КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 15.08.2002
11:54  Американцы утверждают, что откопали на Иссык-Куле могилу евангелиста Матфея
11:53  Раздвоение без личностей. У "Союза Молодежи Казахстана" выросли две головы (главы)
11:36  З.Нуркадилов (МЧС Казахстана)- "Я не агашка и никогда ничего не лоббировал" (интервью)
11:35  Туркменские ученые становятся диссидентами, обзывают Ниязова фашистом и... раскалывают оппозицию
10:33  Не потерявшие нюх. Индейцы-следопыты из спецгруппы "Волки-призраки" (США) обучили таможенников Казахстана и Узбекистана
06:45  Боец и дыня. В Туркмении вводятся "специализированные воинские соединения, закрепленные за отраслями народного хозяйства"
06:34  "Красная Звезда" - Итоги каспийских маневров. За коридор ("Север-Юг") и тюленей мы теперь спокойны

06:28  В Уральске (Казахстан) встанет памятник Джангиру - казахскому хану и российскому генералу
06:11  "Своих в обиду не дадим" - А.Ситнин (глава отдела по работе с соотечественниками Администрации Путина) рассказывает как он будет работать
06:00  "Известия" - России не нужны русские? Новый закон "О гражданстве" отсекает от страны соотечественников
05:48  Он снова с нами. Опальный экс-глава МВД Киргизии Акматалиев трудоустроен в Администрацию Акаева
01:50  Правда.Ру - Что важнее: безопасность или престиж?
01:38  Масштаб кыргызско-индийских экономических отношений. Наиболее активны женщины-предприниматели
01:22  Немецкая волна - Насколько справедливой была "акция возмездия" в Афганистане?
01:13  АПИ - Анализ внешней политики Казахстана (январь–июнь 2002 гг.)
01:04  "ВБ" - Поля брани. В Чуйской области Киргизии ширится эпидемия самозахвата земель
00:56  EURASIANET - Душанбе охвачен эпидемией брюшного тифа. 500 заразившихся
00:53  BBC - Министр обороны Афганистана маршал Мохаммед Фахим огласил программу разоружения моджахедов
00:44  "Die Welt" - Побуримся? Российские "Итера" и "Роснефть" учуяли в Афганистане запах нефтедолларов
00:39  Башизм Туркменбаши - природа режима. Диалог экспертов на "Радио Свобода". Часть 1-я
00:24  Без нас Каспий не полон. Иран проясняет свою позицию по региональной безопасности
00:16  Мушарраф обещает справиться с боевиками. К 55-летию независимости Пакистана
00:11  АКИpress - У НацГвардии Киргизии будет свой горный отряд спецназа
00:08  "Народное слово" - Рынок и Закон в Узбекистане. Говорят, что по рынкам можно судить о достатке в стране
00:03  В Киргизии новое политдвижение с незатейливым названием - "За отставку Акаева, за реформу для народа"
00:00  Москва и Душанбе ушли на базу... военную. Готовятся 4 новых соглашения
Среда, 14.08.2002
15:34  КазААГ - Транскитайская автодорога приближается к казахстанской границе
15:07  Президент фонда "США-Азия" бригадный генерал Ричард Квик будет награжден киргизской медалью "Данк"
15:06  Поздравить президента Э.Рахмонова с 50-летием альпинисты решили с высоты 6 тыс. метров
14:40  Узбекистан окажет гуманитарную помощь жителям Горно-Бадахшанской области Таджикистана
13:48  РИАН - Более половины государств СНГ относятся к группе стран с низким уровнем дохода
13:19  Украинская компания "Интербудмонтаж" роет под Ашхабадом на глубине 12-17 метров спецтоннель
12:40  Интерфакс - Россия и Таджикистан прорабатывают вопросы создания военной базы
01:44  Правда.Ру - Мусульманские лидеры обещают "изменить Запад"
01:35  Начальник погранзаставы самолично перевозил наркотики. Дело подобного уровня впервые предано огласке
01:07  Америка хочет возобновить связи с Китаем в военной сфере в полном объеме
01:02  IWPR - За 4 месяца из России на родину привезли 30 тел граждан Таджикистана, умерших насильственной смертью
00:58  BBC - Полиция Лондона снимет крестик со своих значков по просьбе полицейских-мусульман
00:55  К Шанхайской организации сотрудничества проявляют интерес Афганистан, Индия, Иран, Пакистан, Монголия...
00:47  EurasiaNet - Турция на волне реформ и в ожидании вступления в Евросоюз
00:42  Финмаркет - Узбекистан и Хакасия решили вместе собирать тракторы
00:38  Конституционное совещание в Киргизии - как способ восстановления доверия народа к власти
00:34  Саранчовый рэкет - 20%. В Актюбинской области впервые за последние 10 лет появилась серая зерновая совка
00:31  Хатами в Кабуле - "Американцам не следовало обвинять в трагедии 11 сентября тех, кто к ней непричастен"
00:27  Конференция E-Commerce Tashkent-2002 будет посвящена развитию электронного бизнеса и АСУП
00:23  Обучение в Китае - за 5 лет и 6 тыс. долларов нужно выучить 4 тыс. иероглифов...
00:18  Транскыргызский экспресс. Железная дорога Узбекистан - Кыргызстан - Китай - один из этапов ТРАСЕКи
00:15  Интерфакс - Лидера Исламского движения Узбекистана Намангани хоронили в Афганистане его ближайшие сподвижники
00:11  Совет улемов Кыргызстана возглавил новый муфтий, а прежний с этим не согласен
00:06  США намерены управлять экономикой Афганистана не менее 10 лет
00:03  В Ташкенте прошла конференция по истории Центразии. Спонсор - Институт азиатской культуры(Корея)
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
З.Нуркадилов (МЧС Казахстана)- "Я не агашка и никогда ничего не лоббировал" (интервью)
11:36 15.08.2002

