"ВБ" - Вспомнить все, или Кто первым струсил во время 1-й Баткенской войны. Разборки в стане киргизских генералов 09:51 26.08.2002
ВСПОМНИТЬ ВСЕ
Как быстро летит время. Уже прошло три года с начала вторжения на юг Кыргызстана террористов в августе 1999 года.
Недавнее заявление группы политиков, среди которых был и депутат Законодательного собрания Жогорку Кенеша Исаков Исмаил, о своей решимости добиваться отставки Президента страны вернули меня к событиям августа–сентября 1999 года.
В те драматические для страны дни, когда на юге орудовали банды террористов, которые держали у себя в заложниках десятки мирных жителей и военнослужащих, убивали ни в чем не повинных людей, Президент страны - Главнокомандующий Вооруженными силами Кыргызской Республики назначил меня руководить действиями Объединенной группировки войск по локализации, разоружению и уничтожению бандитов. Я прекрасно понимал, что условия, в которых буду выполнять задачу, крайне сложные. Наличие в руках у боевиков заложников, в том числе четырех японских геологов и генерала Шамкеева, крайне ограничивало свободу наших действий. В этих условиях необходимы были согласованные действия всех должностных лиц и подразделений из различных силовых министерств и ведомств, входящих в состав Объединенной группировки войск, и неукоснительное выполнение приказов и распоряжений Командующего группировкой всеми без исключения. Баткенские события ярко проявили как командирские, так и человеческие качества многих офицеров. Всегда буду благодарен генералам Топоеву, Ормокоеву, Верчагину, Бакаеву, Борубаеву, полковникам Шатемирову, Байзакову, Бекбоеву, Алымкожоеву и многим, многим другим за то, что в те тяжелые дни они были рядом и с достоинством выполняли свой долг воина - защитника Отечества.
Но были и такие, которые в угоду своим непомерным амбициям мешали делу и пытались игнорировать приказы. В последних числах августа 1999 года резко обострилась обстановка на Чон–Алае. На перевале Бок–Баши 13 человек попали в плен. Действия бандитов резко активизировались. Бои шли практически непрерывно. В этой обстановке я принял решение направить старшим Карамыкского направления генерал–майора Исакова, который в то время был первым заместителем министра обороны. Мой приказ им не был выполнен. Я далек от мысли, что Исаков в тот момент проявил трусость, но уверен в том, что взыгравшая в нем амбициозность застила ему глаза и затуманила сознание. А иначе как можно объяснить его слова о том, что он не обязан "исполнять приказы другого генерала, в подчинении у которого два батальона солдат"? Да, Национальная гвардия численно меньше Министерства обороны, но ведь я в тот момент был командующим объединенной группировки войск по локализации и ликвидации бандформирований на юге Кыргызстана с полномочиями отдавать приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения всеми министерствами и административными ведомствами, государственными администрациями и органами местного самоуправления.
Исаков, человек с большим стажем армейской службы, прекрасно знает, что одним из основных принципов военного строительства является единоначалие. Принцип единоначалия дает право командиру исходя из всесторонней оценки обстановки единолично принимать решения, отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Подчиненный, получивший приказ, обязан беспрекословно его выполнить и только после этого может подать жалобу, если считает, что по отношению к нему поступили неправильно. Сомневаюсь, что Исаков не знал данного порядка, описанного статьями 30, 31, 32, 34 Устава внутренней службы Вооруженных сил Кыргызской Республики. Но, несмотря на это, он осознанно пошел на их нарушение, что, в свою очередь, является воинским преступлением. Может быть, выполни он приказ, не было бы той злосчастной бомбежки Кара–Тейита.
Первый заместитель министра обороны по своим функциональным обязанностям отвечает за боевую подготовку войск. Война показала, что войска не были обучены действиям в горах и это прямая вина Исакова. Но у наших бойцов мужества было не занимать, хотя обучаться приходилось на ходу.
Не все офицеры, дослужившись до генеральских погон, проходят испытание огнем войны. Труд солдата, я имею в виду не только рядового срочной службы, любого человека в погонах, нельзя сравнивать с трудом учителя, врача, хлебороба или слесаря. Да, мы не выращиваем хлеб, не строим дома, но всю свою жизнь мы готовим себя к тому, чтобы уметь встать на защиту своего народа. Немногие солдаты доживают до конца войны, а некоторые и до конца одного боя, но это наша профессия. И чего сегодня стоят слова генерала, требующего ухода Президента, когда он в самом начале войны подает рапорт об отставке, не оправдав ни копейки–тыйына народных денег, потраченных на его обучение и обеспечение!
Я горд, что являюсь кыргызом, представителем народа, сохранившего свою культуру, язык, обычаи, свою землю, несмотря на войны, уничтожившие целые государства. Народа, сохранившего себя и в течение почти 3000 лет так или иначе влияющего на ход политических процессов в регионе. Сохранившего способность проявлять великодушие, умение прощать.
Чон–Алай - малая родина Исакова, он там вырос; воздух и вода, хлеб и кровь Алая взрастили будущего генерала. Он хорошо знает край, людей, живущих там. И именно поэтому я направил его в Карамык. Но амбиции взяли верх над долгом. Несмотря на это, народ избрал его депутатом. Люди скорее всего не знали о том, о чем знали другие.
...Этой весной стихия разбушевалась в Гульче и в целом на юге страны. Весь Кыргызстан, а юг - особенно, подвергается натиску стихийных катаклизмов с таким постоянством, что Министерство экологии и чрезвычайных ситуаций у нас не знает перерывов в работе. Быть руководителем данного министерства почетно, но очень ответственно. Здесь нужна реальная работа, за которой не остается времени на пикеты, митинги и акции протеста, любителем которых в последнее время стал Исаков. А ведь какую возможность проявить свои деловые и организаторские качества предоставил ему Президент Кыргызской Республики, когда предложил возглавить это министерство. Но амбиции опять взяли верх! Зачем ему хлопотная и полная тревог должность главного спасателя страны, когда можно спокойно быть координатором (начальником штаба) "движения"?! Очень уж захотелось будоражить людей дешевым популизмом, набирать политические очки и пусть хоть в последней десятке, но все же красоваться в общественном рейтинге...
Гвардии генерал–лейтенант Абдыгул ЧОТБАЕВ
№163 за 23 августа 2002
|