Р.Приживойт - Чем отличается киргизская демократия от тоталитаризма, или Митинги ужаса акаевских пиарщиков 14:57 27.08.2002
НАС ОПЯТЬ ЗАГОНЯЮТ В СТОЙЛО
Чем отличается наша демократия от партократии? Отличий тьма - рынок, президент, частная собственность, безработица, старики на помойках, дети на панели. Но Боже ты мой, как недалеко мы ушли от тоталитаризма и как легко к нему вернуться! То, на чем держался Советский Союз - на способности компартии влезть человеку в мозги, в душу и в койку, на слежке и доносительстве, на страхе людском, на привилегиях для "кремлевских старцев", никуда не делось. Не пропало, не сгинуло, а просто закамуфлировалось под демократию...
Кто мечтал, чтобы вернулись прежние дни с водкой за три семьдесят две и колбасой за два двадцать? (А заодно - с вечным дефицитом всего и вся, с очередями, политинформациями, политзаключенными, партийными съездами и предателем Павликом Морозовым в качестве идеала для детей младшего школьного возраста.) Все еще может вернуться, кроме цен на водку и колбасу.
Свидетельством тому - пятничный митинг в Бишкеке с официальным названием "За демократию и гражданский мир" (неофициальное - в поддержку президента А. Акаева) и другие такие же мероприятия, одномоментно прокатившиеся по республике. В США или в Евросоюзе митингуют зеленые, фермеры, антиглобалисты, геи и лесбиянки. А свои политические симпатии граждане демонстрируют исключительно во время выборов. И запросто могут потребовать импичмента, если душка-президент повел себя плохо. Противно, честно говоря, было смотреть, как Америка выворачивала грязное белье Билла Клинтона. А представьте себе, что с его ведома американская полиция в упор расстреляла пятерых мирных граждан. Где был бы сейчас Билл Клинтон? Да, там бьют дубинками (если граждане безобразничают), пускают слезоточивые газы. Но не убивают же тех, кто просто вышел с плакатами на улицу…
У нас - убили. И забыли бы на другой день, если бы не поднялся аксыйский народ.
Все, что сегодня происходит, - попытка власти любыми средствами заставить народ забыть о ее кровавом преступлении. Забыть об убитых, будто их никогда и не было. Это тоже оттуда, из того нашего совсем недавнего прошлого, в котором миллионы были замучены и расстреляны без суда и следствия - и без последствий для убийц. Что такое на фоне тех миллионов эти пять-шесть жизней? Пустяк, за который НИКОГО НЕ НАКАЗАЛИ, зато МНОГИХ ОТБЛАГОДАРИЛИ.
Где наш великий гуманист Чингиз Айтматов? Почему народный писатель с мировым именем делает вид, что ничего особенного не произошло? Он, заставлявший нас плакать над судьбами простых земляков, после аксыйских событий стал говорить об извечном противостоянии юга и севера. В своем романе он назвал манкуртами тех, кто забыл о предках, предал их память. И сам предал соглашательством с властью своих расстрелянных современников. За один только "Белый пароход" он заслуживал Нобелевской премии. Чего он заслуживает сегодня?
Почему окрысились на оппозицию и на независимые газеты правительственные и иже с ними СМИ? Потому что это гарантированный кусок хлеба в стране, гордо называемой демократической. Плевать на права человека, плевать на самого человека, на сколько угодно человек. Лишь бы кусок не отняли. Эти холуи власти вопят, что независимые СМИ за деньги выполняют заказ заокеанских грантодателей, но ни разу не возмутились, что Кыргызстан живет на подачки тех же самых спонсоров. И что в обоих случаях все эти деньги выделяются на развитие демократии. Поддержка помогает свободным от власти газетам действительно работать на демократию - писать правду, бороться за права и свободы граждан. А что делает власть, выклянчив очередную порцию допинга в баксах? Кормится сама, кормит своих прихлебателей - и готова уничтожить каждого, кто смеет ей противоречить.