На вопросы обозревателя газеты "Время" Виктора Верка отвечает председатель Агентства РК по чрезвычайным ситуациям Заманбек Нуркадилов - один из самых ярких и неоднозначных казахстанских политиков, имеющих, по его же словам, "самый большой стаж госслужбы среди действующих чиновников после президента".

Из "досье"
Нуркадилов Заманбек Калабаевич, 58 лет, базовое образование - инженер-строитель. В советское время прошел путь от мастера стройки до первого секретаря Алматинского горкома партии. Был председателем Алматинского горсовета, акимом Алматы, депутатом мажилиса, затем возглавлял Алматинскую область. Бывший президент Федерации футбола, почетный президент Федерации фехтования республики, автор книги "Не только о себе" (1996). Женат, супруга Макпал Жунусова, народная артистка. Совсем недавно, 6 июля, у них родилась дочь - Мерей.

"Вторым" никогда не был

- Заманбек Калабаевич, когда-то вас, мэра столицы, считали фактически вторым человеком в стране. А сегодня поговаривают, что свою нынешнюю должность - председателя Агентства по чрезвычайным ситуациям - вы получили как некий "утешительный приз": дескать, пусть Нуркадилов властвует в своем "чрезвычайном царстве" - лишь бы не делал лишних телодвижений. Уж извините за откровенность, но людская молва - жестокая вещь: говорят, ваша карьера государственного деятеля на этом завершена. Неужто АЧС - действительно ваш потолок?

- Ну, начнем со "второго человека". Я себя вторым никогда не считал. А те, кто меня так называли, - мои недруги, которые хотели рассорить меня с президентом. Я так полагаю... В свое время, когда такие разговоры действительно звучали, я объяснил президенту: это, говорю, ваши и мои враги хотят нас рассорить. Я работал мэром города, позже акимом области, но, повторяю, вторым себя никогда не считал - ни тогда, ни тем более в последнее время. Да и как я могу быть вторым? Вторые сидят в Астане... А что касается "утешительного приза" в "чрезвычайном царстве"... Ну, во-первых, это была моя просьба. Я не хотел ехать в Талдыкорган, потому что мы с Макпал планировали иметь детей. И это свершилось - спасибо Аллаху - через год с лишним. Я не мог покинуть Алматы, когда речь шла о таком серьезном вопросе, как рост численности нашей семьи... А "потолок - не потолок"... Это пустые разговоры.

