"Кандагар" - Невыносимость афганского бытия в фильме иранского режиссера. В главной роли Пазира Нилоуфар 01:53 10.09.2002
"Лента.ру" - Невыносимость бытия афганского народа глазами иранского режиссера. 9 сентября в российский прокат в рамках проекта "Кино без границ" выходит фильм иранского режиссера Мохсена Макмальбафа "Кандагар" (Safar e Ghandehar, 2001). Главную роль в картине исполнила Пазира Нилоуфар (Pazira Niloufar).
"Кандагар" /"Safar e Ghandehar"/ Режиссер: Мохсен Махмальбаф /Mohsen Makmalbaf/ Франция - Иран 2001 жанр: драма-роуд-муви продолжительность: 85 мин.
Фильм конкурсной программы Каннского фестиваля 2001 года и завоевал "Приз экуменического жюри". Фильм-участник авторской программы Петра Шепотинника "8 с половиной фильмов" на XXXIII Московском МКФ 2001.
Абсолютный шедевр, пользовавшийся на Каннском фестивале у прессы одним из самых высоких рейтингов среди фильмов конкурсной программы.
Последний фильм 44-летнего мэтра иранского кино Мохсена Мохмальбафа (бывшие в нашем прокате "Миг невинности", "Габбех") - полудокументальная история о женщине, путешествующей в поисках свой сестры через весь Афганистан в Кандагар, где, как она надеется, и живет ее сестра. По дороге с ней происходит масса захватывающих событий, заодно демонстрирующих изнутри жизнь самой горячей точки планеты 21 века. Ее гидами в странствии становятся самые разные люди: человек, соглашающийся выдать ее за одну из своих жен; мальчик, выгнанный из школы; приехавший из Америки доктор-самоучка. Перед нашими глазами разворачивается сюрреалистическая история, происходящая в самой гуще суровой реальности жизни.
***
Нафас родилась и выросла в Афганистане. После нескольких лет жизни, проведенных в условиях войны она покинула родину и отправилась в Канаду, где сумела стать журналисткой. В Канаде Нафас получила письмо от своей сестры, потерявшей на мине ногу и так и не сумевшей покинуть Афганистан. Сестра Нафас написала в письме о невыносимой жизни женщин в условиях нового порядка, насаждаемого талибами. Безысходность подвела ее к мысли о самоубийстве. Чтобы спасти сестру, живущую в Кандагаре, Нафас нелегально пересекает ирано-афганскую границу.
Простой сюжет фильма Макмальбафа и раскрыт самыми простыми средствами. В "Кандагаре" нет завораживающей работы художника или актеров со статусом мировых звезд, нет завораживающей музыки и даже динамичного сценария. Главное в этой картине - ни с чем не сравнимая уникальная атмосфера. Зритель XXI века погружается в мир средневековья, который царит всего в нескольких сотнях или тысячах километрах от него.
Афганистан с его измотанными многолетней войной, голодом и нищетой жителями представляется очень страшной страной, которой, кажется никогда не выбраться из серости и запустения. Безысходность ситуации создатели фильма подчеркивают однообразными, унылыми пустынными пейзажами и весьма своеобразными диалогами героев. Форма этих диалогов полностью превалирует над их содержанием, на которое постепенно совсем перестаешь обращать внимание.
Фильм Макмальбафа призван прежде всего обратить внимание на ужасную жизнь афганских женщин. Потому главные герои "Кандагара" почти не снимают паранджи. Однако остальные аспекты афганского быта в условиях режима талибов не могут оставить зрительского внимания. Эпизод, в котором десятки одноногих людей наперегонки бегут к сброшенным в пустыню с вертолетов Красного Креста протезам, является, наверное, самым шокирующим не только в иранском кино.
|