Акаев - наш президент! "Демократические женщины Киргизии" вывели на улицы Бишкека от 40 до 70 тыс. человек 08:57 26.08.2002
ТОКОН ШАЙЛИЕВА: КТО ВЫСТУПАЕТ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИИ, ПРОТИВ НАРУШЕНИЯ - НАКАЗАТЬ!
- Токон Асановна, я понимаю, это вы главный инициатор этого митинга как президент Демократической партии женщин Кыргызстана, и вы же разрешили проведение этого митинга как аким района? - Главный инициатор - это Демократическая партия женщин Кыргызстана города Бишкек. Которая вот Сафронова Любовь Петровна. А я - глава Первомайского района, Токон Асановна Шайлиева, я здесь хожу, чтобы порядок был.
- Но ведь вы разрешили провести здесь митинг, это же ваш район?
- Да, официально поступило заявление и от Демократической партии женщин Кыргызстана за подписью города Бишкек Сафроновой… Не перебивайте!..
- Но президент Демпартии женщин - это же вы?
- Нет, президент - я. Я ничего не говорю. Я же не отказываюсь. Все же знают, и в том числе вы знаете. Поступило заявление где-то, наверное, седьмого… А потом, после них - с поддержкой от застройщиков, от ветеранов, от НПО, от Ассоциации предпринимателей Кыргызстана и другие, я не помню… Ну, разрешили… раз официально обратились. Это санкционированный митинг, с разрешением…
- А мне говорили, что вы как аким собирали людей, давали разнарядки, обязывали быть на митинге. Это правда или лгут люди?
- Ну как это так? Вот вы посмотрите, сколько здесь… и это официально сейчас передают - 43 тысячи. Это неправда. 70 тысяч. Весь парк полный. Справа полный, слева полный. Разве всех можно Токон Асановне собрать? Ну, народ… (В это время Токтаим Уметалиева чуть в сторонке огласила другую цифру - "более 20 тысяч человек". Токон Асановна обиделась.)
- Нет, ну вы чего, в самом деле… подождите… оставьте… не перебивайте… я официально даю информацию… Если честно вот так посчитать, то более 70 тысяч. Ну вы сами же свидетели. Ну не надо лгать, это правда…
- Я не могу вот так, на глаз, определить…
- Я на глаз… Официально передаем 43. Больше семидесяти тысяч… Я потому что специально прошла - там, там, там, там - везде. А что вы так удивляетесь? Народ-то на…
- Я не удивляюсь, я просто спрашиваю. Вопрос Ольги Дзюбенко (Агентство Рейтер): - А почему вдруг такой митинг? Кто обижает президента?
- Потому что вот господа наши Мадумаров, Исаков, Дырылдаев, Тургуналиев… Я читала ихнее заявление, что действительно от имени народа они, значит, дают такое интервью, заявление, что 80 процентов народа поддерживают отставку президента. Поэтому народ вышел… Вышел и свое мнение сказал. Значит, это неправда… это только вот несколько… ну вот как я гражданин, я просто хочу сказать. Я тоже скажу, что абсолютно это неправильно. Ну вы же сами знаете, сколько уже… год будоражат несколько человек. А почему оно так должно быть? Вот сегодня вы убедились, что народ поддерживает президента Аскара Акаева, реформы Аскара Акаева. Особенно - женщины. Женщины республики. Даже был один момент… я не слышала, я была далека от этого… но они же выступили, высказали… И не только женщины. И предприниматели, и ветераны… И… ну кого только здесь не было… Если бы люди не поддержали, они бы не пришли.
Вопрос "МС": - Токон Асановна, я слушала дежурных докладчиков. Люди, которые по бумажке читали, они поддержали. А люди, с которыми я говорила, - они далеко не все поддерживают. Их просто согнали на митинг.
- Абсолютно это неверно. Гришкина Любовь Петровна - она вообще не видела. Она работает… На базаре сидит, торгует. Это член нашей партии. Почему вы говорите - дежурная? Любовь Сафронова. Пожалуйста - она пенсионерка. Почему говорите - дежурная? Абсолютно приехала Айильчиева из Каракола. Она обыкновенная. Просто обыкновенный человек. Никогда не называйте "дежурные", за это придется вам тоже отвечать.