- Ваши подчиненные вас боятся?

- Нет. Я никогда сам "за страх" не работал, и от других этого не требую. Мне сегодня очень интересно работать в агентстве. Я хочу сделать его мобильным, стройным, способным не просто "разгрести" чрезвычайную ситуацию киркой или лопатой, а предупредить ее, вовремя прийти на помощь людям. Вот недавно, например, я критиковал Институт сейсмологии за то, что они не совершенствуют свою работу, отстают от мирового опыта. Та же Россия ушла далеко вперед в плане сейсмических прогнозов. Я предлагал, чтобы сейсмологи были чуточку подконтрольны АЧС. Тогда бы мы им могли здорово помочь - и в организационном плане, и поддержать материальную сторону.

- Ваше агентство - организация полувоенизированная, со всеми вытекающими последствиями: форма, погоны, специальная физическая подготовка. Как чувствует себя сугубо гражданский человек в этой ситуации? Наверное, поначалу тяжеловато было?

- Гражданский человек или военный - какая разница? Самое главное - знать специфику этой работы. Я все-таки в 1985 году одиннадцать месяцев проработал руководителем Казглавселезащиты. Так что мне легче было разобраться в основной сути данной организации.

Я не "тусовщик", я - другой

Вопрос на засыпку
- Ваш сын Кайрат, насколько известно, занимается автомобильным бизнесом, дочь Куралай - известный модельер, супруга Макпал Жунусова - певица, народная артистка. В таком "звездном" окружении волей-неволей начнешь вести "светский" образ жизни: крутые иномарки, шикарные костюмы, тусовки в дорогих ресторанах и ночных клубах.
- Кайрат автомобильным бизнесом раньше занимался, сейчас он - чиновник, дочь - действительно известный модельер... Но тусовки, "светская жизнь" - это не для меня, я не в том возрасте.

- Приходится ли вам разговаривать с подчиненными на языке родных осин?

- Матом, что ли? Ну это, по-моему, у каждого бывает...

- На каком языке вам легче ругаться - на русском или казахском?

- Ну, по-разному. Я владею обоими языками в совершенстве.

- Заманбек Калабаевич, с вашим именем связывают рождение алматинского песенного фестиваля "Азия дауысы" и пору его расцвета. Сегодня в артистических кругах уже вслух говорят о закате "Голоса Азии". Что, по-вашему, происходит?

- "Заката" я особо не чувствую. Хотя... Я как мэр города провел, по-моему, четыре фестиваля "Азия дауысы". Мы подходили к этому строго, у нас были очень солидные члены жюри. И освещали "Азия дауысы" очень солидные организации - Би-би-си, "Голос Америки", российские, польские, болгарские журналисты приезжали... После меня упустили момент. И до сих пор не могут его поймать. Кстати, у нас до сих пор не развивается шоу-бизнес. Министерство культуры, информации и общественного согласия, которое должно этим заниматься, почему-то игнорирует этот вопрос. К слову: по-моему, не тот путь согласия и развития культуры избрал молодой министр Мухтар Кул-Мухаммед. Пусть он на эти слова не обижается, а внимательно проанализирует свой короткий министерский путь и сделает правильную корректировку. Чем скорее, тем лучше...
Возьмите наше телевидение и, например, французское. Там установлено жесткое правило: в эфире крутят в основном французские песни. А у нас что? Один Запад! Или собственное подражание Западу. На региональном уровне то и дело проходят какие-то конкурсы, но они быстро глохнут. Победителями этих конкурсов никто не занимается, их не раскручивают. Эти талантливые ребята не находят себе применения. А "Азия дауысы" существует как бы сам по себе. И, естественно, не может развиваться. Нет притока, нет альтернативы. Вот что обидно! Организаторы конкурса увлеклись приглашением иностранных исполнителей. Сильно-то увлекаться не надо. У нас своих хватает! Вот на последнем "Азия дауысы" наши заняли второе-третье места. А что дальше? Кто их будет "крутить"? В 2000 году я, будучи акимом области, учредил конкурс "Новый век - новые песни", председателем жюри был известный композитор Еркегали Рахмадиев. Около тысячи новых песен пришло. Где они теперь звучат, кто их раскручивает? Я ушел - и все забыли... Вот потому и к "Азия дауысы" нынче теряют интерес... По-моему, в 1995 году на "Азия дауысы" победил американец. Да ему в лучшем случае на Бродвее петь! А потом, наш конкурс - азиатский, при чем тут Америка?