Все эти Болоты, Темирбеки, Аманбеки и Осмонакуны до судорог боятся, что придется покидать насиженные места у кормила. Удивительно, как сходны по звучанию слова кормило (руль судна) и кормушка. Рулить страной и кормиться одновременно - предел мечтаний нашей властной элиты. Она перегрызет глотку любому, кто посмеет покуситься.
Кулов сейчас, как Ленин в подполье. Сидит и разрабатывает политические программы. Но Ленин готовил кровавую революцию, а Кулов согласен на бескровную. И даже не на революцию, а на смену власти, тихую и спокойную, по желанию самой власти. Потому не опасен, а может даже пригодиться. Его промурыжат, наверное, до сентября, а уж там могут и выпустить. Или не выпустить - как карта ляжет.
Имена самых опасных оппозиционеров так часто на все лады повторяли выступавшие на митингах в столице и Чуйской области, что, хочется надеяться, теперь даже люди, далекие от политики, крепко запомнили, кого наша власть всей душой ненавидит. То есть, как сказал один из сторонников президента автору этих строк, митинг - это "шоу, способное оттолкнуть от А. Акаева, а не привлечь к нему людей". А значит, привлечь симпатии именно к тем, кого так дружно хаяли с трибуны ораторы. Стало быть, организаторы манифестаций добились результата с точностью до наоборот. Что и следовало доказать.
Истинная причина этих контрмитингов - ужас наших политических пиарщиков перед обещанным в сентябре маршем аксыйцев на Бишкек. Кто поверит, что главная цель манифестаций предыдущей недели - стабилизация в обществе? Ведь не было ничего проще для достижения этой цели - наказать истинных виновников аксыйской трагедии. Однако с них не упало ни волоска, они обласканы президентом, как первые космонавты. Не его же слепота тому виной? Он человек умный, имеет, по свидетельству подхалимов, высочайший IQ. И если этот могучий интеллект не позволяет просчитать последствия подобных действий, значит, президент понимает, что должен наказать за расстрел в Аксы самого себя. Как главнокомандующего. Как гаранта Конституции.
скар Акаев вернул в парламент закон об аксыйской амнистии с возражениями, достойными пера самых выдающихся деятелей мировой демократии. Аскар Акаев встретился с четырьмя представителями оппозиции, трое из которых в строгом смысле не оппозиционеры, они уже центристы. Но последующие действия не оставляют сомнения в его намерениях любой ценой остаться у власти, по крайней мере, до конца президентского срока.
Вместо конкретных мер последовали митинги, на которые народ буквально выгоняли. Председатели квартальных и домовых комитетов обходили квартиры, дома и записывали "добровольцев", в частном секторе старикам прозрачно намекали на лишение льгот (например, угля по более низкой цене), если они не выйдут на площадь. Акимы собирали директоров школ и главврачей и давали указание вывести всех работающих. Как и следовало ожидать, речь шла о бюджетниках - врачах, учителях, служащих госучреждений. Само собой, в первую очередь в ряды митингующих должна была влиться милиция. Кое-где выдавали долгожданную зарплату с условием посещения митинга, в других местах грозили лишить и зарплаты и работы в случае отказа.
А на площади люди, которые вроде бы добровольно вышли поддержать действующего президента, бросались прочь, завидев журналиста, или отказывались отвечать на вопросы, или мямлили что-то невразумительное, отводя глаза. Или просили ни в коем случае не называть их фамилий и не фотографировать. Большинству было стыдно высказываться в его защиту и страшно - против. Откровенны были лишь те, кто искренне (или по долгу службы) поддерживает Аскара Акаева.
Меня потрясли слова старой женщины, которая тоже не хотела, чтобы ее фамилия была напечатана в газете. Ей 86 лет. У нее в трудовой книжке была единственная запись. 42 года она проработала в кузнечном цеху одного из заводов. "Я работала в аду. Никто - ни депутаты, ни президент - не могут себе представить, что это за труд. Орден Ленина мне вот тут (кивок на прежнее здание Совмина) вручали". За 42 года ада она получает аж 900 сомов. Хватает заплатить за коммунальные услуги. Еще хватает на хлеб и на воду. На простую цепочку к православному крестику - не хватает, и он висит на стареньком размочаленном шнурке. Этот шнурок меня добил. А какая красавица была в молодости, наверное. И сейчас еще огонь в глазах мелькает… И тут же гаснет. У нее тоже в генах страх. Хотя всего, чего можно было лишить, ее уже лишили. Молодость и здоровье остались в кузнечном цеху. Спокойная обеспеченная старость - в программах по преодолению бедности. Так чего она боится? Того, чего всю свою жизнь боялись советские люди: власти.
