Профессор Ан-Наим придумал как примирить демократию с теократией. Надо ли ислам толковать по-новому? 00:37 02.10.2002
УЧЕНЫЙ-ЮРИСТ ПРЕДЛАГАЕТ НОВЫЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ И ДЕМОКРАТИИ
Мусульманские государства в Африке, на Ближнем Востоке и в Евразии стремятся примирить идею теократии с современными представлениями о демократическом государственном устройстве. Ученый-юрист, выступая на сентябрьском форуме Института "Открытое общество", заявил, что причиной этого противоречия, которое дает о себе знать в событиях, происходящих на территории от Ирана до Узбекистана, является устаревшая трактовка основных концепций ислама.
По мнению Абдуллахи Ахмеда Ан-Наима, профессора юридического факультета Университета Эмори (США), религия, светское правление и права человека взаимодополняют друг друга и не могут существовать независимо в мире искренно верующих людей. 20 сентября, выступая на открытии серии лекций и обсуждений, целью которых является выяснение отношений между религией, правами человека и принципами демократии, Ан-Наим выдвинул тезис, направленный против представлений о том, что какое-либо бренное государство, преходящий закон или быстротечная политическая система может быть выражением божественного закона ислама. Законотворческий орган "не может давать дефиниций исламских принципов", – сказал профессор, – так как "любая апелляция к божественному производится посредством человеческого воображения". И поскольку, продолжил профессор, человеческие существа сами принимают и толкуют законы, эти законы по необходимости остаются несовершенными и не отражают существа божественных учений. Исходя из этого, Ан-Наим выдвинул концепцию "синергии и взаимозависимости". Чтобы верующие могли жить в свободном обществе, его законы должны учитывать и религию, и светское общество, и права человека.
Эта модель работает примерно следующим образом. Чтобы достичь идеала всеобщих прав человека, сформулированного в Уставе ООН, различные религиозные общины должны объединить свои усилия. Для этого верующие (к которым Ан-Наим причисляет и самого себя) должны признать верующих других исповеданий равными себе в моральном смысле. Законы должны быть основаны на принципе светского общества: все верующие заслуживают того, чтобы к ним относились как к равным. Приняв учение о всеобщих правах человека, доказывает Ан-Наим, мусульманин уже не будет считать, что христианин (а также еврей, мусульманин другой традиции или атеист) не заслуживают свободы и безопасности. А поскольку религиозное учение не может быть превращено в закон без участия человека, светские законы "создают политическое пространство для [приверженцев различных религий], так, чтобы они могли жить рядом друг с другом".
Теория профессора Ан-Наима, несмотря на свою абстрактность, имеет значение для современной ситуации в Центральной Азии и остальном мусульманском мире. 24 сентября президент Ирана Мохаммед Хатами внес в парламент законопроекты, в которых выражены иные, нежели у консерваторов, взгляды на религиозное государство. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Хатами стремится реформировать систему правления Ирана, придав ей более демократический характер. Вместе со своими соратниками он считает, что это можно сделать, оставаясь в рамках теократии.
Несмотря на то, что Ан-Наим и присутствовавшая на его выступлении аудитория не обсуждали ситуацию в конкретных странах, поднятые темы имеют большое значение для борющихся за свое выживание республик Средней Азии. Узбекский лидер Ислам Каримов не прекращает преследования мирных религиозных группировок и диссидентов. Считается, что во многом эта репрессивная политика объясняется попыткой покушения на Каримова, совершенной в 1999 г. радикальной боевой группировкой – Исламским движением Узбекистана (ИДУ). Главной целью ИДУ является свержение существующего режима и создание халифата, т.е. государства, основанного на исламском законе. Аналогичные столкновения между государством и вооруженными исламистами произошли в Кыргызстане и Таджикистане. 25 сентября Соединенные Штаты вновь назвали ИДУ "террористической организацией": "Имеются данные, что Исламское движение Узбекистана вынашивает планы очередных террористических нападений". Преследование по религиозным мотивам и связанные с этим волнения придают особую значимость вопросу о соблюдении интересов религий, светского государства и прав человека.
В своем выступлении Ан-Наим косвенно осудил как религиозную цензуру, так и воинствующий фундаментализм, который может возникать в качестве реакции на репрессии. "Религия, светское общество и права человека не могут существовать независимо друг от друга для тех, кто верит в сообщество", – сказал ученый. "Надежда на [стабильность и реформу] заключена в том общем, что объединяет эти [формы] идентичности, а не в отрицании [отдельных форм]". Например, если государство считает себя мусульманским, то его законодательство должно отказаться от "наставлений Корана, потерявших свое значение в современном мире", к числу которых относится терпимое отношению к насилию над женщинами. В новой религиозной трактовке законодательство будет основано на светских принципах, которые придадут новый импульс свободному выражению религиозных взглядов и подтвердят значение всеобщих прав человека.
Ан-Наим работает со студентами, надеясь на осуществление своих принципов во всех странах мира. Он предлагает своим слушателям подумать, не относится ли к правам человека также и экономическое развитие и повышение жизненного уровня. Уже под конец дискуссии, Ан-Наим сказал, что светские законы, направленные на защиту прав человека, не в состоянии обеспечить лояльность граждан, если не будут дополнены религией, которая должна занять свое законное место в общественной жизни. "Мы должны относиться к религии всерьез, – сказал он, подводя слушателей к мысли, что государственные интересы выше личных. Вопросы религиозной свободы и прав человека продолжают играть определяющую роль в жизни людей в странах Средней Азии, поэтому тезису Ан-Наима о "взаимозависимости" предстоит суровая проверка на практике. Однако в этом тезисе имеется творческий заряд, благодаря которому он может найти новых сторонников в среднеазиатском регионе. 30.09.2002
|