- Тогда мы американцев и в экономику зазывали. Поэтому, может быть?

- Ну, не знаю. Хотя тогда и исполнителей интересных было больше, и жюри выглядело куда солиднее... А потом мы говорим: дескать, нет национальной идеи, которая могла бы объединить людей, укрепить авторитет государства. Что сегодня знает мир о Казахстане? Казахстан - это наш президент Назарбаев, нефть, Каспий. Конечно, хорошо. Но люди-то живут не одной политикой. Вспомните хоть недавний чемпионат мира по футболу... Кроме политики, спорт, искусство и туризм являются одними из главных аспектов национальной идеи. Именно через них страну узнают в мире...

- Сейчас многие люди с хорошим достатком - бизнесмены, высокопоставленные чиновники - строят жизнь по западным стандартам: ходят в тренажерные залы, сидят на диете, кровь переливают. Вы, честно говоря, мало похожи на человека, увлекающегося всеми этими новомодными вещами.

- Для меня все эти западные штучки действительно не подходят. Это не в моем стиле. Я просто утром делаю гимнастику, стараюсь больше ходить, двигаться... Особой диеты тоже нет. Люблю казахскую кухню - она и не острая, и не постная.

- О вас ходит немало легенд: говорят, вы владеете большими охотничьими угодьями, золото любите?..

- Что не люблю, так это носить или хранить золото. Никогда не носил не только перстня, но даже обручального кольца.

- А как насчет охоты?

- Я не охотник, хотя ружье есть. В жизни не выстрелил ни в одно живое существо. Даже из рогатки...

- А рыбалку любите?

- Рыбалка интереснее охоты. Вода успокаивает, помогает думать.

- Вы можете похвастаться дружескими отношениями с кем-то из бывших и ныне действующих государственных деятелей? С кем конкретно?

- Знаете, дружба - очень глубокое философское понятие. Товарищеские отношения - другое дело. Такие отношения поддерживаю в основном с бывшими руководителями. С Байкеном Ашимовым, Аухадиевым, Гукасовым, Ежиковым-Бабахановым, могу назвать еще много фамилий. С действующими чиновникам у меня ни с одним нет вражды. Практически ни с одним...

Чем больше политика, тем больше в ней грязи

Вопрос на засыпку
- Вы, помнится, говорили, что заявляли президенту о том, что отстроите новую столицу области - Талдыкорган - чуть ли не за половину средств, которые получил нынешний областной аким. Но почему на это затрачено вдвое больше? Мне кажется, вы знаете ответ...
- По моим, как строителя, расчетам, действительно, хватало половины. Почему у Кулмаханова ушло вдвое больше? Может быть, цены изменились или у него другие расходы появились...
- Что вы имеете в виду под "другими расходами"?
- А вы этот вопрос ему задайте!

- А в кулуарах давно ходят разговоры об особо "теплых" отношениях Заманбека Нуркадилова и акима Алматинской области Шалбая Кулмаханова...

