что отеческую поддержку в стиле Ниязова они получили по полной программе: переполненную камеру, допросы и издевательства. Давно известно, что при диктаторском режиме больше всего страдают те, кто верит пустопорожним словесам диктаторов. Женщины поверили. Дай Бог им мужества…
И разошлись, как в море корабли...
Из достоверных источников стало известно, что сбежавший из Ашхабада около 10 дней тому назад турецкий бизнесмен Ахмед Чалык, известный как подельник поэта С. Ниязова по беспредельному грабежу Туркменистана и туркмен, перед побегом прихватил с собой 20 миллионов долларов. Побудительным мотивом к бегству стало ощущение того, что это последние деньги, доверенные турку его крашеным покровителем. Понимание того, что самопровозглашенному баши царствовать осталось недолго просто витает в воздухе. Помимо всего прочего, баши пытался заставить своего подельника заплатить за арестованный в Турции туркменский самолет. Да не тут-то было! Отдавать украденные ранее деньги по долгам своего благодетеля Чалык отказался. Тогда Баши пригрозил отнять у Чалыка строящиеся объекты и передать их другой фирме. На что мстительный турок сделал встречный шаг: отобрал некогда громогласно подаренный своему идейному наставнику, которого он к месту и ни к месту называл отцом, остров в Анталии и стоящий на этом острове дворец.
Взрыв на цементном заводе
В понедельник 5 августа в Безмеине ждали высокого гостя - ностальгирующего Туркменбаши. Задолго до этого дня было заявлено, что в начале августа 1967 года состоялось историческое событие: после окончания института в Ленинграде к месту своей первой работы – на Безмеинскую ГРЭС - прибыл молодой энергетик Сапар Ниязов. А значит, наступает 35 годовщина начала его стремительного восхождения по государственной лестнице – от скромного молодого специалиста до вертящегося вслед за солнцем позолоченного истукана на высокой ашхабадской "трехножке".
Однако, посетить свое первое место работы бывшему энергетику Сапару Ниязову так и не удалось. За несколько часов до его визита неподалеку от Безмеинской ГРЭС грянул мощный взрыв, погибли два человека. Нет, это не был терракт, хотя подавляющее большинство туркмен без раздумий отдали бы все свое оставшееся имущество за то, чтобы одним из этих двух несчастных оказался сам Крашеный. Но увы, по воле случая пострадали безвинные люди, хотя ответственность С. Ниязова за их гибель просматривается весьма отчетливо.
Взрыв прогремел на том месте, где десятилетия стоял успешно работавший Безмеинский цементный завод. Почему-то Баши не понравилось его местоположение и он велел перенести его подальше от дороги. С той же скоростью, с какой они сносят жилые дома, чтобы построить очередной парк, фонтан или памятник самому крашеному придурку или кому-то из его потерянной неизвестно где родни, ниязовские опричники кинулись передвигать завод. Передвинули. Само собой разумеется, что Туркменистан лишился единственного производителя качественного цемента, а люди потеряли работу: на новом месте запустить завод так и не удалось. Ко всему, впопыхах не провели и нужных работ по перекрытию газопровода, который снабжал газом производство цемента на старом месте. В результате произошла утечка газа, кто-то проходил рядом и бросил непотушенную сигарету. Взрыв, два человека лишились жизни, семьи потеряли кормильцев, дети – отцов. А "отец все-превсех туркмен" только поморщился: вечно эти людишки портят ему праздник всем своим сущестованием. И не поехал к месту начала своей производственной деятельности. Всего и делов-то...
Вот так приходится народу платить за ниязовские бредовые затеи своими жизнями. Ушедших уже не вернуть, пусть земля им будет пухом. Но за страдания и боль живых платить Сапармурату Кровавому придется сполна. Народ долгов не прощает.
Арслан МАМЕДОВ (Ашхабад), 07.08.02
|