Митрополит Ювеналий - Причина терроризма не в Исламе, а в бедности (речь на конференции) 00:10 12.09.2002
ВЫСТУПЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ НА КОНФЕРЕНЦИИ "ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ. ВЕК XXI"
10-11 сентября в Москве во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы проходит XII Международная конференция памяти протоиерея Александра Меня, в этом году посвященная теме "Христианство и ислам. Век XXI". При открытии конференции выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В конференции также приняли участие митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС МП, ряд других православных священнослужителей, духовные лидеры ислама, государственные и общественные деятели, ученые, публицисты.
Ежегодно после трагической кончины протоиерея Александра Меня вместе с его духовными чадами мы собираемся для молитвы о упокоении его души.
Уже стали традиционными и конференции, выступая на которых, имею возможность поделиться с вами своими мыслями о насущных проблемах современного разделенного мира, о трудностях и героических страницах исторического пути Русской Православной Церкви и нашего народа.
На нынешней конференции мы обращаемся к теме: "Христианство и ислам. Век XXI". Вопрос этот имеет многовековую историю и действительно заслуживает нашего самого пристального и доброжелательного внимания.
По милости Божией, человечество продолжает свой сложный и многотрудный путь во времени. При следовании воле Господа люди пребывают в мире, покое и благоденствии, а помрачаясь разумом -низвергаются в пучины войн, катастроф и несчастий. Свободная воля - Божественный дар. Она может и вознести нас на вершины духа, а, если злоупотребляем ею, - повести по дорогам страданий и слез. Прозирая будущее мира, Бог хранит его от гибели, ожидая исправления людей. "Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был" (Иез. 33.11).
Так случилось, что ныне в мире существуют различные вероисповедания, каждое из которых воспринимается своими последователями как единственно истинное. Многие века шли ожесточенные религиозные войны, однако попытки силой заставить людей изменить свои представления о Боге оказались безрезультатными.
История отношений между христианством и исламом весьма длительна и знает разные периоды: и воинственные, и мирные. В России эти две религии соседствуют уже больше тысячи лет. Представители разных вер на протяжении последних столетий жили на нашей земле в дружбе, стараясь помогать друг другу. Мудрость духовных и государственных лидеров, мудрость народа позволяла людям хранить свою веру, жить согласно исконным традициям и в то же время совместно трудиться на благо Отчизны.
Условия Российской Империи позволяли исламу развиваться среди исповедовавших его народов. Можно привести такие примеры: в 1787 году на финансовые средства царской казны был издан Коран на арабском языке, а в середине XIX века неоднократно выходили правительственные распоряжения о необходимости для мусульман выполнять все требования своей религии.1 И это при том, что Православие было государственным, господствующим вероисповеданием Российской Империи.
Претерпевая гонения в годы советской власти, Православ ие и ислам боролись за сохранение веры в народе. Духовные лидеры двух религий нередко взаимодействовали в духе добрососедства, поддерживая друг друга. В памяти живы события 1977 года, когда в Москве состоялась Всемирная конференция "Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами", в которой приняли участие представители религиозных организаций из 107 стран. Конечно, на этот форум можно высокомерно взглянуть как на "мероприятие, санкционированное советскими властями". Однако, если учесть все сложности существования Церкви и религий в условиях того времени, непредвзятому историку станет ясно, что сам факт межрелигиозных контактов имел огромное значение.
Как говорилось в итоговом документе конференции, религиозные верования не разделяли участников, ибо их этические заботы оказались схожими. Прибывшие в Москву делегаты нашли почву для взаимодействия в общей озабоченности о благе всего человечества. Далее подчеркивалось: "Наши обсуждения характеризовались стремлением понять друг друга и найти общие пути совместной деятельности ради справедливого мира".
При завершении конференции, выступая с заключительным словом, я тогда особо подчеркнул, что мы, представители Русской Православной Церкви, организаторы встречи, стремились достичь атмосферы взаимопонимания, мирно обсуждать проблемы, стоящие перед человечеством. Опыт показал, что дружелюбные и взаимозаинтересованные отношения сотрудничества вовсе не требуют компромиссов в религиозных убеждениях или преобладания одной стороны над другой.
Сам факт проведения подобной международной конференции должен был продемонстрировать нашим соотечественникам, что на земном шаре есть огромное множество людей, живущих и действующих по вере. Уже в этом одном было значительное достижение.
Тогда нас объединяло стремление предотвратить ядерную катастрофу, угрожавшую существованию людей. Ныне же опасности, подстерегающие человека на жизненном пути, стали гораздо изощреннее и часто выступают под разными видами. Нередко зло скрывает себя под благообразным обличьем. В свое время об этом хорошо сказал доброй памяти председатель Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана муфтий Зияутдин Хан ибн Ишан Бабаханов: "Достижению гармоничного нравственного порядка в личном и общественном существовании мешает зло в многообразных своих проявлениях, вносящее дисгармонию в моральное упорядочение жизни на Земле. Зло извращает основные идеи мира, подменяя истину ложью, знание - невежеством, свободу - рабством, праведность - безнравственностью и безопасность - страхом". Вот, где проходит путь практической реализации христианско-исламского взаимодействия.
Такие задачи, как борьба с пороком, укрепление семьи и нравственности, предотвращение преступности, алкоголизма и наркомании - являются надрелигиозными и надконфессиональными. Ничто не препятствует нам сотрудничать в этих направлениях.
В наши дни все более актуальной становится необходимость развития социального служения верующих, распространения разных форм благотворительности. И православные, и мусульмане имеют в этом свой практический опыт и могут поделиться им друг с другом...
Полностью текст выступления см. на сайте РПЦ
|