- Самое интересное, что он уже в третий раз приходит на мое место - сначала вице-мэром, потом мэром Алматы и вот теперь - акимом Алматинской области. И все время г-н Кулмаханов проявляет какую-то непонятную ревность к моей деятельности. Видимо, никак не может свыкнуться с мыслью, что он только продолжает, что начинал Нуркадилов. Почему он так себя ведет - не знаю. Вот я, например, тоже заменил его в АЧС. И, если честно, считаю, что он здесь многое упустил. Но ведь что-то Кулмахановым было сделано! И я ценю это, стараюсь высветить только хорошее. Он же все время плохое выискивает, какую-то грязь... Главное, не находит и бесится. Бог ему судья!

- Зато вы неоднократно отдавали должное акиму Алматы Виктору Храпунову как руководителю. Говорят, у вас с ним до сих пор сохранились дружеские отношения, он частенько звонит, советуется. Это правда?

- Да, у нас очень хорошие, дружеские отношения. Мы с ним долго работали, он был моим заместителем. Ну, "советуется" - это, наверное, сильно сказано. Обмениваемся мнениями - бывает. А так - часто видимся, ведь живем в одном городе.

- А как же расхожее утверждение, гласящее: в политике дружбы не бывает?

- С этим я не согласен. На моем теперешнем посту мне нет необходимости под кого-то "копать", кого-то ревновать. Я просто делаю свое дело. Может быть, поэтому ныне действующие акимы, министры, вице-премьеры относятся ко мне с уважением. В этом я всегда убеждаюсь, когда звоню им или встречаюсь. К тому же я по возрасту намного старше большинства из них.

- Что ж, действительно, вы - один из старожилов власти, а если считать советский период, так и вовсе патриарх. Не надоело еще? Не возникает желания бросить все ко всем чертям и заняться чем-то иным? Бизнесом, например?

- Нет, пока еще не надоело. Когда надоест - сам подам в отставку, не дожидаясь, пока выгонят. Бизнесом заниматься не хочу, никогда бизнесменом не был. Не хочу, как сейчас говорят, "крутиться", кому-то кланяться, кого-то подмазывать... Другое дело - уйдя с госслужбы, стать советником в какой-нибудь крупной компании. Об этом, возможно, в будущем подумаю...

- В свое время наша газета писала о бангладешском кредите, полученном МЧП "Замангер" под гарантию акимата Алматы. Деньги так и не вернулись, и по итогам нашего журналистского расследования выяснилось: документы на выдачу кредита подписывал ваш преемник на посту акима Алматы г-н Кулмаханов. И вот теперь в одной из газет вдруг появляется публикация о вашей якобы причастности к тому злосчастному кредиту. Так что же все-таки было на самом деле?

- Повышенный интерес к этой истории меня, честно говоря, поражает. За десять лет независимости нашего государства ушло "в песок" около двух миллиардов долларов кредитов - по самым скромным подсчетам. А зациклились почему-то именно на этих пяти миллионах. Это во-первых. Во-вторых, когда я читаю публикации о "Замангере", расцениваю это как заказные материалы против меня.

- И кто же заказчик?

- В свое время ваша газета задавала этот вопрос г-ну Кулмаханову. Он, насколько я помню, "перевел стрелки" на своих предшественников. То есть на меня. Но я к "Замангеру" никакого отношения не имею и никогда не имел. А что касается Кулмаханова... Насколько уж он завязан с этим "Замангером", я не знаю, но надо было не "стрелки переводить", а честно признаться. Ведь именно его подпись стоит первой на гарантийном письме. Именно под эту подпись "Туран-банк" выдал кредит - и не пять миллионов, а девять (о чем, кстати, писала ваша газета). Почему "Известия"-Казахстан" обвинили меня, не знаю. Пока потребовал опровержения и публичного извинения.

- В публикации утверждалось, что именно вы давали указание подписать гарантийное письмо...

