Великая Туркменская революция. А действительно, зачем туркменам папа Григорий и император Август? 01:17 10.08.2002
Как сообщает Государственная служба новостей "Туркмендовлетхабарлары", накануне президент страны Сапармурат Ниязов, выступая на заседании Народного совета, вынес на обсуждение делегатов проект указа о новых обозначениях месяцев года.
"Разве не разумно, - цитирует агентство слова Сапармурата Ниязова, - привязать их к нашей истории, к нашим святыням. Мы повторяем: март, апрель, май, но понятия не имеем, что кроется за этими названиями. Они не говорят нам равным счетом ничего. Август, например. Ну, был римский император под таким именем, для римлян это что-то значило. Но при чем здесь туркмены. Мы обрели новую судьбу, пусть же и месяцы у нас будут свои и навсегда. Вот предлагаемые названия: январь - туркменбаши айы, февраль - байдаг айы, март - новруз айы, апрель - эне айы (по предложению из зала – Гурбансолтан эдже айы), май - Махтумкули айы, июнь - Огуз айы, июль - Горкут айы, август - Алп Арслан айы, сентябрь - Рухнама айы, октябрь - гарашсызлык айы, ноябрь - Санджар айы, декабрь - битарап айы".
Прошу только иметь в виду, подчеркнул глава государства, что "туркменбаши" здесь имеет нарицательное, а не личное, значение. Просто слово, обозначающее – "глава". Когда привыкнем, продолжил Ниязов, прежние наименования сами собой выйдут из употребления.
То же касается и дней недели. Их предлагается назвать так: понедельник – баш гуни, вторник - яш гуни, среда - хош гуни, четверг - согап гуни, пятница - анна гуни, суббота - рух гуни, воскресенье - дынч гуни. Это лучше отражает наше прошлое и будущее, заключил Сапармурат Ниязов, наполняет живым смыслом каждый день. По субботам, скажем, нередко сколачиваются компании для выпивки, пустой болтовни. Но в день под названием "рух" невольно захочется заняться душой, посвятить досуг высоким думам и устремлениям.
В сущности, подчеркнул президент, мы возвращаемся к истокам, к тем ценностям, вне которых не представляли своего существования наши предки. У пращуров было более точное и осмысленное деление жизни на периоды. Детство длилось до 13 лет, отрочество - до 25, юность - до 37, зрелость - до 49. Дальше следовали возрасты: пророка - 49-62 года, высокого духа - 62-73, белобородого яшули - 73-85, старости - 85-97 и Огуз хана - 97-109 лет.
По информации Государственной службы новостей, президент предложил обдумать данное предложение. "Сам же я всей душой на стороне перечисленных нововведений", - приводит "Туркмендовлетхабарлары" слова туркменского лидера.
Справка ЦА. (Ольга БОГОМОЛОВА)
Республиканский календарь Французской революции был введен постановлением Национального конвента 5 октября 1793 года. Отныне упразднялись эра от "рождества Христова" и обычай считать началом года 1 января. Решено было вести счет годов со дня свержения королевской власти и провозглашения республики - с 22 сентября 1792 года. В каждом из 12 месяцев было по 30 дней. Осенняя пора состояла из вандемьера - месяца сбора винограда, брюмера - месяца тумана и фримера - месяца заморозков. Зима делилась на нивоз - месяц снега, плювиоз - месяц дождя и вентоз - месяц ветра. Весна наступала с приходом жерминаля - месяца прорастания, за ним следовали флореаль - месяц цветения и прериаль - месяц лугов. Летнее тепло дарили мессидор - месяц жатвы, термидор - месяц жары и фрюктидор - месяц плодов. Вместо отмененной семидневной недели была введена десятидневная декада. Месяц состоял из трех полных декад, последний день каждой декады посвящался отдыху. В конце года добавлялись праздничные дни - "санклюлотиды". Недостатком революционного календаря было отсутствие какой-либо системы високоса.
Календарь Французской революции действовал более 13 лет: с 22 сентября 1792 года по 31 декабря 1805 года, когда состоялся возврат к григорианскому календарю. Республиканский календарь возрождался в 1871 году парижскими коммунарами и просуществовал с 18 марта до 28 мая 1871 года.
|