Б.Шихмурадов - Статус Каспия: новое старое начало. Ситуация патовая 00:36 28.09.2002
Статус Каспия: новое старое начало Патовую ситуацию преодолеть удалось, партия продолжается
Борис ШИХМУРАДОВ - ВИС НДДТ,
Подписанный Г. Алиевым и В. Путиным азербайджано-российский документ о разграничении дна Каспийского моря поставил точку в многолетней возне вокруг нового статуса моря. Согласие между Азербайджаном, Казахстаном и Россией фактически вернуло статус-кво в прежнее состояние – Иран против бывшего Союза или бывшей империи, как хотите. О Туркменистане не беспокойтесь, его уже поставили на место. Вернее, не Туркменистан, а С. Ниязова, который пока прячется, но уже послал В. Путину через его министра И. Юсуфова верноподданническое известие о готовности вместе с Россией наставить Иран на путь истинный. Это факт, который еще раз свидетельствует о странной морали С. Ниязова, десять лет крутившего, извините, голову всем участникам Каспийского процесса своими геоморскими изысками. Даже саммит собрал в апреле в Ашхабаде, окончательно угробив надежду на выработку согласия в пятистороннем формате.
В 1993-1996 годах Ниязов твердил об "общем море" и 45-50-мильной национальной зоне. Потом, с 1996 по 1997 год, он стал говорить только об "общем море", хотя запретил своим подчиненным применять термин кондоминимум, так как слышал в нем, почему-то, нецензурный смысл. В 1997-1999 годах С. Ниязов стал ярым сторонником полного раздела Каспия на национальные сектора и по воде, и по дну. Потом вдруг резко поддержал Иран по формуле "каждому по 20%" и заявил Президенту С. Хатеми, что "пойдет с ним до конца". Далее, в период 2000-2002 годов С. Ниязов все время старался уйти от Хатеми к Путину, но как-то все смущался до своего визита в январе с.г. в Москву, где в обмен на согласие российского Президента приехать на ашхабадский саммит пообещал взаимопонимание и сотрудничество. Но случилось так, что в Ашхабад до Путина приехал Президент С. Хатеми, и С. Ниязов не мог не заверить "дорогого брата" в полной солидарности. Более того, он призвал его выступить против Азербайджана и других "возмутителей спокойствия" на Каспии.
После провала Ашхабадского саммита очнулись все, кто питал в отношении Ниязова хоть какие-то иллюзии. Ждать было нечего и В. Путин сделал королевский ход – протрубил сбор-поход своей каспийской флотилии, продемонстрировавший кто есть кто на Каспии. "Гибкий" Ниязов, перепугавшись, обнародовал новую трехступенчатую формулу, суть которой никто толком понять не может. Ниязов просто хочет вновь понравиться Путину, которого ранее цинично обманул. Но Путин уже стоит на капитанском мостике возрожденного российского каспийского лайнера, на котором удобно всем: и россиянам, и азербайджанцам, и казахам, причем, без потери собственного лица и интересов. Ниязов же пока гребет в одиночку в своей дырявой лодке, но вот-вот тоже заберется на борт к Путину.
А что же Иран? А Иран как был так и остался на своем судне. Так что, друзья, за что боролись, на то и напоролись. Процесс поиска нового режима Каспийского моря надо начинать заново. Как это всегда было на протяжении последних веков на Каспии, так и осталось: две стороны – Иран и Россия плюс три. И, честное слово, ничего в этом обидного для новых независимых государств нет. А возможностей договориться сейчас гораздо больше, ибо не сможет больше С. Ниязов торпедировать разумные компромиссы, а Иран окончательно утвердится во мнении,что Россия имеет серьезный ресурс на постсоветском пространстве.
Москва признала, что долгий период имела неверные представления о том, что выгодно, а что нет, для нее в новой обстановке на Каспии. Принятие условий оппонентов, выступавших за разграничение дна, неожиданно оказалось для России крайне интересным. Во всяком случае, приобретений больше. Остается рассчитывать на аналогичное проявление хладнокровия со стороны Ирана. В конечном счете, дело не в размере национального сектора, а в эффективности экономического и политического взаимодействия. С этой точки зрения, для Ирана, имеющего плотные отношения с Россией, открываются хорошие перспективы. Целесообразнее, в данном случае, измерять не территорию, а считать возможные прибыли от активного торгово-экономического партнерства. По крайне мере, если проанализировать результаты поиска нового юридического статуса Каспия с самого начала, с 1991 года, то выяснится, что никто ничего не потерял. Север и Юг Каспия остались "при своих". Просто удалось преодолеть патовую ситуацию, и партия продолжается, но уже в предсказуемом режиме. И как бы теперь Ниязов ни раздувал ноздри, запаха крови ему не учуять. Сегодня есть все основания констатировать, что Каспийский процесс спасен. Каждый из его участников должен трезво оценить это и адекватно смоделировать свое поведение. 27.09.02
|