Причем так привыкали бояться, что уже и не понимали, страшно им или нет. Когда не высовывались, ходили по одной половице, получали копейки, которых хватало купить шифоньер, пару чолпоновских туфель и летом съездить в отпуск, уже было замечательно. Конечно, по сравнению с ГУЛАГОМ - счастье. По полжизни копили и стояли в очереди на машину, покупали и берегли всю вторую половину жизни - это был полный апофеоз. По 10-15 лет стояли в очереди на бесплатную квартиру, и потом профком их в эту квартиру до самой пенсии носом тыкал - благодари советскую власть и родное производство, это тебе не их проклятый капитализм. Здесь ты - гегемон, а там рабочим квартир не дают. О том, что там рабочий, ровня нашему слесарю 5-6 разряда, мог позволить себе машину без очереди, собственный дом и отпуск где-нибудь в хорошем месте, наш гегемон и не подозревал. Он думал, что это - ихняя пропаганда. Про нашу пропаганду и думать было неохота. Лишь бы не трогали да после работы можно было на пузырь скинуться - и гори оно все синим пламенем. Но как холерный вибрион способен сохраняться в почве десятки лет, так и страх в людских душах. Почва для него всегда унавожена.
Государственное устройство 11 лет, как поменялось, а страх говорит: иди, куда скажут, делай то, что велят, спереди не суйся и сзади не отставай. Какие мы были в общей массе рабы, такими и остались. Так нужно власти. 80 процентов населения у нас за чертой бедности не потому, что власть неспособна была сохранить и приумножить то, что в Кыргызстане оставалось после распада Союза, плюс то, что нам от щедрот своих отвалили старые демократии. Хватило бы и навороваться досыта, и экономику поднять. Но именно последнее власти и не нужно. Маленькая страна, в которой много умных, предприимчивых людей, очень быстро могла превратиться в процветающую, а ее народ - прокормить себя сам. И стать действительно самостоятельным и независимым. А власть бы ему служила, как и положено при демократии, и отчитывалась за каждый свой шаг. Вот какой "ужас" мог произойти. Но не произошел - рулевые у кормила не позволили…
Сегодня на наших глазах идет не просто откат от демократии, а бесстыдная реанимация тоталитарных методов управления. Нас опять загоняют в то же стойло, в котором мы почти 75 лет простояли молчком. А чтобы не думали, не анализировали, не возмущались рабским положением, нас пытаются запугать оппозицией, аксыйцами. То есть нас опять стравливают - север с югом, народ с оппозицией. Ничего нового власть не изобрела и с тупым упорством штампует из своих оппонентов врагов народа, письма против оппозиции, митинги в защиту демократии.
Надеяться на то, что конституционная реформа, которую намерен произвести Аскар Акаев, будет иметь в виду изменения к лучшему, бессмысленно. 8 лет назад он нам такое уже обещал. Получилась автократия: глава государства имеет в виду и правительство, и парламент, и народ. Еще раз позволим - еще раз получится. Тех же щей да пожиже влей. Только жаловаться потом будет уже совсем некому. Не будет ни оппозиции, ни свободы слова - даже в том странном дискретном виде, в каком она существует сейчас.
Чехов по капле выдавливал из себя раба. Хорошо было Антону Павловичу - он не знал, что такое советская власть, гораздо более преступная, чем царизм. Мы знаем, поэтому нам труднее. А начинать все равно надо. Живой пример перед глазами - аксыйцы. Их уже не запугаешь. И опасаться нам нужно не их марша на Бишкек, а провокаций, на которые так горазды советники президента, его советчики и рьяные исполнители на местах.
Рина ПРИЖИВОЙТ 27/08/2002
|