- А я этого не отрицаю! Но кредит был получен не при мне. Я отдал распоряжение, мой зам Храпунов подписал гарантию 20 июня, и в тот же день я ушел с должности акима города. Остальное - на совести банка и Кулмаханова, пришедшего вместо меня на пост мэра. Могу сказать только одно: мне очень жаль...

- Чего именно?

- Того, что ушел, не доведя начатое до конца. Если бы кредит был получен при мне, все деньги ушли бы по назначению. И вернули бы их полностью. И никто не сказал бы: вот, мол, при Нуркадилове пять миллионов долларов неизвестно куда делись...

Галстуков не ношу - люблю свободу

- Раньше, работая акимом, вы всегда в кабинете носили галстук. Почему сейчас не носите?

- Знаете, тогда ко мне много людей ходило - по 20-30 человек в день. А сейчас захожу в кабинет и вешаю галстук на вешалку...

- Зачем?

- Чтоб не стеснял, я, знаете, свободу люблю...

- А одежду вам супруга выбирает?

- Нет, я сам. Макпал только советует.

- В вашей семье глава, конечно же, вы?

- Конечно. Иначе и быть не может.

- Президент объявил о переносе всей тяжести реформ в регионы. То есть местные власти будут отныне самостоятельно строить дороги, школы, больницы, благоустраивать территорию и т. д. Однако процент налоговых отчислений для того же Алматы остался прежним. Что вы, горячий патриот нашего города, об этом думаете?

- Считаю, что сам принцип, подход к налоговым отчислениям правительством выбран неверный. Зная возможности каждого региона, Минфину следовало сначала определиться с расходами бюджета: сколько нужно армии, сколько медицине и т. д. То есть центру. И уже потом сказать акиму того же Алматы: отдай нам, допустим, 70 млрд. тенге, а все заработанное сверх этой суммы оставь себе! А они как делают? Спрашивают: сколько тебе надо? 30 миллиардов? Нет, получишь 20! И начинается торг... Это абсолютно неправильно! Если хотите знать, СССР распался именно по этой причине. Центр хотел все сам распределять. И нынешний центр тоже. И сейчас хочет. А я бы на их месте сделал так, чтобы аким спрашивал у Минфина: сколько республике надо? Вот это было бы правильно!

- Размечтались, Заманбек Калабаевич! Для этого акимы должны избираться, а не назначаться...

- Может быть. И мы к этому придем. Только когда-то, постепенно... Но подходы во взаимоотношениях центра с регионами надо менять уже сейчас. Только тогда можно будет спрашивать с акимов за дороги, школы, больницы. А когда правительство ведет себя, как та "сорока-ворона" (этому дам, этому не дам), - это не дело...

- То есть сейчас все зависит от того, КТО просит и КАК просит, верно?

- Получается так...

- В свое время, уйдя из акимов Алматы в депутаты парламента, вы позволяли себе достаточно резкие заявления в адрес власти и стали фактически оппозиционером. Тогда многие поспешили поставить крест на вашей государственной карьере. Но после переезда парламента в Астану вы получили назначение акимом Алматинской области и вот теперь - председателем Агентства по ЧС. Раскройте секрет такой непотопляемости.

- "Секрет непотопляемости", говорите? А он простой: надо работать добросовестно и честно. Почитайте мою биографию, спросите у простых людей. Вам скажут: на любом посту я выполнял свой долг...

- Да, но, будучи депутатом, вы позволяли себе высказывания, которые для любого другого означали бы одно - конец карьеры...

- (Громко смеется.) конец карьеры, значит... Для тех, за кем есть какая-то вина, может быть, и конец... Меня же не за что зацепить!

- А часто цепляли?

- Бывало. И сейчас цепляют... По крайней мере, пытаются

- За что?

- За язык, наверное. В свое время я при полном зале, в присутствии тогдашнего премьер-министра Кажегельдина заявил, что он враг народа. И что? Так и оказалось. Многие это знали, но молчали.