- Почему - отвечать? Это что - оскорбительное слово?
- Ну конечно, оскорбление… (В нашу беседу с акимом вмешался депутат горкенеша Юсупханов: "Хочу поправить человека, задавшего вопрос, - почему обижают президента. Президента нельзя обидеть. Это просто оценка того, что происходит. И вот то, что вы сказали "дежурный"? Вот Шабдрай-Зергер выступал. Вы видели бородатого? Этот человек застройщиков представляет. И когда оппозиция выступает, он говорит, и здесь. У человека есть свое мышление. Я просто хочу подчеркнуть… Я определенно могу сказать, что вот такого интернационального схода людей... мононационального... еще нигде не было.)
- Токон Асановна, у вас есть обращение?
- А почему я должна его вам показать? Приходите официально.
- Дайте, пожалуйста, чтобы мы не с магнитофона писали.
- Полностью пойдет в прессу. Поддержать президента. Кто выступает против Конституции, против нарушения - наказать. Хватит уже. Сколько беззакония у нас …уже год работают… наказать! Почему голословно должны выйти четыре человека … это… должна быть отставка президента? Для этого есть закон. И значит двухпалатный - однопалатный.
- Токон Асановна, скажите, пожалуйста. Вот сейчас здесь, на митинге, все ругают оппозицию. Но она ведь не сама по себе возникла, а на волне народного гнева из-за событий в Аксы. Вы как считаете - что возникло сначала - оппозиция или события в Аксы, когда людей расстреляли?
- Подождите… Вопрос задали, теперь слушайте, не надо перебивать. Аксы - просто так не вышла бы, если бы вот эта оппозиция типа Мадумаров, типа Дырылдаев, типа Турсунбек Акунов, если бы не пошли в народ, если бы не будоражили бы, она бы не вышла. Раз вышла - и оппозиция виновата, и местная власть виновата. Этого не должно повториться. Вот эти оппозиция, вот который… да? Их надо… хватит. Их надо наказать. Если оппозиция - пусть конструктивно с властью вместе сядет и решает, к вывести, например, да? Ну экономику, например. А что это такое? Это вышли четверо, да? Кто они такие? Ну, Мадумаров - мы знаем, кто. Исаков - знаем, Дырылдаев - знаем. Тургуналиев - знаем. Мы же их ставим. Рина, мы же их знаем, правильно же? А почему, интересно, вот эти четыре человека должны решать судьбу? Странно… Народ есть! Спасибо, я больше не могу.
- Токон Асановна, сюда на митинг вы вывели народ. Все правильно, все законно. Вы дали разрешение. А разве людям в Аксы нельзя было выйти на митинг? Почему здесь можно - а там нельзя, и там надо было стрелять?
(В разговор встревает долго молчавшая Токтаим Уметалиева: "А почему вы думаете, Рина Негматовна, что стреляли силовики? Вы прекрасно знаете, кто стрелял и сколько стоило это. Министр этого не давал приказа, во-первых. Придет время, мы назовем - те же Жакишевы, те же Тургуналиевы, те же Турсунбеки Акуновы, это и есть они - организаторы основные. И те, кого позвали, те и расстреляли. Они же вывели толпу на это, разве не так?")
Т.Шайлиева снова берет разговор в свои руки. - Рина, однозначно освещаете. А почему вы хорошего ничего не видите? У нас столько сейчас перемен, в моем районе. Почему ко мне не приходите: "Токон Асановна, как вы красиво все сделали?" Почему только оппозиция? Вам заплатят с Запада хорошие деньги, а вы все говорите: "Плохо, плохо". Нельзя так. Политика должна быть связана с экономикой, все социальные вопросы. Вы же должны быть равноправны, правда же? А вы сейчас опять что-нибудь натворите, что-нибудь напишете… Так нельзя… Вы - журналист, вы должны быть реальной. Ничего не говорю. Оппозиция пусть будет, пусть власть будет. Но я работаю уже 10 месяцев, почему–то ко мне не приходите: "Токон Асановна, вы столько сделали, давайте мы хоть напишем"… А вы все: "Плохо, плохо". Так не бывает. Высказывайтесь реально!
Рина ПРИЖИВОЙТ
23.08.02
|