Без нас Каспий не полон. Иран проясняет свою позицию по региональной безопасности 00:24 15.08.2002
Система безопасности в Каспийском море без участия Ирана не будет иметь смысла
(Тегеран, 14 августа 2002) Профессор университета улемов д-р Дауд Баванд заявил, что создание совместных сил обороны в Каспийском море имеет для Ирана большое значение с точки зрения устранения опасности присутствия третьих сил в регионе.
В интервью корреспонденту ИСНА по поводу решения России о создании совместных сил обороны в Каспийском море д-р Баванд сказал, что Россия в первую очередь делает упор на участии в такого рода сотрудничестве стран СНГ из числа прикаспийских государств. Ее внимание обращено на Казахстан, Туркменистан и Азербайджан, поскольку она хочет, чтобы эти страны взяли на себя определенные обязательства и у них больше не было возможности к привлечению третьих стран к участию в системе безопасности в Каспийском море.
Россия намерена использовать Каспий в качестве морской базы для осуществления контроля над странами региона. В договоре 1921 года говорилось, что никакие третьи силы не могут присутствовать в Каспийском море.
Принимая во внимание произошедшие изменения и договоры, которые подписаны или будут подписаны некоторыми прикаспийскими странами с нерегиональными государствами, Россия хочет с помощью соглашения по вопросам региональной безопасности между прикаспийскими государствами воспрепятствовать присутствию третьих нерегиональных стран в зоне Каспия. Кроме того, она хочет закрепить свое положение в регионе и установить контроль над военно-морскими силами других государств.
Д-р Баванд отметил, что Иран входит в число прикаспийских государств и система безопасности без его участия не будет иметь смысла.
Иран всегда подчеркивает недопустимость присутствия третьих в регионе. Это соответствует содержанию договора 1921 года. С этой точки зрения создание совместных сил обороны имеет большое значение.
Безопасность в Каспийском море будет обеспечена тогда, когда этот регион объявят демилитаризованной зоной. До тех пор, пока в Каспии есть войска и какая-либо из сторон предпринимает шаги по усилению своих военно-морских сил, безопасность в полном смысле этого слова обеспечена не будет.
С учетом договора о сотрудничестве России с НАТО, с учетом того, что она в скором времени станет полноправным членом этой организации и зона влияния НАТО распространится на российскую территорию, возможность столкнуться с угрозой нерегиональных сил остается вполне реальной.
Если бы Россия не вступала в НАТО, можно было бы предположить, что ее предложение направлено против Североатлантического блока, однако в нынешних условиях не понятно, о противостоянии каким внешним силам идет речь. В этой связи возникают вполне определенные вопросы.
Создание военных структур в зоне Каспийского моря вызывает обеспокоенность, поскольку это приведет к соперничеству между прикаспийскими государствами. Для развития своих военно-морских сил они пойдут на значительные расходы. По словам д-ра Баванда, создание системы коллективной безопасности в большей степени отвечает интересам России. С учетом уже состоявшегося или предстоящего вступления в НАТО ряда прикаспийских государств сотрудничество в области совместной обороны станет носить ограниченный характер с точки зрения обеспечения безопасности.
Россия относится к числу стран, которые недавно обрели независимость. В этой связи она заключила недавно ряд соглашений, в том числе многосторонние соглашения по вопросам безопасности со странами Центральной Азии и с некоторыми странами Кавказа. Для нее такое сотрудничество в области безопасности в Каспийском море явится логическим продолжением названных соглашений.
В конце интервью д-р Баванд отметил: "Мне представляется маловероятным, что создание совместных сил обороны прикаспийских государств выльется в тесное сотрудничество между Ираном и Россией в области безопасности и стратегического партнерства. Это сотрудничество можно назвать позиционным. В какой-то мере оно ограничит свободу действий Ирана".
|