"Агашкой" не был. И не хочу...

Вопрос на засыпку
- Ходили слухи, что вы входите в число так называемых "агашек", имеющих определяющее влияние на кадровую и вообще на государственную политику. Это правда?
- Я никогда не выполнял роль "агашки". Никогда никого не лоббировал.
- А вообще они существуют - эти "агашки"?
- Черт их знает! При распределении постов, принятии государственных решений я никогда не присутствовал, да и не хотел бы...

- И вы, надо сказать, попали в струю. Экс-премьер теперь - "официальный" враг народа. А последние события добавили к нему еще двоих - Аблязова и Жакиянова. Что вы об этом думаете?

- Когда-то древние говорили: что позволено Юпитеру, то не позволено быку. По-моему, так... У каждого свой потолок. Это во-первых. Во-вторых, прежде чем претендовать на истину в последней инстанции, считать себя достойным президентского кресла, надо спросить себя: что я сделал для народа, для государства? Они же стали критиковать власть - громко, через прессу. И власти это было чрезмерно обидно. Я думаю так... Ведь Аблязов с Жакияновым - совсем молодые люди, они еще не доказали, что стоят хотя бы медный грош. Например, Нуркадилов мог себе позволить назвать действующего премьер-министра врагом народа. И могут ли они, положа руку на сердце, сказать: за нами нет ни хвостов, ни шлейфов, мы абсолютно чисты? В прошлом номере вашей газеты Ермухан Ертысбаев сказал: если бы Аблязов был чист, он на слова президента: "Всех вас могу отвести в суд!" должен был ответить: "А меня - не можете!" Раз промолчал - значит, за ним есть хвост. А раз есть хвост, должен был поджать его и довольствоваться тем, что имеет. Ну а по-человечески мне этих ребят действительно жаль - они молодые, могли еще много пользы стране принести. Тот же Жакиянов мог бы и дальше работать акимом Павлодарской области, а со своими идеями прийти к президенту тет-а-тет и высказать их ему напрямую. В конце концов, ты же государственный чиновник, а не... трибун! Они что, всерьез думали, что их прошлые дела забыты, документы уничтожены? Ничего не забыто, ни одна бумажка не уничтожена! Один умный человек недаром сказал: "Прежде чем входить, убедись, что ты выйдешь". Аблязову с Жакияновым не стоило об этом забывать...

- Вы хотите сказать: уж я-то, Нуркадилов, всегда об этом помнил?

- А разве нет! У меня никогда не было дурацких замыслов, несбыточных желаний. Я не заявлял, что хочу быть президентом или там премьер-министром...

- Кстати, о замыслах. Вы более трех лет возглавляли Алматинскую область. За это время выступили с несколькими инициативами: золотые побрякушки собирали в помощь казне, международный аэропорт в Капчагае закладывали, предлагали сформировать из безработной молодежи военизированные отряды неких "рейнджеров" для поддержания правопорядка...

- Ну, начнем с "побрякушек". Напомню, этот вопрос обсуждался на самом высоком уровне, в присутствии других акимов. Никто ж тогда не сказал: брось, Заманбек, этот бред. Может быть, я был не прав, но ведь искренне хотел помочь стране. А видите, как вышло...
К аэропорту в Капчагае мы если не сегодня, то завтра обязательно вернемся. Сколько сегодня аварий и неполадок с нашими самолетами. Не дай Бог, какой-нибудь из них завтра на город упадет!.. Ни в коем случае не хочу "каркать", но думать-то об этом надо!
А насчет "рейнджеров" - неправда. Такого не было. Речь шла о некоем подобии пионерской или скаутской организации под названием "Мын бала" ("Тысяча юношей"). В древности один казахский батыр собрал тысячу юношей и повел их за собой. Я хотел это возродить через движение юных патриотов, но почему-то не нашел поддержки в республиканском Союзе молодежи...
В России же делают что-то подобное, почему бы и нам не сделать? Пусть уж лучше молодежь объединяется так, чем вокруг бутылки водки или шприца с наркотиком. Мы в Алматинской области такую организацию создали, она, по-моему, до сих пор действует.

