"... В час измены Сапармураду Туркменбаши Великому да прервется дыхание мое". Башизм жив! 00:15 05.09.2002
Башизм – это есть коррумпированная власть плюс рухнамизация всей страны
Арслан Мамедов (Ашхабад), 03.09.02
(на снимке: Первый раз в первый класс в Туркменистане: "... в час измены Сапармураду Туркменбаши Великому да прервется дыхание мое".)
Дети, как известно, - наше будущее. Действующее в современном цивилизовнном государстве законодательство должно обеспечивать специальную защиту ребенка и предоставлять возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно.
Одним из основных условий гармоничного развития ребенка, с тем чтобы он впоследствии стал конкурентоспособным специалистом в сфере избранной им профессиональной деятельности, является обеспеченное право на получение образования.
Я не говорю сейчас о платных учебных заведениях, которые каждый волен выбирать в соответствии с собственными финансовыми возможностями. Тем более, что в Туркменистане платное образование практически отсутствует. Речь идет о бесплатных государственных школах. Однако, чтобы их чадо могло реализовать свое гражданское право на образование, родителям в Туркменистане приходится раскошеливаться на весьма существенные по сегодняшним меркам суммы.
Ашхабадская школа № 7, традиционно одна из самых престижных в городе, сегодня стала также одной их самых "дорогих". В этом году школа набрала 2 русскоязычных класса по 45 малышей в каждом. Каждый из них обошелся своим родителям в круглую сумму от 300 до 500 долларов: для того, чтобы попасть в русский класс, приходится предъявлять веские зеленые "аргументы". Таким образом, только здесь было собрано около 25 тысяч долларов. И это только "русские" классы. А если учесть, что они значатся под индексами "Г" и "Д", то резонно будет предположить, что "А", "Б" и "В", даром, что "туркменские", также принесут кому-то неплохой доход. Не так жалко было бы, если бы хоть какая-то часть из этих денег была пущена на благо учебного заведения, на улучшение условий и повышения качества труда учащихся и преподавателей. Но ни учителя, ни ученики не получат ни цента. Ни наличными, ни в виде учебных пособий, парт или электрических лампочек в классных комнатах. Для того, чтобы понять, куда отправятся и как будут распределены плоды этой нечистой коммерции, следует взглянуть на общее устройство системы власти в Туркменистане.
Разглагольствуя на Чарджоуском маслахате о принципах подбора руководящих кадров, С. Ниязов не договорил. Он не сказал о самом главном, решающем этапе проверки годности потенциального руководителя к практической деятельности во главе госучреждения, будь то школа, завод, посольство, министерство, строительно-монтажное управление, отделение милиции или химчистка. Что интересно, этот метод получения ответственных должностей действует в Туркменистане уже давно, без всякого одорбрения народного совета. Окончив проверку родословной кандидата до "третьего колена", вышестоящее начальство называет тому цену, которую следует уплатить аккуратно и в срок. Не сможешь – и ни твои колени, ни какие-либо другие части тела уже никого не будут интересовать. На твое место найдется много кандидатов. Бесплатно в Туркменистане работу получить невозможно. Вице-премьеры носят деньги президенту, министры – вице-премьерам, отраслевые функционеры – министрам и так далее до самого основания этой порочной пирамиды, где находятся учителя, врачи, рабочие – рядовые граждане Туркменистана. Они тоже вынуждены платить за свое рабочее место – никому не хочется попасть под "сокращение". Ведь сегодня реальной стала угроза заполнения многих рабочих мест "воинами" специализированных соединений. Возникает порочный круг: трудовая армия создает безработицу.
Когда я ходил в школу, учебников было много, и брал я их в библиотеке. Сегодня в Туркменистане учебников нет вовсе, а "Рухнаму" почему-то нужно покупать самому, несмотря на то, что изучение этой дряни включено в государственную программу школьного образования. Сам Ниязов хвастается, что он буквально не вылезал из институтской библиотеки в бытность свою ленинградским студентом. Очень сомневаюсь, чтобы это было так, но возможность такая у него была, это факт. Бесплатная, заметьте. И вот, якобы начитавшись (на халяву) учебников по истории, литературе и виноградарству, "великий просветитель" Сапармурад Хаджи решил скомпилировать прочитанное, разбавить собственными фальшивыми воспоминаниями и завалить этой чушью книжные магазины страны, не забыв предварительно выбросить все, что там продавалось раньше. А выбрасывать было что. Еще в 80-е годы, помню, в Ашхабаде можно было купить такие книги, которые в Москве "днем с огнем" не сыщешь. Да и не так давно, лет 5 назад, я лично приобрел в одной из ашхабадских книжных "комиссионок" собрания сочинений Фазиля Искандера, Сергея Довлатова и двухтомник Джона Апдайка. Сегодня все это заменено "трудами" другого автора. "Трудов" этих, вопреки ожиданиям, не так уж и мало: "Рухнама", которую сегодня "читают" все, и сотня других, менее монументальных, которых никто не читал и вряд ли когда-нибудь прочитает – что-то вроде "Как правильно отваривать верблюжью колючку при поносе".
Ашхабадцы должны помнить на одном из зданий по улице Айтакова сохранившийся с советских времен рекламно-патриотический лозунг "Одежда ребенка – часть его удивительного мира". Откуда он взялся и кому принадлежит авторство, я не знаю, в те времена Ниязов еще стеснялся афишировать собственную глупость. Признаюсь, что ни в одном городе бывшего СССР я подобного не встречал. Смотреть на это чудо пропаганды без смеха было невозможно – большинство подобных советских архаизмов вызывали улыбку моих современников, но сегодня в Туркменистане этот незатейливый текст стал актуален, как никогда. Глядя на запуганных малышей-первоклассников в черных галстуках и тюбетейках, со страхом осознаешь, что их мир воистину удивителен. Окруженные портретами странного "дяденьки" с пушистыми бровями и большим носом, с самого раннего детства эти дети были лишены элементарных детских радостей. А ведь я еще не говорю о тех, у кого нет денег даже на тюбетейку...
Г-н Ниязов затеял опасную игру на выживание. Все пущено в ход: национализм, шовинизм, исторический нигилизм, интеллектуальный геноцид, и прочие орудия массового уничтожения людей. Он мнит себя продолжателем рода не только туркмен, но и всех тюрок. Жаль, что история не может дать возможности Огуз-хану или Тогрул-беку увидеться с Ниязовым один-на-один. Многие вопросы были бы сразу сняты.
|