А.Коэн - Роль России в Центральной Азии: политика Москвы вызывает опасения на Западе 01:43 23.09.2002
ВОПРОС О РОЛИ РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРАЗИИ ОСТАЕТСЯ ОТКРЫТЫМ
Прошло больше года со времени терактов 11 сентября, и тем не менее Россия продолжает занимать двусмысленную позицию в отношении Центральной Евразии. Политический курс Москвы характеризуется значительным несоответствием между ее желаниями и возможностями, которыми она располагает для их осуществления. Дополнительные осложнения вызывают слабые и неэффективные вооруженные силы, недостаток средств и плохо развитая экономическая инфраструктура государств постсоветского пространства.
Самое главное заключается в том, что стратегической угрозой для России является радикальный исламизм, и в случае ухода из Центральной Азии американских вооруженных сил она должна будет заполнить образовавшийся вакуум власти, обеспечив свое полномасштабное присутствие в регионе. И хотя благодаря интервенции США непосредственная угроза была устранена, вызовы со стороны радикального исламизма, с которыми столкнулась Россия еще до событий 11 сентября, остаются в силе.
В первую годовщину трагических событий 11 сентября на греческом острове Халки состоялась конференция, посвященная проблемам Черного моря и энергоресурсам Каспия. На встрече экспертов, организованной Эллинским фондом европейской и международной политики (ELIAMEP) [http://www.eliamep.gr/main.asp?cat=1&scat=1&obj=true], политологи высказали свои опасения в связи с политикой России.
"В действительности почти все среднеазиатские государства, особенно Узбекистан и Туркменистан, воспринимают Россию как "бывшую", пост-имперскую державу", – говорит Алексей Малашенко, представитель московского отделения Фонда Карнеги. "Влияние России в Ташкенте и Ашгабате близко к нулю. Какое-то влияние она до их пор сохраняет в Таджикистане и Казахстане". Неспособность навести порядок в Чечне даже после восьми лет войны производит тяжелое впечатление во всех государствах Средней Азии. Как оказалось, Россия не имеет возможности оказать эффективную помощь правительствам среднеазиатских стран в борьбе с радикальным исламизмом. Многие эксперты считают, что, хотя сегодня фундаменталисты ведут себя тихо, они сохранили достаточно серьезные ресурсы. Если США решит вывести свои войска, исламисты вполне могут активизироваться и вновь начать угрожать безопасности региона.
Москва внимательно следит за действиями США в регионе. Учитывая финансовые и военные расходы, связанные с возможными антитеррористическими операциями в других регионах, американцы рано или поздно должны будут вывести свои войска или, по крайней мере, приостановить операции в Центральной Азии. И даже если Вашингтон решит выделить значительные средства на гуманитарную помощь, эта помощь скорее всего будет разворована коррумпированными правительствами среднеазиатских государств. А если все же удастся каким-то образом справиться с коррупцией, этой помощи вряд ли хватит для того, чтобы существенно повысить уровень жизни населения. "Рано или поздно в Средней Азии произойдет социальный взрыв, и России придется либо покинуть этот регион, либо вступить в драку", – говорит Малашенко.
Россия, скорее всего, будет выстраивать приоритеты. Важную роль играет судьба русскоязычного населения в Казахстане. Если ухудшатся отношения между Казахстаном и Узбекистаном, а это вполне реальная угроза, Москва выступит на стороне Нурсултана Назарбаева, чтобы предотвратить возвращение в Россию шести миллионов русских. "Россия страшно запоздала с решительной защитой прав человека и нацменьшинств в Средней Азии", – говорит Аркадий Мошес, ведущий эксперт Финского Института международных отношений в Хельсинки. "Работая в более тесном контакте с США, агентствами Евросоюза и ОБСЕ, Москва могла бы значительно лучше защитить русскоязычное население и снизить уровень репрессий".
Последние внешнеполитические акции России могут подорвать альянс Вашингтона и Москвы. 40-миллиардное экономическое соглашение с Ираком, продажа пяти ядерных реакторов Ирану и публичная демонстрация дружбы с Ким Чен Иром не остались незамеченными в Соединенных Штатах. Трудно понять, как эти шаги согласуются с желанием России оставаться надежным партнером Соединенных Штатов на Кавказе и в Центральной Азии.
Напряженная ситуация сохраняется и в Закавказье. Здесь в конфликт вступают не только интересы различных государств, этнических групп и военных группировок. Противоречия возникают также между репрессивной политикой и отсутствием у России возможностей для ее осуществления. Военный истеблишмент убедил президента Владимира Путина, что победа будет обеспечена, если лишить чеченцев "стратегического тыла" в Панкисском ущелье и других районах. Однако действия России в отношении Грузии вряд ли позволят утолить горячее желание Путина положить конец чеченской войне. Наоборот, нагнетая напряженность в отношениях с Грузией, Москва подогревает настроения подозрительности в регионе и усиливает разногласия с Вашингтоном.
Ариэль КОЭН – доктор философии, ведущий научный сотрудник Фонда "Наследие" (The Heritage Foundation, Washington, DC) и автор книги "Российский империализм: развитие и кризис" (Praeger, 1998).
20.IX.2002
|