"Око" - В Казахстане новый закон "О госслужбе". Статус повышается 00:12 30.09.2002
Защита госслужащих - дело государства Депутаты мажилиса одобрили проект закона "О государственной службе" Дмитрий ПОКИДАЕВ Астана
Правительство и парламент выполнили одно из поручений Президента, данное им в августе, - разработать и принять законопроект, который повысил бы привлекательность государственной службы в глазах населения. Примечательно, что законопроект, усиливающий социальную защиту людей, находящихся на службе у государства, прошел в мажилисе без особых замечаний со стороны народных избранников. Которые все чаще говорят о том, что правительство представляет им "сырые" законопроекты.
Президент в августе говорил о необходимости кардинальных изменений в механизме государственной служебной машины. А именно - о необходимости защиты людей, находящихся на государственной службе. Поскольку отсутствие сколь нибудь ясных карьерных перспектив вкупе с постоянным ожиданием: не сменится ли начальство, не приведет ли новый руководитель с собой своего человека на твое место, - по сей день обуславливает повышенную текучесть кадров в государственных учреждениях. При этом, как вы сами понимаете, первыми уходят лучшие кадры. Те, кто без особых проблем найдет себе место и в частных структурах.
Таким образом, по мнению разработчиков нового законопроекта, проблема удержания кадров, если ее можно так назвать, сводится к твердой гарантии государственному служащему - при всех пертурбациях он сохранит свое место в госорганах и адекватный своей квалификации оклад. Даже если с приходом нового начальника ему придется менять место работы. Для этого государство должно создать резерв, то есть, фактически, реестр вакантных мест на госслужбе в стране. И, при возникновении нештатной ситуации, то есть сокращения либо увольнения госслужащего господина имярек, предложить ему новое место работы. Адекватное той должности, которую он до сих пор занимал.
Решение соломоново по отношению к госслужащим. Есть, правда, опасность того, что государственная служба в этом случае превратится в вещь в себе. То есть вливание свежей крови в госучреждения станет невозможно, поскольку все вакансии будут закрыты перемещающимися с места на место чиновниками. Опасность возникновения подобной ситуации, кстати, подчеркивал депутат Серик Конакбаев. По его словам, у людей нет твердой уверенности в том, что на государственную службу проходят действительно показавшие лучший результат при проведении конкурсов казахстанцы, а не чей-то "блат". Поэтому конкурсы на замещение вакантной должности на государственной службе должны быть максимально открытыми. Председатель агентства по делам государственной службы Заутбек Турисбеков против максимальной открытости конкурсов не возражал, заявив, что лично он готов на них приглашать и депутатов мажилиса, и представителей СМИ, чтобы те убедились, - при проведении конкурсов "кумовством" и не пахнет. Просто при нынешней системе человеку достаточно набрать 50 баллов, чтобы считаться претендентом. А вот при дальнейшем отборе в дело вступают многие факторы, исключить из которых некоторую долю субъективизма затруднительно.
Еще одно новшество, которое несет законопроект: человек, поменявший место работы, но сохранивший за собой статус госслужащего, сохраняет право на очередной оплачиваемый отпуск. До разработки законопроекта такой нормы не было, в результате служащие, вовлеченные в постоянную "ротацию кадров" не могли получить отпуск по три-четыре года. Поскольку проработав полгода на одном месте, вынуждены были переходить на новое место работы, где отсчет времени до отпуска начинался "с ноля". Согласно новому закону, теперь отсчет времени до отпуска будет начинаться с момента обретения человеком статуса госслужащего, вне зависимости от того, сколько должностей и мест работы он поменял за год работы в этом статусе.
Для тех же, кого данные нововведения по-прежнему не устраивают, и они все чаще задумываются о переходе на "вольные хлеба", законопроект предусматривает выходное пособие в размере четырех среднемесячных заработных плат и возможность вернуться на государственную службу без конкурса. Если они этого, конечно, захотят. Таким образом, новый законопроект фактически утверждает словосочетание "государственный служащий" номинальным званием, подобным армейским. То есть, выходя в отставку, военный сохраняет за собой воинское звание, точно также казахстанец, прошедший однажды конкурс, работавший в государственном учреждении и уволившийся оттуда по собственному желанию, остается госслужащим. И может восстановиться, если "хлеба вольные" придутся ему не по вкусу.
Напомним, большинство депутатов проголосовало за одобрение законопроекта и направило его на рассмотрение в сенат. Особых претензий законопроект не вызвал, если не считать разногласий по предложению разработчиков о формировании кадрового резерва политических государственных служащих только администрацией Президента РК. Депутат Гани Касымов предложил формирование резерва должностей политических служащих отнести к прерогативе не только администрации Главы государства, но и палат парламента, правительства и верховного суда. Его поддержали мажилисмены Валентин Макалкин и Серик Абдрахманов, но не большинство мажилиса.
|