- В вашей книге "Не только о себе" вы затронули вопросы развития мусульманства. И чуть ли не предсказали появление бен Ладена.

- Ничего не могу добавить к тем своим словам. Я тогда писал: "Понадобилось немало времени, чтобы церковный престол хотя бы внешне примирился с необходимостью не противоречить переменам, которые приносили с собой прорывы в естествознании, его приложении к прогрессу в промышленном производстве... Церковь была потеснена монархией... Во всем этом, безусловно, сказалось раскольническое подвижничество Мартина Лютера и его последователей...
Казалось бы, по аналогии ждет своего реформатора "Мартина Лютера" мусульманство... Ислам сегодня переживает болезни роста, что было свойственно христианству в долютеровскую эпоху...
И можно только догадываться, какую бурю в исламском мире вызовет появление мусульманского Лютера. Не приходится сомневаться и в том, что по степени ожесточенности борьба ортодоксальных фундаменталистов с реформаторами намного превзойдет ужасы избиения гугенотов. На это предположение указывает не внешняя, а истинно непреклонная строгость канонов, заключенная в самом предмете мусульманства, как религии" (З. Нуркадилов "Не только о себе", стр. 54-55, 1996 г.).
Как вы сами поняли, через пять лет появился мусульманский "Мартин Лютер" в лице бен Ладена. Комментарии излишни...

- На расширенном заседании правительства в Астане президент говорил о том, что простые люди должны почувствовать на себе плоды экономического роста в стране...

- Я могу сказать только об Алматинской области. Какой я ее принял и какой сдал Кулмаханову - это небо и земля. Общаясь с простыми жителями области, я вижу: многие живут небедно, им есть чем заняться...

- Многие - это сколько? Ну, хотя бы примерно...

- 90 процентов населения - точно знаю.

- В том или ином качестве вам приходилось работать со всеми казахстанскими правительствами. При каком из них работалось лучше всего? Терещенко? Кажегельдина? Балгимбаева? Токаева? И что вы скажете о нынешнем кабинете министров?

- Как бы ни критиковали Токаева, его правительство - одно из лучших. Не идеальное, конечно, но по крайней мере на голову выше всех прежних. А новое правительство работает всего полгода. Каким оно будет - жизнь покажет. Премьер-министра я давно знаю. Имангали Тасмагамбетов - честный, порядочный человек. Знает свое место... Думаю, со временем из него выйдет прекрасный премьер.

- Насколько мне известно, вы активно добивались придания Агентству по ЧС статуса министерства. И даже вроде бы проект Указа президента был уже готов. Почему же он не подписан?

- Я этого никогда не добивался. Бумаги, о которых вы говорите, достались мне от предшественника. Сегодня мы подготовили государственную программу развития агентства. Вот выполним ее - тогда и будем говорить о каком-то "статусе". В конце концов, в нашей стране статус решает только один человек - это президент.

- Если вам сегодня предложат войти в правительство, то какая должность вас устроит?

- Я и так работаю в этом правительстве, пускай даже АЧС официально в него не входит. Меня это вполне устраивает. Считаю, что я на своем месте...

Источник - Время
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1029396960


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о защите прав потребителей в рамках ЕАЭС одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов проверил состояние Петропавловского и Сергеевского гидроузлов в СКО
- В Правительстве состоялось заседание Совета по привлечению инвестиций
- Нефтяные игры
- В Правительстве рассмотрели ход подготовки к Олимпийским играм
- В Мажилисе рассмотрели вопросы поддержки региональных СМИ
- Кадровые перестановки
- Определены города и населенные пункты для пилотного проекта по сельскохозяйственной переписи
- Уголовное дело в отношении военнослужащего Ж. пересмотрено
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх