А.Ниязи (директор института ЦентрАзии): Афганистан - мир через устойчивое развитие 00:00 28.08.2002
АФГАНИСТАН: МИР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ
Афганистан остро нуждается в программе развития. Причем в программе с новыми, неординарными идеями и технологиями социально-экономического строительства. Главная ее задача - получить от вкладываемых средств быструю и ощутимую отдачу в экономике, социальной и культурной сферах минуя революционные потрясения. В этой связи уже в ближайшее время необходимо выработать концепцию развития Афганистана и приступить к практическому внедрению ее элементов. Для этого требуется международная помощь ученых и специалистов. Но окончательное решение по выбору пути развития остается, конечно, за афганцами.
Есть два варианта. Первый это так называемый догоняющий путь развития. По нему в последние десятилетия шли многие государства Азии, Африки и Латинской Америки. По сути, это устаревшая индустриально-сырьевая модель экономики, будь то с капиталистическим или социалистическим лицом. Ориентация третьего мира на догоняющее развитие строилась на попытке повторить опыт развитых стран. Однако, в силу собственной социально-культурной, ресурсной, демографической, природно-климатической специфики, мирового разделения труда и капитала, он столкнулся на этом пути с массой острейших проблем, которые большинству стран постиндустриального мира были неведомы. Опыт большинства развивающихся стран двигавшихся в этом направлении плачевен. Значительная часть государств с сырьевой направленностью экономики не добились желаемых успехов, а потенциал политических и социально-экономических кризисов в них даже возрос.
Сейчас уже доказано, что экономический рост напрямую не связан с ресурсами. Природные богатства обеспечивают благополучие только при прочих равных условиях. Но наличие значительных месторождений обычно делает эти условия неравными. Финансы и научно-технический интеллект работают преимущественно в одном направлении. Приходит в упадок сельское хозяйство, не развиваются другие отрасли экономики, наносится огромный урон окружающей среде, который впоследствии может давать государству и обществу больше убытков, нежели прибыли от сырья. К примеру, во многих странах мусульманского мира форсированная индустриальная модернизация вызвала схожие проблемы: монокультурную направленность сельского хозяйства, сырьевую ориентацию промышленности, функционирование крайне опасных для местных экосистем индустриальных производств, возрастающую нехватку водно-земельных, энергетических и продовольственных ресурсов на фоне быстрого демографического роста. Индустриализация преимущественно аграрных и традиционных в своей основе обществ, сопровождавшаяся игнорированием природно-климатических условий, демографической ситуации, подрывала и мусульманскую культуру. В конечном счете, такой путь привел к разрушительным последствиям, как для окружающей среды, так и для самих обществ, обернулся деградацией во многих сферах жизни. В свою очередь деградационные процессы в биосфере и социуме вызывали повышенный уровень конфликтогенности, социальной агрессивности, направленной во вне и во внутрь. Такие процессы, кстати, наблюдается у нас в Средней Азии и на Кавказе. Поэтому считаю, что повторение устаревшей индустриально-сырьевой схемы развития в Афганистане изначально несет в себе потенциал нестабильности.
Есть отрасли, социальная и экономическая отдача от которых растягивается на десятилетия. Кроме того, предлагаемые для Афганистана на начальном этапе его восстановления многие крупные индустриальные проекты игнорируют важнейшие социально-культурные и экологические факторы страны - нехватку пригодных водно-земельных ресурсов, превалирование сельского населения над городским, его маргинализацию, привязанность большинства населения к земледельческо-ремесленному и кочевому образу жизни, традиционным ценностям и укладам. Это совсем не значит, что, например, следует отказаться от прокладки газопровода через Афганистан из Туркмении. Несколько крупных стратегических проектов даже необходимы, если они имеют миротворческое политическое значение и не выводят из оборота дефицитные плодородные земли и водные источники. Несомненно, надо сажать и хлопок, но делать это по новым технологиям и не превращать его в монокультуру. Речь идет в целом об опасности строительства в Афганистане устаревшей индустриально-сырьевой модели экономики. Такая модель, кстати, подорвала изнутри поступательное развитие соседнего Таджикистана, вызвала массу глубинных причин внутритаджикского конфликта. Так что пример, как говорится, под рукой. Альтернатива -это второй путь, о котором я упомянул, называется моделью устойчивого развития. В основе его лежит концепция сбалансированности экономического и общественного устройства с традиционной культурой, передовыми технологиями и окружающей средой. Другими словами это та социально-экологическая схема развития, в которой хозяйственная деятельность человека не разрушает культуру и природу, - то есть - взаимоподдерживаемая, гармоничная система отношений человека с окружающим его миром. По сути, это новая парадигма развития. К устойчивому развитию приближаются пока лишь некоторые европейские государства. Но идея эта в различных проявлениях набирает силу и на Западе и на Востоке. Она завоевывает все более широкие позиции и среди мусульманских теоретиков развития. Эра, в которую человек попытался стать царем природы и даже занять место Всевышнего уходит. Сейчас он все больше ощущает потребность жить в мире с самим собой, природой и, в конечном счете, с Богом.
Конечно, к новой парадигме развития, которая все отчетливее трансформируется в определенную "зеленую альтернативу", все движутся собственными дорогами. Одни ставят на первое место технологии, другие - веру, но направление пути - одно, троп - много. Думаю, теория устойчивого развития способна объединить альтернативные индустриально-потребительской системе течения на глобальном уровне. Она интернациональна, открыта для передовых идей Востока и Запада, способна впитывать опыт различных культур. Вокруг нее объединяется лучший интеллект планеты. Напомню, что работа над ней начиналась и продолжается под эгидой ООН.
Концепция устойчивого развития - фундаментальный взгляд на наше будущее, который охватывает все сферы бытия - от проблем экономики и экологии, самоорганизации общества до вопросов воспитания и ценностных ориентиров. Но в русле этой концепции решаются вполне конкретные задачи, связанные с вопросами демографии, местного самоуправления, альтернативной энергетики, сбалансированного сочетания новых технологий с традиционными. Применительно к Афганистану работа предстоит в области ирригации, развития солнечной и ветровой энергетики, малых ГЭС, новых сельхозтехнологий, перерабатывающей промышленности, профессионального образования, поселенческой политики, социальной сферы, развития горных территорий. При этом необходимо будет учитывать специфику всех афганских регионов, культурных и хозяйственных традиций, психологии людей, их населяющих.
Как раз этим мы сейчас и занимаемся. Создаем международную группу, обозначаем главные направления проекта, детализируем их по регионам. Уверяю вас, что специалистов достаточно. Существуют передовые наработки по развитию горных территорий, экостроительству, в области энергетики, ирригации, сельхозтехнологий, и т.д.. Так, что при международной поддержке за несколько лет вполне возможно создать основу для устойчивого развития Афганистана. На мой взгляд, в мировой практике впервые появляется уникальный шанс поднять из руин разоренную страну на качественно иной уровень развития. Тем более, что сегменты индустриально-сырьевой экономики в Афганистане не развиты и, как говорится, с чистого листа начинать проще. Намного сложнее, к примеру, вводить элементы устойчивого развития в среднеазиатских республиках, с унаследованными от советской эпохи индустриально-сырьевыми схемами развития. Эта устоявшаяся за десятилетия модель крайне неповоротлива и консервативна.
Не отвергая становления современного промышленного сектора в экономике Афганистана, мы предлагаем постепенные и сбалансированные шаги в направлении его социально-экономического развития. На наш взгляд, долговременного благополучия в этой стране удастся достигнуть не столько за счет ресурсов, сколько благодаря передовым технологиям, уровню образования, развитию науки, разумным законам и их четкому исполнению, инвестициям в производство и переработку продуктов сельского хозяйства, легкую промышленность.
Приоритетная задача возрождения Афганистана - подъем села. Без этого традиционную аграрную страну из экономической отсталости не вытянуть. Решение проблем городов, развития других отраслей экономики лежит первым делом в решении проблем сельской местности. Это фундамент афганской модели модернизации и с него надо начинать. Развитие промышленности должно быть теснейшим образом увязано с аграрным сектором экономики.
Другая, не менее важная задача - избежать резкой поляризации общества на горстку богатых и массу бедных, что обычно происходит в развивающихся странах при либерализации экономики по западным стандартам. Такая поляризация обычно растет в них наибольшими темпами при экспортно-сырьевой направленности промышленности и широких, но слабо контролируемых потоках зарубежной гуманитарной помощи. С целью предотвращения резкого социального расслоения понадобятся регулирующие механизмы в виде совместных планирующих и контролирующих ведомств, состоящих из представителей международных организаций, правительства, местных органов самоуправления. Подчеркну, что разумная социальная политика так же важна для экономического роста, как и продуманная экономическая стратегия. Это, к примеру, показывают последние исследования Международного банка развития, в которых отмечается, что в странах с небольшим неравенством доходов увеличение темпов роста эффективнее влияет на сокращение бедности, чем в странах с высоким уровнем неравенства. Если же в процессе роста распределение доходов ухудшается, сокращения бедности почти не происходит. Не менее важно привлечь традиционные институты к процессу устойчивого развития. Их роль в афганском обществе велика. Афганистану удалось сохранить созидательный настрой жизни именно благодаря стойкой культурной и хозяйственной традиции, вековой общинной трудовой этике. Духовный потенциал для строительства новой жизни среди афганцев огромен. Справедливость - главный религиозно-общественный принцип того устройства, к которому они стремятся. На этом построена доминирующая в Афганистане крестьянско-ремесленная мусульманская культура. И из нее в первую очередь следует исходить в планировании развития страны. На мой взгляд, традиционные нормы бережного отношения к водно-земельным ресурсам, устои, оберегающие духовное и физическое здоровье человека, исламский призыв к умеренному потреблению, равновесию личных и общественных интересов вполне органично вписываются в социально-экономические и экологические рамки модели устойчивого развития. Передовые эколого-социальные технологии развития при их разумном применении могут удачно лечь на матрицу отработанных веками общественных отношений и связей, вплетая их в обустройство жизни. Многие десятилетия назад выдающийся философ и поэт Азии - Мухаммад Икбал заметил, что Афганистан сердце исламского мира и как будет развиваться эта страна, так и будет жить остальной мусульманский мир. Более того, уже сейчас становится ясным насколько серьезно зависят от событий в Афганистане отношения Востока и Запада, развивающихся стран с развитыми. Вокруг Афганистана фокусируются актуальнейшие проблемы планеты, а нынешний перелом в его судьбе удивительным образом совпадает с невиданным обострением глобальных противоречий. Они затрагивают уже все человечество как единый организм. Средоточие внимания мира на Афганистане происходит в крайне ответственный и переломный момент для жителей Земли - в момент небывалого планетарного кризиса, суть которого кроется во взаимоотношениях человека, природы и Творца. И я думаю, что возрождение Афганистана на основе передовых идей и технологий развития продемонстрирует пример реального созидательного сотрудничества цивилизаций, послужит блокированию деструктивных проявлений в процессе глобализации.
Азиз НИЯЗИ, директор института Центральной Азии, руководитель проекта "Афганистан: мир через устойчивое развитие"
|